Осознание и переживание момента во время Службы это личное дело совести участника. Переживает Лужков или нет, это его личное дело; ему и нести ответ. Отвлечение же других во время Службы от их возможных чувств является провокацией, спросоцированной страхом остановить кощунствующего. Является ли поведение Лужкова результатом его низкой культуры или злого умысла сутью не является.
Трансляция праздничной пасхальной службы на Первом канале ТВ не обошлась без курьезов, сообщает интернет-сайт DAILYONLINE. Комментатор, рассказывая о присутствующих на праздничной службе, отметил: «В храме Христа Спасителя присутствуют первые лица государства, несущие высокую ответственность за страну, за народ в эти не самые легкие времена, — это наш премьер-министр, премьер-министр России Дмитрий... Владимир Владимирович Путин и президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин».
Баба Клава комментирует:
- В том, что комментатор оговорился, греха большого нетути. Прямая трансляция – дело ить ответственное. И хотя вся служба расписана загодя, важно не сбиться, чтобы закадровые слова совпадали с тем, что нам показывают на экране. Даже по голосу комментатора чувствовалось, как волнуется человек. Низкий ему поклон!
А «курьез» на самом деле, как мне кажется, совсем в другом. Человек, по чьей инициативе и с чьей помощью был восстановлен храм Христа Спасителя, из года в год является туда на пасхальное (и не только) богослужение и оченно странно себя ведет. Мы кажинный год наблюдаем, как мэр Москвы (Юрий Лужков. – Прим. КМ.RU) идет в первых рядах крестного хода и постоянно кого-то отвлекает разговорами. Я помню, как раньше он настойчиво внушал что-то покойному Патриарху Алексию, который вежливо его слушал, но не отвечал. На энтот раз Лужков разговаривал с каким-то дядечкой в костюме (я его не признала).
Как же так? Религиозные праздники оченно человечны, потому что верующие искренне переживают. Страстная пятница – горюют: Христа распяли. Пасха – ликуют: воскрес Иисус! Посмотрите на крестный ход: лица идущих сосредоточены, каждый пропускает через себя, через свою душу смысл обряда. А тут в их ряды затесался говорун со свечкой. Ля-ля и ля-ля… И энти «разговорчики в строю» показывают на всю страну.
Помню, как однажды Ельцин поздравил в храме Патриарха и прихожан с Рождеством: «Христос воскресе!» Патриарх-батюшка деликатно смолчал, не стал поправлять. Мудрый человек понимал: для Ельцина энто всего лишь государственная обязанность. Не расшатал церковные устои – и на том спасибо!
Жаль, что так и не нашлось смельчака, который сказал бы: Юрий Михалыч, вы здесь, конечно, не последний человек, но все-таки свой устав оставляйте, когда идете в чужой монастырь. Но не говорят. То ли боятся, то ли не считают, что Храм Божий для мэра Москвы – чужой: «Как так?! Он ить его ж строил!» Ну, тогда энто уже не курьез, энто беда…