Москва продолжает играть в поддавки с Варшавой

Российские власти с упорством, достойным лучшего применения, продолжают заниматься «катынским» самобичеванием, фактически собственными усилиями вымащивая дорогу, которая рано или поздно приведет к необходимости удовлетворять материальные претензии польской стороны.
Следующим шагом за публикацией Росархивом документов, подтверждающих польско-германскую версию катынского расстрела (далеко не бесспорную с точки зрения многих историков), передачей их польской стороне и публичным осуждением всеми ветвями власти РФ сталинского режима за «катынское преступление» может стать реабилитация польских офицеров, погибших в катынском лесу. Об этом сообщил в четверг посол России в Варшаве Александр Алексеев. При этом даже он – тот, кто, в силу своего должностного положения, более озабочен налаживанием благоприятной атмосферы в двусторонних отношениях, нежели установлением исторической истины – признает, что Москва и так уже сделала практически все возможное (читай – максимально прогнулась), чтобы сделать приятное Варшаве.
По словам Алексеева, катынский вопрос трудно назвать нерешенным. «Что имеется в виду под нерешенностью вопроса Катыни? Политическое осуждение этого преступления? Россия это делала неоднократно, последний и убедительный пример – недавнее заявление Госдумы, получившее большой резонанс в Польше. Рассекречивание уголовного дела? Оно продолжается в строгом соответствии с российскими законами: Польше уже переданы 137 из 183 томов», – напомнил Алексеев.
Тем не менее, несмотря на все вышеперечисленное, российский посол не считает нужным останавливаться на достигнутом, ожидая хотя бы одного-единственного встречного шага с польской стороны. «Идет поиск возможностей реабилитации расстрелянных польских офицеров. Уверен, что формула, устраивающая родственников и не противоречащая российскому законодательству, будет найдена», – передает Интерфакс заявление Алексеева.
Напомним, что Польша уже успела весьма своеобразно «отблагодарить» российскую сторону за феноменальную уступчивость в катынском вопросе. в В конце прошлого года, вскоре после передачи польской стороне очередной порции российских архивов (по мнению депутата Госдумы Виктора Илюхина и многих других экспертов – сфальсифицированных еще во времена Ельцина в пользу антисталинской трактовки катынского расстрела) официальная Варшава немедленно (вот она – фирменная шляхетская благодарность!) поддержала иск против России в Европейском суде по правам человека, который за год до этого подала в данную международную судебную инстанцию группа поляков – потомков расстрелянных в Катыни офицеров. При этом польские власти настаивали на «обязательной реабилитации всех жертв преступления и рассекречивании всех документов следствия по данному вопросу». Как видим, Москва, по сути, продолжает выполнять все польские пожелания-директивы.
Готовящееся российскими властями решение оценивает директор Фонда «Историческая память» Александр Дюков:
– Дело в том, что по существующему закону о реабилитации наши органы не могут осуществить эту процедуру по отношению к указанной категории польских граждан. Соответственно, чтобы преодолеть этот юридический камень преткновения, закон о реабилитации будут править. А учитывая, что Дума уже успела осудить данное преступление, назвав его преступлением сталинского режима, можно предположить, что новая редакция закона о реабилитации пройдет без особых проблем.
Впрочем, меня в данном случае интересуют не процедурные вопросы. В этой истории настораживает другое. Не так давно был озвучен проект экспертов из общества «Мемориал» о необходимости расширения категории людей, которые попадают под действие закона о реабилитации репрессированных. Есть очень серьезные основания полагать, что в новый проект закона могут попытаться внести такие положения, которые распространят его действие на те категории, которые в настоящее время реабилитации не подлежат. Например, в соответствии с нынешним законом реабилитации не подлежат предатели Родины и члены бандформирований – как российских, так, допустим, и прибалтийских или украинских. И эта перспектива мне кажется абсолютно дикой и неприемлемой. Это возмущает меня даже больше, чем случай с катынскими офицерами. У меня есть опасение, что под прикрытием этой шумихи вокруг Катыни, которая сейчас имеет место (притом, что позиция общества по этому вопросу достаточно сильно поляризована), в закон протащат еще более дикие вещи, которые будут уже абсолютно неприемлемы.
Своим мнением о готовящейся реабилитации поделился также координатор международного проекта «Правда о Катыни» Сергей Стрыгин:
- На самом деле, готовящееся решение - это не рядовая уступка, а политический шаг, связанный с намечаемым на 3 апреля визитом в Катынь президента Бронислава Коморовского (а 10 апреля сюда пожалует супруга польского президента). Наше руководство, видимо, очень хочет понравиться польским коллегам, почему и делает очередные реверансы в их сторону.
Впрочем, это отнюдь не разовый реверанс под конкретный визит. Поскольку это решение вписывается в объявленную политику десталинизации. В эту же «лузу» - и выступление на заседании президентского совета по правам человека в Екатеринбурге Сергея Караганова. После этого заседания он дал полякам большое интервью, в котором демонстрируется желательность и даже необходимость покаяния России. В политический оборот даже вводится новое слово «самогеноцид». Уже поговаривают о том, что нужно выплачивать пенсии преступникам, осужденным по политическим мотивам и отсидевшим в советских лагерях.
И вот сейчас наши власти готовятся сделать очередной шаг навстречу Варшаве по Катыни. При этом польские власти сами реально не сделали ни одного шага нам навстречу. Максимум, на что они способны, - это чуть-чуть изменить тональность комментариев в СМИ, когда в Польшу прилетает российское руководство. То есть вместо откровенно враждебного тона с нами разговаривают более-менее сдержанно. Но как только речь заходит о реальных интересах России, то переговоры оказываются в тупике.
Так, например, провалились переговоры по поводу контроля над экспортной трубой, проходящей по территории этой страны. В итоге никакие газпромовские предложения не прошли. Поляки как удерживали контрольный пакет, так и продолжают это делать. То есть реально польская сторона очень жестко и последовательно отстаивает свои национальные интересы. Без сомнения, они могут потом использовать реабилитацию расстрелянных польских офицеров со стороны России как дополнительный аргумент в пользу выплаты нашей страной соответствующих компенсаций. Получается, что мы сами подбрасываем им козыри.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Как смешно смотрелся Путин, когда лизал сапоги полячишкам.
Для среднего русского это совершенно необъяснимое поведение.
Приедет их президент, вот событие! Да хоть сто лет пусть
не едет, нам то что? Пусть долго просится, пусть привезет
какие-то подарки, вот тогда и посмотрим стоит ли его принимать.
А не послать ли капризного соседа... Или может быть,если он подаст на нас иск,мы встречный: за то,что в смутное время шляхи оккупировали Россию и сидели в Московском Кремле,за уничтоженных наших красоармейцев в1920г.,счет за их освобождение от фашистов,счет за помощь от СССР?
В садо-мазо салонах,вообще-то клиент должен платить,а здесь за чужое унижение пытатся заставить расплатиться Россию
Ну такую "лабуду" как тут "патриоты" несут только коровам и рассказывать.
Похоже, что Вы, Укр, верите тем архивам, которые сочинены зв последние 20 лет, а мы считаем их фальшивыми.
Вот уберечь пленных от наступающих немцев, увезти их подальше наша страна не смогла. Но ведь враг был очень силен.