]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
В России
Главная → В России
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Крашеный Штирлиц: операция прикрытия

11:20 13.05.2009
, Игорь Чебыкин

Наше телевидение может только копировать Запад и эксплуатировать советские хиты?

Раскрашивание до недавнего времени считалось исключительно детской забавой. Наверное, у каждого в детстве были книжки, где можно было раскрашивать прозрачно-бестелесные фигурки людей, животных, дома, деревья. Теперь раскрашивание поставлено на службу шоу-бизнесу. Теперь это стоит больших денег и называется колоризацией. В 80-х годах прошлого века в Америке придумали колоризировать (то бишь раскрашивать) старые голливудские черно-белые киноленты. Спустя 20 лет идею позаимствовали и в нашей стране. Скопировали то есть. На минувшей неделе Первый канал и канал «Россия» с гордостью продемонстрировали стране приготовленный к 9 Мая подарок – засиявшие всеми цветами радуги легендарные фильмы 1973 года «В бой идут одни старики» и «Семнадцать мгновений весны». У создателей фильмов – Леонида Быкова и Татьяны Лиозновой – не было возможности сделать ленты цветными. «Семнадцать мгновений весны» – телесериал, а в 1973 году телевидение в СССР было черно-белым. Что касается Быкова, то ему, как утверждает режиссер-колоризатор, цветную пленку не дали по идейным соображениям: худсовету не понравился сюжет картины.

Черно-белые рамки тем не менее не помешали Леониду Федоровичу и Татьяне Михайловне создать подлинные шедевры, до которых очень многим лентам из золотого фонда Голливуда – как цветным, так и не цветным – тянуться, но не дотянуться. Однако этот факт, в свою очередь, не остановил современных раскрасочных дел мастеров, решивших все-таки поиграть с цветом. Если бы кто-то решил раскрасить (не отреставрировать, а именно раскрасить), скажем, «Мону Лизу» с использованием недоступных Леонардо в XV-XVI веках технологий и красок, чтобы блеску в глазах и румянца на щеках у Лизы было побольше, чтобы одежда смотрелась понаряднее, а пейзаж за спиной – поживописнее, это, наверное, назвали бы вандализмом. Когда, по сути, то же самое, но в еще более радикальной форме происходит по отношению к киноленте – это называется грандиозной премьерой в прайм-тайм.

Авторы раскрашенных версий объясняют свою затею стремлением привлечь к великим фильмам внимание в первую очередь молодежи. Получается, наша молодежь реагирует только на цвет – как маленькие дети реагируют на разноцветные воздушные шарики, кукол с волосами и платьями в ядовито-ярких тонах, леденцы в броских обертках. Тогда авторы цветных версий слишком плохо думают о молодежи и официально озвученным обоснованием колоризации картин лишь невольно подчеркивают свое не самое уважительное отношение к молодой аудитории.

Режиссер цветной версии картины «В бой идут одни старики» добавляет, что Быков хотел снять фильм в цвете, и потому, раскрасив пленку, они, дескать, исполнили волю великого актера и режиссера. Античный скульптор Агесандр, которому приписывается авторство Венеры Милосской, тоже хотел изваять и изваял физически полноценную женщину, богиню, а не инвалида с обрубками вместо рук. Не было на то его воли – чтобы с обрубками. Означает ли это, что к статуе Венеры, хранящейся в Лувре, нужно приделать руки во исполнение воли Агесандра? Будет ли Венера с руками пользоваться у молодежи бОльшим успехом, нежели Венера безрукая? И не потеряет ли в этом случае человечество общепризнанный на протяжении уже почти 200 лет шедевр и памятник истории, получив взамен его усовершенствованную версию?

Не знаю, задавались ли подобными вопросами в их ситуации создатели цветных версий любимых не одним поколением россиян фильмов, но знаю ответ одного из специалистов, занимавшихся колоризацией картины «В бой идут одни старики», на заданный в приватной беседе вопрос: «А зачем нужно было раскрашивать фильм?». Как рассказали мне друзья с телевидения, ответ был такой: «Ты что?! Это же прикольно: «В бой идут одни старики» – в цвете!» Вот и вся мотивация, простая и ясная. «Прикольно» – это действительно сильный аргумент для современного телевидения, чья задача – удивить и развлечь зрителя любыми доступными способами и любыми же доступными способами поднять рейтинг программы и канала. Соображения эстетичности, трепетного отношения к истории и традициям, художественный вкус и чувство меры здесь отступают на второй план.

