Кто из нас не толерантен – мы или они?

Отчего это так бывает, что присутствие одних мигрантов служит раздражающим фактором, а других – нет? Когда это закончится? Однажды я задал этот вопрос в своем блоге и получил ответ: «Когда сблизятся культурные уровни». То есть когда они, приезжие, станут как мы, коренные.
Когда они станут говорить без акцента, начнут одеваться, как мы, приобретут привычку ежедневно принимать душ и пользоваться дезодорантами, начнут вести себя естественно и непринужденно, оставаясь при этом вежливыми и предупредительными, а также избавятся от манеры размашисто жестикулировать и обращаться друг к другу на повышенной громкости.
Оглянувшись вокруг, видишь, что да, тех, кто сделал все это, уже достаточно много, и их присутствия не замечаешь, то есть они не напрягают. Но других, которые и не думали меняться, гораздо больше. В местах, где они живут и работают, наверное, нет достаточных условий (душевых, постирочных и т. п.). Но не видно также желания измениться и у них самих. Насколько нам известно, не существует законов, которые обязывали бы их учить русский язык. Где, скажите мне, вечерние курсы по русскому языку, у которых толпились бы мигранты? Их нет.
Нет законов – нет и стимула. В какой-то момент они понимают, что можно жить и так. Разговаривать только со своими, ходить группами, селиться анклавами. В результате мы получаем устойчивые образования, замкнутые в себе и отвергающие внешние воздействия. В этих анклавах действуют свои законы и свое «правосудие», ими управляют свои «власти», только номинально подчиняющиеся властям официальным.
Нечто подобное наблюдалось до середины позапрошлого века в Российской империи, когда пришедшие из Польши евреи селились своими общинами, именуемыми кагалами, в местечках в пределах черты оседлости. Что творилось внутри кагала, власти не знали и особо не интересовались, до тех пор, пока однажды не осознали, что там их власть заканчивается, там чужая территория и чужие правила, непонятные и таинственные. После этого кагалы были запрещены, евреев обязали выучить русский язык и они постепенно ассимилировались с коренным населением.
Конечно, то, что мы видим сейчас, глядя на иностранную рабочую силу, – не кагал. Но это где-то близко. Более того, раздаются голоса, что иностранная рабочая сила нам нужна, что без нее не обойтись, а значит, не нужно от нее требовать ассимиляции, пусть живут как живут.
В этих утверждениях ложными являются сразу два положения. Обойтись без нее мы можем, если станем использовать точно такую же свою безработную рабочую силу из российских регионов. И ассимилировать иностранцев непременно нужно, если мы не хотим проблем с ними в будущем. Да и самим коренным жителям гораздо спокойнее и приятнее иметь дело с ассимилированными мигрантами, чем с не являющимися таковыми. Проблемы, ясное дело, будут, уже сейчас они есть. Но лучше, чтобы они были мелкими и бытовыми, чем крупными и межэтническими.
Несколько последних примеров из повседневной жизни. Еду в маршрутке, сзади звонит телефон, его хозяин, щуплый азиат, отвечает на звонок и начинает длинный разговор громким каркающим голосом, который кажется нестерпимым в тесном пространстве «газели». Затыкаю уши наушниками с музыкой, но голос доносится и сквозь них. В плеере внезапно садится батарейка, а азиатский разговор все продолжается и становится еще визгливее. Мысленно припоминаю все нецензурные слова, которые приходилось слышать ранее, и примеряю их к говорящему – подходят ли? Пару раз оглядываюсь на него и бросаю красноречивые взгляды – нет, не понимает. Соседи начинают ерзать, но все почему-то стесняются сказать ему, чтобы говорил потише или вообще замолчал, подождал, пока приедем. А вы говорите, нет у нас толерантности – вот же она!
Или вот, минувшим воскресеньем выхожу из метро. У торгового центра собралась толпа азербайджанской молодежи, человек тридцать. Стоят на проходе, всем мешают, что-то обсуждают и, кажется, чего-то ждут.
- О, драчка будет! – роняет какой-то подросток, проходя к магазину.
