]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
В России
Главная → В России
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Национализмы правящего класса

11:04 5.02.2011
, Михаил Ремизов

У нашей элиты нет связной концепции национальной политики, а есть набор предрассудков

У российской правящей элиты нет связной концепции национальной политики, а есть некий набор предрассудков, унаследованных с советских времен, причем предрассудков, которые делают подход государства к национальной сфере весьма противоречивым. Назову лишь два основных противоречия советской и российской национальной политики.

Первое противоречие – между идеей единой политической нации и принципом многонациональности государства.

Во всех государствах живут представители каких-то этнических меньшинств, но это ни в коей мере не делает сами государства «многонациональными». Многонациональность государства – это не факт, а принцип. Принцип политизации этничности, достигающий своего логического предела в этнотерриториальном делении, т. е. наделении этнических меньшинств национально-государственным статусом. По составу населения Россия как раз весьма однородна – как количественно (в смысле преобладающей доли русского населения), так и качественно (в смысле степени культурно-лингвистической унификации).

Иными словами, мы «многонациональны» не потому, что у нас есть этнические меньшинства, а потому, что мы возвели их в ранг наций и придали им государственный статус. Эта логика взращивания этнонаций находится в явном противоречии с логикой гражданской нации, которая как раз предполагает, что этническая принадлежность меньшинств остается их частным делом.

Второе противоречие – это противоречие между государственным статусом национальных меньшинств и отсутствием аналогичного статуса у национального большинства. Ни Российская Федерация в целом, ни какие-либо отдельные ее части не являются формой национального самоопределения русских как народа хотя бы в той же степени, в которой формой самоопределения чеченцев является Чечня, татар – Татарстан, якутов – Якутия и т. д.

Эти два противоречия создали специфическую болезненность, остроту национального вопроса в Советском Союзе и в России. Причем положение России в этом отношении сложнее, потому что Советский Союз как государство имел некий наднациональный источник легитимности. Это была идеократия. По сути, носителем суверенитета была партия, выступающая от имени глобальной идеологии. Точно так же в дореволюционные времена носителем суверенитета был не народ, а династия.

Когда власть имеет трансцендентный источник легитимности, она может позволить себе играть в многонациональность, ее точка опоры вообще вне нации. Проблема российской власти в том, что она эту высшую точку опоры утратила, а многонациональность как принцип сохранила. И именно этот принцип блокирует демократическую эволюцию российской власти.

Одно из положений французской Декларации прав человека и гражданина 1789 года гласило: источником суверенной власти является только нация. И этот принцип ознаменовал вход одновременно в эпоху демократии и в эпоху национализма. Национальный и демократический принцип обоснования власти идут в современности рука об руку. Идея нации в этом контексте выражает тот факт, что власть не может исходить от народа, если этот народ не обладает общностью самосознания и культурной однородностью, необходимой как минимум для взаимопонимания и взаимного доверия людей а как максимум – для возникновения эффекта «общей судьбы» и «общей воли».

Конечно, на уровне локальных сообществ, местного самоуправления демократия вполне может обходиться без нации. Но на уровне большого общества – нет.

Поэтому принцип многонациональности, унаследованный нами от СССР, является барьером для демократизации. Это – главная причина того, что мы без конца воспроизводим традиционную конструкцию «верховной власти», вознесенной над обществом, – но уже без каких-либо традиционных или идеократических опор и оснований для этой конструкции.

Российский правящий класс сегодня – это номенклатура без коммунизма и феодальная знать без идеи божественного права. Это – весьма двусмысленное положение.

Мне кажется, болезненное отношение власти к национальному вопросу связано именно с этой беспочвенностью ее собственного положения в национальной системе координат.

Признаков обретения национальной почвы под ногами я пока не вижу. Но есть признаки некоторого продуктивного испуга – осознания шаткости той конструкции, которая сложилась. Мне кажется, власть ощутила (я имею в виду прежде всего президента) опасность советской инерции в национальном вопросе, которая уже привела к демонтажу СССР.

Хорошо, кстати, что была отвергнута идея воссоздания министерства национальностей. Потому что сегодня любое ведомственное, бюрократическое решение национального вопроса без его политического переосмысления будет все дальше загонять нас в тупик советской национальной политики и углублять те противоречия, о которых я говорил.