Но, с другой стороны, задаются вопросом сторонники колоризации, если взглянуть на вещи отстраненно, неужели легендарные фильмы в цвете стали хуже? Ведь и Штирлиц, и Мюллер те же, и голос Копеляна тот же (но уже без классических пауз), и пастор Шлаг все так же не умеет ходить на лыжах. Только все это теперь заиграло новыми яркими красками и звуками. Чем же хуже? Тем, на мой взгляд, что в случае с «Семнадцатью мгновениями весны» в результате колоризации напрочь пропала органичность черно-белой картинки, многократно усиливающей ощущение реалистичности происходящего в кадре и очень точно передающей атмосферу Берлина весны 45-го года – изувеченного бомбежками, забившегося в бомбоубежища и бункеры, издыхающего города, которому остались считанные мгновения до последней агонии – штурма. Города, в котором война уничтожила все цвета, сохранив только черное и белое – свет и тень, жизнь и смерть, предчувствие скорой смерти и желание вцепиться в жизнь, спастись любой ценой. Жизнь и смерть в Берлине в тот момент соприкасались повсюду, как соприкасались черное и белое, смешиваясь и рождая на стыке третий цвет – серый: серые фасады зданий, серые солдатские шинели, серые от страха лица горожан, серое, подернутое дымом пожарищ небо, серый рассвет в кабинетах с зашторенными окнами, где гитлеровские бонзы работали ночи напролет. Черный, белый и серый цвета и создавали тот органичный фон, на котором разворачивались события сериала. Эти три цвета были полноправными актерами, которые, так же, как и актеры-люди, мастерски делали свое дело на экране. Раскраска уничтожила эту органику. И ради чего? Думается, все же не ради заботы о молодежной аудитории и желания вдохнуть жизнь в старые ленты: они переживут еще многие поколения наших соотечественников. А ради рейтинга. Ради «прикольного» эксперимента. И ради, как верно было подмечено в прессе, рекламы запланированного к показу осенью фильма «Исаев» – приквела, так сказать: рассказа о событиях, предшествующих событиям, рассказанным в предыдущем фильме. В данном случае – в «Семнадцати мгновениях весны».

А еще раскраска была сделана ради этого звонкого ликующего анонса: «Грандиозная премьера! На нашем канале!»: на Первом – раскрашенный капитан Титаренко, на канале «Россия» – раскрашенный штандартенфюрер Штирлиц.

Вот в этом – и весь фокус: фильм – тот же самый, Штирлиц с Мюллером – те же самые, а преподносится это все как грандиозная премьера. Не нужно придумывать, создавать что-то свое: достаточно взять сомнительную идею, придуманную в Америке 20 лет назад, взять определенное количество долларов, необходимых для проведения сложной и трудоемкой процедуры колоризации, взять шедевр, созданный в СССР 36 лет назад, раскрасить его, кое-где переозвучить – и, гордясь своей креативностью (и, видимо, чувствуя себя соавторами произведения), выдать это за принципиально новый продукт, высокий интерес к которому со стороны аудитории гарантирован благодаря бешеной популярности базового материала. Несколько лет один из центральных каналов проделал похожий трюк с «Иронией судьбы», показав ее не в предновогодние дни, как все привыкли, а в разгар лета. Показ предварялся кричащей рекламой, призванной убедить аудиторию, что речь идет о настоящем прорыве в области телевещания, гениальном складе ума руководителей канала и втором рождении бессмертной картины. Поклонникам фильма, конечно, одинаково приятно смотреть его и зимой, и летом… но зачем, спрашивается, сотрясать воздух и подавать свои пиар-выкрутасы как плоды бурной творческой деятельности?

Этим приемом – истерично-восторженной презентацией чужих идей, подкрашенных, подрумяненных, адаптированных к нынешней российской действительности и снабженных лейблом «Новинка!», – наше телевидение и шоу-бизнес в целом пользуются очень давно и очень ловко. Этот прием позволяет прикрыть собственную бледную немочь и креативную беспомощность. И в этом смысле раскрашивание «Семнадцати мгновений весны», выражаясь языком разведчиков, – тоже операция прикрытия.

Подавляющее большинство грандиозных премьер и громких проектов – это либо российские аналоги западных сериалов и шоу («Моя прекрасная няня», «Не родись красивой», «Счастливы вместе», «Поле чудес», «Кто хочет стать миллионером?», «Танцы со звездами», «Имя Россия» и т. д., и т. п.), либо эксплуатация нестареющих советских хитов («Старые песни о главном», продолжение «Иронии судьбы», теперь вот – раскрашенные «Семнадцать мгновений весны» и «В бой идут одни старики», грядущий «Исаев»). Зачастую западные кальки на нашем экране выглядят откровенно нелепыми и противоестественными, тогда как современные переложения золотого советского фонда – напротив, абсолютно оправданными: во-первых, к собственной истории и творческому наследию нужно относиться бережно, а во-вторых, это – действительно выдающиеся произведения, лучше которых у нас пока ничего не придумали. Потому и хочется знать: а что-то свое – оригинальное, достойное и интересное – можете придумать? И хотите ли придумывать? Что у нас вообще есть своего, сугубо российского на том же телевидении? Первое, что приходит в голову, – «Дом-2». Чисто российский проект. Занавес.