Останавливаюсь, жду, потом иду в магазин и где-то через полчаса выхожу. «Драчки» все нет, только проходящий наряд милиции шуганул собравшихся, и теперь они сидят на ограде вдоль газонов. На лицах напряженность, взгляды настороженные. Заметив, что я их разглядываю, начинают разглядывать меня. Подождав еще немного, иду домой с мыслью, что они определенно представляют собой проблему, и таких куч молодежи мне прежде не приходилось видеть в этом районе. Что же из этого следует?
Термин «толерантность», а вернее, «уровень толерантности», все чаще становится критерием оценки качества совместного проживания представителей разных национальностей на одной территории. Социология говорит о толерантности как о терпимости к чужому образу жизни, поведению, обычаям, верованиям. Ключевое слово здесь — терпимость.
Но достаточно ли просто быть терпимым и не преследовать тех, чей образ мыслей и действий отличается от твоего? Терпимость — это путь к социальной стабильности, однако ведет ли умение терпеть того, кто тебя раздражает, к диалогу и взаимной интеграции, к сглаживанию противоречий?
В идеале всеобщая толерантность должна смениться на мирное соседство и взаимную интеграцию через общий труд. Тогда у мигрантов появятся обязанности и ответственность по отношению к стране, принявшей их.
Пока же практика подтверждает, что нет у мигрантов и их детей желания принять ту самую толерантность — выучить русский язык и перестать ныть по поводу отсутствия равного к себе отношения. Подразумевается, что толерантными должны быть только мы. Но разве это не взаимный процесс?
Комментарии читателей Оставить комментарий
Об акценте.Знакомый китаец говорит почти без акцента.В россии живет почти 10 лет.Притом грамотная речь.Трудится на преемнике черкизона.Талант ?
Если ты не моешся ,то чтобы от тебя не воняло ты пользуешся дезодорантами.Дезодоранты заглушают вонь.Всем известные французы изобрели одеколон и духи для нейтрализации вони.Если ты моешся и от тебя всеравно воняет обращайся к врачу.Дезодоранты не помогут.Из этого следует ,что если человек пользуется дезодорантами то он нечистоплотен или болен.
Слово и понятие толерантности - пришли с запада. Они подразумевают взаимную терпимость. А тут не запад, тут азия и порядки другие. Тут если ктото терпит, значит он трус, а если не отвечает можно давить дальше, и дальше, и дальше - пока не ответит. Азиаты любят толерантных. и наоборот нетолерантных нелюбят и ни за что не поедут на кавказ например. Вот все эти условности сложны - они для европы, а для азии все просто: вы идете, навстречу собака, рычит, побежите - укусит, нет - разорвет всю задницу на полосы, ей тоже нравятся толерантные; ПНИТЕ ее. и все будет хорошо - потому что это Азия. а вы - ну просто дети, которые за себя заступиться не могут
Вы вообще в России живете? Или вещаете из прекрасного далека? Наверное, с Марса или подальше.
Ваши рассуждения отдают маниловшиной.
Беда именно в том, что эти никому не нужные, кроме Полонских, желающих иметь рабов, люди, не только не соблюдают наши законы и обычаи (что тоже очень важно, не все в кодексе прописывается), но даже не имеют о них понятия.
Читали статью- они не только не ассимилируются, но вообще по русски не говорят и естественно, не читают. Откуда им что-то знать? Живут своими анклавами, ведут себя как хотят, да еще и делают замечания местным, женщинам вслед кричат и т.д. При мне покрыли матом, это они выучили, а слова "Вы" вообще нет в этих диких языках, старушку на базаре, когда они спросила почему так дорого подгнившие овощи.
В Питере практически все автобусные маршруты захватили мигранты, хамящие и лихачившие. Наших водителей просто избивали и протыкали колеса, и выкинули с рынка. газеты писали об это, как выкидывали наших водителей с маршрутов, и что?
В СССР иностранные рабочие приезжали организованно, по договорам и на точно определённый срок. Сколько их приехало столько и уехало, никаких неучтённых нелегалов не было. Кто мешает властям сейчас руководить мигрантами, организовывая их для работы нужной государству, а не их диаспорам?