Если мы не выйдем из этой советской инерции, то имеем все шансы стать несостоявшимся государством. Примечательно, что еще до событий на Манежной, летом прошлого года, когда Медведев общался с членами Совета по правам человека, он сказал, что если мы не сформируем российской национальной идентичности, то «судьба нашей страны очень печальна».

Что это значит? Это значит, что, во-первых, президент фиксирует отсутствие полноценной национальной основы у сегодняшнего государства, со всеми вытекающими последствиями для судьбы этого государства. И что, во-вторых, он, по всей видимости, делает ставку на более последовательное проведение принципа единой гражданской нации.

В принципе, эта ставка может быть продуктивной. Но здесь важны некоторые оговорки.

Идея гражданской нации воспринимается у нас мифологически – как некий залог всеобщей гармонии в противовес опасной, конфликтной идее этнической нации. В частности, она воспринимается как формула безболезненной интеграции Кавказа, т. е. интеграции, происходящей как бы автоматически в силу того, что мы отказываемся от «русской» нации в пользу общей для всех «российской». Это – очень наивное представление.

Дело в том, что гражданская нация требует не менее интенсивной общности и даже однородности, чем этническая. Это – однородность политической культуры и гражданского сознания.

Есть ли эта однородность между нами и Кавказом? К сожалению, нет. Потому что именно от кавказских лидеров мы слышим, что законы шариата выше законов России. По поведению кавказской молодежи мы видим, что и законы адата тоже выше законов России. Именно в кавказских республиках властям обещают на выборах уровень поддержки в 110%, а русского назначенца, крупное должностное лицо, присланное из центра, просто, как куклу, выносят из кабинета: он не прошел этническую квоту. Это все – иллюстрации огромного перепада в гражданской, правовой и политической культуре между Центральной Россией и Кавказом.

Формирование гражданской нации означает устранение этого перепада. Возможно ли это? Наверное, да. Но это и есть ассимиляция, только не этнографическая, а собственно национальная. Ассимиляция в единую гражданскую культуру. И если она будет обеспечена, то этнографические особенности Кавказа, включая пресловутую лезгинку, уже никого волновать не будут. Они утратят политическое значение.

В этом отношении главный запрос Манежной площади вполне может считаться запросом на гражданскую нацию, на гражданское достоинство.

Кстати, даже определенная брутальность протеста укладывается в эту логику. В чем смысл фигуры гражданина в эпоху буржуазных революций? Она отрицает (в т. ч. силой) претензию на господство, на которой основывались социальные отношения феодальной эпохи. Она ниспровергает стратегии устрашения, которые сводили большинство к положению людей низшего сорта.

Так вот, сегодня нерв протеста в том, что русская молодежь отвергает эту неофеодальную претензию на господство, которую она, в отличие от лиц с менее обостренным чувством гражданского достоинства, улавливает со стороны Кавказа. Она видит не только ритуалы доминирования, прошитые в поведенческом коде. Она видит технологии этнического доминирования, основанные на эффективном сочетании неформальной самоорганизации (клановые структуры) с формальными институтами (власти национальных республик, их полпредства в регионах).

Смысл формирования гражданской нации – в сломе этих технологий доминирования, бескомпромиссном демонтаже клановых структур.

Гражданская нация потому и называется гражданской, что состоит из граждан, а не из кланов, феодальных семей и привилегированных сословий. Собственно, это – именно то состояние, к которому стремится русское большинство. В этом и состоит «русский запрос» сегодня. И достичь «гражданского состояния» без опоры на него невозможно.

Источник: «Русский Журнал»

Темы: Россия, Межнациональные отношения в мире
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 07.02.2011, 11:37
    Гость: СЛаВа

    Как интересно. А злые языки (еще сто лет назад) утверждали (пытаясь откреститься от еврейского происхождения Христа), что Иисус был не евреем, а арамейцем. Но вы и эту проблему решили - одним изящным движением. Вот это неуемное желание все подгрести под себя (и одновременно стенать, что евреев все обижают) и есть пресловутое "еврейство".
    А по факту мы имеем огромную и великую Россию, созданную русскими. Да и Америка, создана англо-саксами (со всеми их прегрешениями и достижениями). А вот евреи не смогли создать даже крохотного государства, а получили его в подарок от генералиссимуса ( которого, в свойственной им неблагодарности, поносят, как и русский народ, спасший их от окончательного решения известного вопроса). Они, увы, государства не создают, а, сорри, продают. Примером тому развал и разграбление России - в 17-м, 91-м и, полагаю, в 2015-м (да и триллионные долги Штатов - тоже способ продажи государства).
    Вы можете сколько угодно говорить, что евреев по сравнению с русскими - горстка. Но скажите это крепкому организму, который сгорает от поражения крохотным вирусом.
    Эх, Оглянитесь, если бы вы не писали нахальные глупости, мне не приходилось бы писать полуправду. Правда в том, что все это относится лишь к небольшой части евреев (которых в российском случае можно перечислить поименно, добавив к ним русских, примазавшихся к механизмам набивания собственных карманов). Остальные добросовестно трудились на благо стран, которые считали своим отечеством.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 07.02.2011, 10:50
    Гость: Роман

