Мечеть в Текстильщиках: власть пошла на попятную

Планы строительства мечети на Волжском бульваре, в районе Текстильщики на юго-востоке Москвы, которые вызвали общественную дискуссию, могут быть реализованы только при согласии жителей района. Именно они должны принять окончательное решение по этому вопросу. Об этом сообщил [http://www.rian.ru/ РИА «Новости»] префект Юго-Восточного административного округа столицы Владимир Зотов.
«Мечеть не может быть построена, пока не будет получено согласие жителей. После разработки ГПЗУ (градостроительного плана земельного участка) Москомархитектура отправит его на общественное слушание», – сказал Зотов.
Он рассказал, что по поводу строительства мечети «инициативная группа обращалась к мэру Москвы в течение пяти лет, им подбиралось несколько участков», один из которых – в районе Текстильщики на Волжском бульваре на территории ЮВАО.
«Если есть участок, мы не возражаем. Мы реализуем политику города, мы – многоконфессиональная столица», – отметил префект. По его словам, в этом районе живет много татар, которые являются коренными жителями города.
Татары, действительно, проживают в Текстильщиках, равно как и во всех других московских районах. И все же, при всем положительном к ним отношении, надо отметить, что они не являются в Текстильщиках доминирующим этносом, и даже не проживают какими-либо компактными общинами. Да и вообще именно коренные московские татары сами весьма настороженно относятся к шумихе, затеянной вокруг мечети в Текстильщиках, резонно утверждая, что в этом районе куда больше приезжих азербайджанских торговцев, киргизских и таджикских гастарбайтеров, и именно они-то и заполонят эту мечеть.
Между тем сама история с протестами граждан против строительства мечети вызвала большой резонанс в обществе. КМ.RU уже [http://news.km.ru/islamisty_uzhe_grozyat_zanyat_pr рассказывал] и об этом конфликте, и о, мягко говоря, не слишком «удачных» высказываниях по данному вопросу члена Совета муфтиев Ильдара Аляутдинова.
Напомним, что последний заявил: «Нам не хватает молельных помещений. Мусульманам разрешено отправлять религиозные потребности в православных храмах, но не хотелось бы, чтобы люди прибегли к этой крайней мере».
И планы строительства мечети в 4000 кв. м, рассчитанной на 3000 прихожан, в единственном озелененном участке района, и последующее высказывание Аляутдинова еще больше возмутили и простых граждан, и общественников.
«Мы хотим, чтобы чиновники прислушались к мнению местных жителей, которые бы и приняли решение: быть мечети с медресе либо же благоустроенному парку для общего отдыха», – сообщает «Коммерсантъ» о требованиях жителей у московской мэрии.
«Мы обратились к мэру Москвы с требованием: пока не будет выполнена программа по постройке 600 православных храмов в Москве, чтобы ни одна мечеть не была построена, – заявил «Коммерсанту» руководитель Ассоциации православных экспертов Кирилл Фролов. – Иначе мы устроим акции протеста». «Не надо делать Москву мусульманским городом, это вызовет напряжение в обществе, – поддержал глава Союза православных братств Леонид Симонович-Никшич. – Мы примем активное участие в протестных акциях».
Поскольку сейчас у московских властей и так возникли всем известные проблемы, очевидно, они посчитали, что лишний раз настраивать против себя население им не с руки. Именно этим обстоятельством, очевидно, и вызвано приведенное выше заявление префекта ЮВАО Зотова.
Хотя кстати, именно его на интернет-форумах жители Текстильщиков поминали особенно часто, намекая на его корыстный интерес в вопросе размещения мечети в районе Волжского бульвара. Многие напоминали, как Зотов «отличился» в прошлом году – после закрытия Черкизовского рынка. Тысячи торговцев искали тогда новые площадки для своей деятельности – и глава ЮВАО якобы пошел им навстречу, предоставив им рынок «Садовод» на МКАД, откуда были выставлены все прежние арендаторы.
А на сайте АПН публицист Алексей Абанин сообщает, что решение о строительстве мечети было результатом «личной договоренности между префектом ЮВАО Владимиром Зотовым и скандально известными муфтиями Равилем Гайнутдином и Нафигулой Ашировым, известными своей откровенной русофобией и стремлением легализовать на территории России ваххабизм, представив его как безобидное учение, «несущее истинный свет Ислама».
