Наше воздушное пространство уже ничего не стоит?

Еврокомиссия собирается подать в суд на Россию. Поводом послужило то, что авиакомпании 11 европейских стран платят нам за пролет их самолетов через наше воздушное пространство. В их число входят Швеция, Финляндия, Дания, Франция, ФРГ, Австрия, Бельгия, Италия, Люксембург, Великобритания и Нидерланды.
Брюссель примерно подсчитал, что они в совокупности выплачивают нам около $420 млн в год за беспосадочные перелеты между Европой и Азией над территорией РФ. Казалось бы, что с того? Какое ЕК до этого дело?
А не все так просто. Тамошние специалисты вычислили, что авиакомпании компенсируют эти платежи ценой на билеты, что удорожает пролет над территорией России примерно на €100 для каждого пассажира. А это, в свою очередь, ставит их в неравные условия при конкуренции с «Аэрофлотом», с которого такие платежи не взимаются. В результате ЕК взволнована тем, что европейские компании могут не выжить на транссибирских рейсах. По мнению ЕК, «плата за воздух» противоречит антимонопольному законодательству Евросоюза.
Но, с другой стороны, здравый смысл говорит нам, что не такой уж это и «воздух». Даже в школьных учебниках по экологии говорится, что один самолет выбрасывает продуктов сгорания топлива примерно как 600 автомобилей. И другой самолет, и третий, и четвертый… Представьте себе, что вы находитесь внизу, а они пролетают над вами на небольшой высоте. Сразу становится очевидно, что, по совести, страна за это должна что-то получать.
Даже с учетом новых стандартов для авиационных двигателей они отнюдь не стали совершенно безвредными: просто уменьшился их шум и несколько сократилась вредность. Пускай самолеты транзитных рейсов летят высоко, а вредные выбросы от них распыляются над большой территорией – все равно они не исчезают. Здесь действует тот же принцип, что и в туалете железнодорожного вагона, высота только другая.
Еврокомиссия сообщила о начале расследования в отношении 11 государств – членов ЕС, которые выплачивают Москве роялти за беспосадочные полеты между Европой и Азией над территорией России. Если 11 стран Евросоюза, договорившиеся с Москвой о «плате за воздух», в течение двух месяцев расследования не дадут внятных объяснений своим действиям, дело будет передано в суд ЕС. На сегодняшний день только два государства в мире – Россия и Пакистан – требуют денег за использование своего воздушного пространства, пишут «Новые известия».
«Мы ежегодно платим $15-20 млн, но каждая компания ведет отдельные переговоры, единого «прозрачного» тарифа не существует, поэтому можно лишь предполагать размер общей суммы. По транссибирскому маршруту регулярно летают 10-11 европейских авиакомпаний, но сколько еще азиатских и американских! В общем, есть за что биться», – прокомментировали новость в скандинавской авиакомпании SAS.
В общем-то, даже если решение суда будет не в нашу пользу, Москва все равно не обязана отказываться от взимания этих платежей, поскольку не подписывала международное транзитное соглашение. Тем не менее, нам приводят в пример Китай, который тоже его не подписывал, а плату за пролет не берет.
Однако здесь наличествует несколько иная картина. Почему он ее не берет, в общем-то, понятно: чтобы не перекрыли в ответ пути на европейские рынки его дешевому ширпотребу. У нас же такого ширпотреба нет, а нефть и газ будут брать при любом раскладе.
Эта история, при всей ее кажущейся частности, имеет более широкий контекст. Она может в итоге закончиться тем, что ЕК станет судиться с нами при всяком удобном случае, когда сочтет, что наши компании, будь то сельхозпроизводители или любые другие, «незаконно» получают какие-то преференции от государства по сравнению с аналогичными компаниями из ЕС. А ожидаемое в скором времени вступление России в ВТО только придаст этому процессу дополнительный импульс.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Интересно, а почему какой то аэрофлот НАМ не платит? Средства не малые. Если он каким то способом уклоняется, то его деятельность через суд должна быть прекращена, а руководство в тюрьму. Там вроде родственнички Ельцина харчуются за наш счет.
в унисон Зубастику. давайте отдадим северный морской путь, а так же Сибирь, в безвозмездное международное пользование (как того требуют все амерские гос.секретари последнего времени) после этого всем народом покаемся перед всеми, то что сможем наскрести по Руси отдадим в качестве компенсаций, и тогда, очень даже может случиться!!!! нас простят и признают цивилизованной европейской страной...
Так я все-таки не понял: раз платить надо, почему АЭРОФЛОТ-то не платит?
На самом деле за пользование воздушным пространсвом России не платят, помимо Аэрофлота, многие авиакомпании. Потому что они российские - платят налоги здесь. Россия вправе дать преференции своим налогоплательщикам, как это делают многие страны мира (включая европейские).
Возмущение европейцев вызвано чванством российских чиновников, которые не привыкли кому-то что-то объяснять. В данном случае мы видим, что министр Левитин не соответствует занимаемой должности - такого рода пояснения входят в обязанности его конторы.
Понятно, что все должно быть симметрично. Если мы будем брать деньги за пролет их самолетов, то это, понятно, дает им право тоже самое спросить с нас. Или потребовать не брать соответствующей платы. Честно признаюсь, очень сомневаюсь, что Аэрофлот может выжить в равных с европейскими компаниями условиях.