    "По определению Сталина нация - это "исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры"
    Берем татар - нет ни общности территории, нет общности экономической жизни - яугиры и крешены себя вообще к татарам никогда не относили, нет общности культуры и психического склада - казанские татары - явные евпропеиды, а кузнецовские татары - явно азиаты, уральские татары и внешне и по характеру на казанских непохожи.
    Берем мордву - эрзя и мокша имеют разные языки, разные культуры, разные экономические основы жизни, разные характеры.
    Берем башкир - юрматы и асинцы даже внешне друг на друга не похожи, и языки значительно различаются, неговоря уж о том, что экномическая основа жизни на равнине в и горах - принципиально разная.
    Это только то, в чем я разбираюсь. Уверен, - такое же можно накопать и про остальные "нации".

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 07.02.2011, 09:28
    Гость: Antonina

    "великая нация". Почитайте Фейхтвангера : "Иудейская война". Там очень ясно рассказано, как за четыреста лет до написания "Библии" были созданы легенды "богословами из Ямнии" о методах выживания при рассеянии... Не обратили внимания? Вспомните, как армия Римской Империи шла раздавить бунт ( не хотели на краю границы платить дань правители маленького зазнавшегося народа).
    Не обратили внимания? Тихие и скромные богословы разрешили все, что до сих пор запрещала их религия...
    Когда в СССР издали эти книги Фейхтвангера, то потом опомнились и очень быстро их убрали с полок библиотек. Дочитывать пришлось из частных собраний!

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 07.02.2011, 09:23
    Гость: Оглянитесь

    "Евреи считают себя великой нацией, а не "тысяча первой" национальностью. И наверное, так оно и есть." --- На этом надобно было бы и закончить, так как далее следует белиберда несусветная слышанная от многих "решателей Главного Русского Вопроса". Сваливать на евреев неумение создать СВОЮ достойную жизнь настолько глупо что нет смысла обсуждать. Они могут и доказали это неоднократно в разные эпохи, среди разных народов, как в тяжелейших, так и в благоприятных условиях и это факт. Остальное - оправдания почему не получилось и не получается у тех, кто не смог.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 07.02.2011, 09:18
    Гость: Antonina

    Наблюдая в течении тридцати лет "ГЛОБАЛьНЫЕ" кризисы могу предположить, что банкиры специально выводят деньги из всех государств и направляют всю землю к нищете населения. Голодными легче управлять ! Вспомните СССР: в 1985 году были сытыми и массово ходили на митинги: конфетки им не хватало! А сейчас: пару тысяч человек соберется - уже омон зовут!

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (124)
]]>
]]>
Выбор читателей
Захарова: глава MI6 должна оценить прошлое деда, связанного с нацистами
Протоиерей Ткачев посоветовал женщинам умерить амбиции
Коллаж © KM.RU
«Газпром» в глубоком кризисе: Причины и прогнозы
© KM.RU
«Может, и по башке кому-то прилетит»: Резкий рост квартплат в июле вновь поставил вопрос — откуда такие цифры взялись?
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
Как отремонтировать трещины в потолке?
Рождественские Святки – 2023: как празднуют, традиции и приметы
Сергей Черняховский. И вновь Дзержинский
«Шапошников» против «Вирджинии» у Урупа. Что это было
Antivirus «Восстановите человечество»
Офицерская кузница: кадетским корпусам в России исполнилось 290 лет
«Приключения Электроников», 21 ноября, «ГлавКлуб»
«Социальной базой украинизации явился сам украинский народ»
VK Fest. 19 и 20 июля, Лужники
«Казнить нельзя помиловать»: убийство семьи в Хакасии и выход на свободу приговоренных к смертной казни
Сергей Черняховский. Традиция и неопределенность
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.