По имеющейся на данный момент информации, главным спонсором строительства мечети является Саудовская Аравия – ваххабитское государство, не раз оказывавшее северокавказским боевикам «услуги» по идеологической и боевой подготовке среднего и высшего руководящего состава, а также значительную финансовую поддержку.
Зная все это, нетрудно догадаться, какого склада люди станут основой преподавательского состава этого «учебно-просветительского центра», и чему от них смогут научиться представители подрастающего поколения российских мусульман, преимущественно представленные сегодня выходцами с Северного Кавказа и Средней Азии», – предупреждает Абанин.
Не оспаривая ни приведенных данных, ни сделанных выводов, все же кое-что уточним. Г-н Зотов, конечно, как минимум страдает провалами памяти. В сегодняшнем своем интервью он не удержался от заявления, будто о просьбах о строительстве в Текстильщиках православного храма первый раз услышал из газет. «Мы в округе выбрали 22 участка для строительства православных храмов», – заявил он. Правда, добавим от себя, не построили ни одного.
Как сообщают протестующие [http://www.negalkin.narod.ru представители общественности района]: «В 2007 году в Текстильщиках был создан православный приход храма преп. Александра Свирского. Были собраны 2500 подписей жителей района. На почти 100 000 жителей нашего района нет ни одного действующего православного храма.
Приход обращался к руководству города и района как раз о выделении того участка на Волжском бульваре. И был получен официальный ответ АПО ЮВАО: «Этот участок расположен в границах природного комплекса, с прохождением большого количества магистральных коммуникаций и магистральных газопроводов, в связи с чем любой вид строительства по указанному адресу не представляется возможным».
Когда шло обсуждение генплана Москвы, жители Текстильщиков снова просили о выделении земли для строительства православного храма. В заключении по [http://gpinfo.mka.mos.ru/hearings/app/hearings-gp-app06.pdf результатам] слушаний можно насчитать более 10 просьб о месте строительства православного храма. На все эти просьбы последовал ответ: «Совместно с Москомархитектурой прорабатывается вопрос строительства храма по адресу: ул. Грайвороновская, вл. 12-14».
В то же время за все эти годы от проживающих в районе мусульман не поступало ни одного обращения о строительства там мечети. Теперь же ее собираются строить там, где несколько раз отказали в строительстве православного храма, сигнализируют общественники.
Но, может, лгут они, эти «православные мракобесы»?
Однако, как свидетельствует «Русский Newsweek» (кстати, резко критикующий жителей Текстильщиков за «ксенофобию»), 3 марта 2006 года глава управы района Текстильщики действительно отказал инициативной группе в строительстве православного храма на пересечении Волжского бульвара и Саратовской улицы. Причина отказа – прохождение по земельному участку большого количества магистральных коммуникаций и магистральных газопроводов. Чиновники уверяли, что в этом месте любой вид строительства не представляется возможным.
Но в сентябре 2009 года в резиденции Совета муфтиев России Зотов встретился с Равилем Гайнутдином. И на этой встрече ректор Московского исламского университета Марат Хазрат Муртазин попросил ускорить процедуру выделения земельного участка под строительство мечети и воскресной школы на Волжском бульваре. Префект пообещал держать вопрос на личном контроле
Однако окончательное решение принималось все же на вышестоящем уровне. Сперва, 30 декабря 2009 года, первый заместитель мэра Владимир Ресин написал мэру Москвы о том, что размещение мечети с воскресной школой на участке по адресу: Волжский бульвар, напротив дома № 8 не противоречит установленному типу функционирования данного земельного участка. И «в случае поступления только одной заявки – заявки мусульман ЮВАО, должен быть подготовлен проект распорядительного документа о предоставлении указанной религиозной организации земельного участка по Волжскому бульвару».