Темы: Искусство и культура, Проблемы духовного развития в России, СМИ в России
Источник: KMnews
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 03.06.2009, 03:17
    Гость: chapaev

    его органика и энергетика расплываются в деталях, рассредотачиваются в цветных мелочах движимых и недвижимых объектов. Но ведь это не есть фильм акции, а нарративная, прежде всего, фабула, отснятая в стилистике определённой эпохи и в стилистике документа определённой эпохи; потому даже и нарратор непосредственно за кадром звучит - спасибо Еф.Коп., усиливая и передачу рефлексии героя и нашу собственную стимулируя.
    Так вот, молодежь -из нечитающей - может, и привлечёт цветной вариант, но угостить её всем спектром "вкусностей" шедевра не сможет, дать импульс к рефлексированию, приучить к этому - увы... Посмотрят, скажут "а чё, прикольный, блин, чувак, этот Штирлиц, ваще кино прикольное", на том и кончится. Так и будет плавать привлечённая молодёжь по (или даже на) поверхности вместе с обновителями, не углубляясь... А ведь что на поверхности-то плавает, общеизвестно...
    Господи, только бы "Золушку" не покрасили! А то весь хрусталь убьют...

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 03.06.2009, 03:16
    Гость: chapaev

    Мой сын уже в возрасте 7 лет от Штирлица не мог оторваться! ЧЁРНО-БЕЛОГО!!! Не люблю слова "магия" но в случае "17 мгновений" -
    допускаю - магия кино, настоящего. А в цвете ему меньше нравится - объяснить до конца, будучи 10-летним представителем молодёжи, не может, но в переводе на язык искусствоведения звучало бы - "нет эффекта присутствия". Смотрит со мной и самостоятельно ч/б художественные и документальные фильмы о войне и не только, и его не то чтобы привлекать нужно было бы, а отвлечь невозможно, т.е. оттянуть. Следовательно, вывод 1-й - настоящее искусство и любой настоящий акт мысли человеческой вообще вполне доступен, очень привлекателен и читабелен; вывод 2-й - детьми надо ЗАНИМАТьСЯ! Метод и способ? - прежде всего - КНИГА!!!
    А для меня лично в цветной версии Штирлица имеет место другая вредная штучка - кадр уже не фиксирует твоего внимания на реляции, на диалоге дейстующих персонажей, их психологической игре или войне, весь нерв кадра, его органика и энергетика расп

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 20.05.2009, 15:21
    Гость: Юрий

    Подростки сейчас книги то не читают а фильм посмотрели-это несомненный плюс, а вот не очень хорошее сопровождение фильма и невысокое качество исполнения так это не минус а современность)))))))))
    У нас сейчас почти все халтура так что чего ждать???

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 20.05.2009, 11:17
    Гость: Опоздавший.

    Мы сами согласились поставить ТВ (как и школу, как и медицину) на комерческую основу.
    Получили то, что и могли получить. Ничего другого.
    Как в медицине единственной финансово состоятельной целью (и потому - достигнутой)всей отрасли является не выздоровевший пациент, а хронический больной (постоянный источник доходов), так и на ТВ единственной финансово обоснованной целью (и потому достигнутой) является замороченный дебил, для которого ДОМ-2 отдушина. Ибо можно час просидеть не думая.
    Жернова системы, единственно важной целью которой является получение прибыли обкатают до абсолютной круглости любого актера, режиссера, сценариста независимо от таланта.
    Менять надо не людей на ТВ - это вторично. Менять надо концепцию ТВ. Выводить ТВ из комерции, из рынка. Кончать с идиотизмом системы рейтингов и споносров.
    Тогда за год изменится все.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 19.05.2009, 23:54
    Гость:

    ///////Чапай
    Наше телевиденье и кино давно уже не наше, русским и другим нашим талантам вход воспрещён, там царят бездарные потомки знаменитостей из избранных, так чего удивляться раскраскам, подражанию голливуду,унылым и скучным комеди клабам, нашарашам, модернам, пошлым и грязным кривым зеркалам и прочим мерзким домам и сексам с анфисачеховым и ксенисобчаками./////
    Ко всему прочему, реятинговость передач исследуют зарубежные агенства и только они. Можно не сомневаться, какие передачи у них будут "наиболее" рейтинговыми.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (101)
]]>
]]>
Выбор читателей
Мединский объяснил смысл новой обложки учебника истории для 11-х классов
В России в перечень сельскохозяйственной продукции включили бананы
© KM.RU, Александра Воздвиженская
В Госдуму внесен законопроект о запрете сноса Мавзолея
Могут и должны
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
«Крым нужен России на случай похолодания»: преподаватели в шоке от уровня знаний абитуриентов
Важнейшее явление 2020 года - усиление тяги к правде об СССР
«Непоследовательность и колебания верхов наносят делу денацификации Украины больший урон, чем все стряпаемые в Киеве фальшивки»
Конфликты между братьями и сестрами. Роль родителей
Кинопремьера «Африка»: детям о блокаде Ленинграда
Сборник Gods of Metal «From Rock’n’Roll to Heavy Metal»
В России начат прием заказов на кросс-купе Geely Tugella
Кинопремьера «Сказка для старых»: почему в церквях нет зеркал
Как царь Николай I боролся с панславизмом
«Монгол Шуудан», Arbat 21, 1 марта
ARTEMIEV «Время летит... Время молчит»
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.