И окончательное решение уже принял Юрий Лужков. Вот соответствующая публикация:
«Строительство мечети и воскресной школы в Рязанском районе
Во исполнение поручения мэра Москвы Ю.М. Лужкова № 4-19-78-82/8 по адресу: Волжский бульвар, напротив вл. 8 будут построены мечеть и воскресная школа. В настоящее время под строительство данных объектов сформирован земельный участок площадью 0,4 га (кадастровый паспорт земельного участка № 77/501/10-54573 от 03.06.2010 г.). Пресс-центр управы».
(Источник: официальный [http://www.uvao.ru/uvao/portal/regions/n_1271/o_151595 портал] управы Рязанского района ЮВАО г. Москвы. 9 июля 2010 г.)
Однако теперь, похоже, из-за протестов жителей района эти планы придется пересмотреть. Известный эксперт по межконфессиональным отношениям Роман Силантьев так прокомментировал конфликт из-за намеченного строительства мечети в Текстильщиках.
«Позиция Церкви по мечети в Текстильщиках почти аналогична позиции муфтия Гайнутдина по строительству православных храмов, – заявил Роман Силантьев Интерфаксу. – На днях о. Всеволод (Чаплин), возглавляющий синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества, направил ответное письмо жителям района Текстильщики, где, в частности, говорилось, что при возведении мечетей следует учитывать мнение местного населения.
А в октябре 2002 года, после очередного акта вандализма, учиненного татарскими националистами в отношении строящегося храма св. Татьяны в Набережных Челнах, глава Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин заявил, что Русская православная церковь должна учитывать мнение мусульманской общины при возведении храмов, «чтобы непродуманные шаги не наносили ущерб межнациональному миру и согласию в России».
Таким образом, верно и обратное: мусульмане при строительстве мечети должны учитывать мнение православных – с той же самой благой целью профилактики конфликтов на религиозной и национальной почве.
Проблемы же строительства мечетей в православных городах связаны в основном не с исламофобией местного населения, а с неадекватной позицией инициаторов такого строительства. За последние 12 лет я объехал все регионы России и изучил все конфликты по поводу строительства мечетей. Могу сказать одно: все эти конфликты были связаны с общинами Совета муфтиев России. Другие централизованные мусульманские организации строили свои мечети в православных городах совершенно спокойно.
Строительство крупной мечети в Самаре, второй мечети в Петербурге и мечетей в Перми не сопровождалось никакими скандалами, поскольку инициаторы этих проектов пользовались уважением православных и могли гарантировать то, что новые мечети станут местом молитвы, а не базой для экстремистов».
Комментарии читателей Оставить комментарий
Я против строительства мечети или церкви или синогоги. Строительство намечается прямо за моим домом, и это меня НЕ РАДУЕТ! Я хочу чтобы у моих детей была возможность гулять в зеленом парке рядом с домом, а строительство мечети их этого лишает. Лучше пусть построят наконец-то поликлинику, которая была в плане застройки, но дальше котлована дело не пошло.
ДЛЯ НАДЕЖДЫ - Москва православный город, а не мусульманский,поэтому здесь ЦЕРКВИ, а не мечети. Пусть "хорошие люди" в таком количестве дома моляться, а не свои законы здесь диктуют. Дышать НЕВОЗМОЖНО уже в городе от Вас и ваших приезжих мусульман - город стал помойкой для сбора всякой швали.
Живу и работаю в этом районе. Категорически против строительства мечети. По Волжскому бульвару сейчас не проедешь. Построили огромный жилой микрорайон, а про то, как люди будут там передвигаться, никто не подумал. Что будет, если построят мечеть. Мы в выходные вообще из дома не выйдем. Если они на трамвайных путях молятся, можно представить, что будет твориться в выходные у нас. А работать уже сейчас не дают многочисленные чиновники, которые теперь в нашем районе частые гости!!
Да, воистину Москва для москвичей!!!
Лично меня, как жителя дома, под окнами которого собираются строить эту мечеть, не устраивает строительство там никакого сооружения, будь то хоть церковь или синагога или даже поликлиника (о чем, кстати, большинство людей местных и говорит прежде всего). А что касается конкретно мечети - то призывы к молитве сквозь мой мирный сон, шум, грязь и окончательный транспортный коллапс мне совершенно тут не нужны.
негде молиться, так вас из ср. азии и кавказа никто на аркане сюда не тащил. не нравится - баул, ишак, аул!