Нет Твардовского. «И все разрешено»

21 июня 1910 года, 100 лет назад, родился Александр Трифонович Твардовский – великий поэт, военный журналист, выдающийся редактор и общественный деятель, почетный гражданин города-героя Смоленска.
В наши последние, «разнузданные» годы всякий раз, когда отмечается юбилей Твардовского, мне вспоминается стихотворение фронтовика Давида Самойлова «Вот и всё. Смежили очи гении», которое он написал после похорон Твардовского:
Тянем, тянем слово залежалое,
Говорим и вяло, и темно.
Как нас чествуют и как нас жалуют!
Нету их. И все разрешено.
Нету их больше. И чем дальше – тем, увы, больше разрешено всякого непотребства. Поэт Юрий Кублановский, который печатается в «Новом мире» чаще и раздольней, чем некогда сам Твардовский, начал даже снисходительно рассуждать о великом поэте: «Современному читателю, околдованному половодьем русского модернизма конца ХIХ-ХХ вв., поэтическое наследие Александра Твардовского сегодня, пожалуй, не очень-то интересно. Пока существовала советская литературная субординация, Твардовский считался классиком. Рухнула субординация – стали забывать поэта Твардовского».
Как можно забыть поэта, который создал самые пронзительные строки о войне (антологию можно составить!), создал бессмертного «Василия Теркина», которым восхитился даже тонкий стилист, последний классик русской поэзии Иван Бунин?!
Народный герой, отлитый в бронзе, сидит вместе с Твардовским у стен Смоленского кремля и греет душу русского человека. В подмосковном Орехово-Зуево радетель русской песни Сергей Борискин предложил установить памятник фронтовой гармони, но через несколько лет идея его преобразилась в памятник Василию Теркину. В прошлом году он встал в рабочем городе, лихо играя на гармони.
А нынешний «критик» из журнала холодно рассуждает о гениальном стихотворении «Я убит подо Ржевом»: мол, начало – превосходное, но «в целом в этом стихотворении 42 (!) строфы-кирпичика, и читать его к середине, если не раньше, надоедает». Ему – почему-то надоедает, а там есть пронзительные строки:
Братья, ныне поправшие
Крепость вражьей земли,
Если б мертвые, павшие
Хоть бы плакать могли!
Тогда это читалось как сожаление о том, что нельзя им поплакать слезами радости: вот, мол, не дожили до Победы. А Твардовский-то прозревал дальше: он разглядел грядущие слезы униженных и оскорбленных ветеранов, запоздалые подачки им, нежелание расслышать, кого хотели бы видеть они на парадах и на плакатах.
Недавно в телепередаче депутата-адвоката Макарова Алексей Венедиктов с радио «Эхо Москвы» взвизгнул в адрес ветеранов, отстаивающих свою правду: «Ублюдки!». Тот солдат, убитый подо Ржевом, пожалел бы не только о том, что не может плакать, но и что не в силах дать ему по зубам, как фашисту в рукопашной схватке.
Далее в своей статье Кублановский по-барски вдруг заговорил как бы о поэзии в целом: «Вообще при советской власти поэты расплодились в невероятных количествах: достаточно открыть любой ежегодный «День поэзии» тех времен (включавший, впрочем, их ничтожную толику), чтобы убедиться в этом. Рифмованная речь отвечала разом и задачам идеологии, и сентиментальной неизбалованной душе советского человека».
А что бы он стал говорить о нынешней – почти сплошь бездушной поэзии? На одном только сайте «Стихи.ру» – более 300 тыс. таких авторов! Книжонок и даже увесистых томов графомании издается тоже великое множество. Все твердят: поэзию не читают. Да, только сочиняют, к сожалению. И читают себя, а не Твардовского. Это – от безудержной гордыни, от вседозволенности, бескультурья и беспросветного одиночества человека в обществе, где никто никому не нужен: хоть в брошюрке или Интернете пискнуть о себе...
Наш журнал не раз писал о поэзии Твардовского, о высочайшей оценке его современниками и последователями. В одной из своих заветных тетрадей гений музыки Георгий Свиридов записал: «А.Т. Твардовский. Полное (стопроцентное) отсутствие авторского эгоизма. Растворение себя в народной стихии без остатка. Это достойно лучших мыслей и лучших страниц Л.Толстого – редчайшее качество». Казалось бы, кому это сегодня нужно – в эпоху чистогана, попсового успеха и снобизма под видом «русского модернизма»? Отвечаю просто: тем, кто любит Россию и верит, что она выстоит, потому что глубоки ее национальные, духовные корни.
В год 65-летия Победы не стану цитировать хрестоматийные строки великого поэта. Обращусь к его записным книжкам, которые писал он для себя. И в них – сжатый и образный русский язык, поэтичность и наблюдательность. Вот Белоруссия, 1944 год:
«В хвосте колонны плетется боец босиком, ноги натерты. Идет, прихрамывая и матерясь.
– Все равно немца догоню, мать его... – Хохочет.
Поп, пришедший к командиру части посоветоваться, служить ли панихиду по бойцам магометанского вероисповедания, павшим вместе с русскими.
– Служить, служить...
– Я так и думал».
Вот Прибалтика:
«Давно уже не писал лирических стихов, поэтому вчера поддался обольщению под живым, пронзительным впечатлением запаха земли из-под снега, мокрой жухлой травки, которое испытал во время последнего переезда, идя на какой-то станции в хвост поезда, где столовая. Но я забыл, что это не делается между прочим, а требует таких усилий, как и та работа, что имеет сейчас первостепенное значение для меня в служебном и ином, общем смысле. Если б лирические стихи могли выскакивать сами собой, между делом, то пусть бы выскакивали. А так придется потерпеть.
День вчера ушел на эти несколько строк:
В поле, ручьями изрытом,
И на чужой стороне
Тем же родным, незабытым
Пахнет земля по весне...»
Поэзия Твардовского пахнет родным, незабытым, а потому и неугодным тем, кто тщится все это уничтожить сегодня. Но в его столетний юбилей мы снова вспоминаем Твардовского – уроженца хутора Загорье на Смоленщине, несгибаемого солдата и великого поэта.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Вы знаете как был произведён "большой хапок" приватизации?
Все граждане России должны были получить долю национального богатства в денежном выражении на ИМЕННЫЕ(!) приватизационные счета.
Но это не устраивало еврейскую мафию, которая приватизировала Россию.
Их человек в окружении Ельцина Чубайс вместе с Красавченко подмахнули у босса указ о ваучерной приватизации.
Где это было - в бане или на пикнике, нам неизвестно.
Но Верховный Совет имел право вето на президентские указы в течение 10 дней и они бы отменили эту замену честной приватизации на бумажки-ваучеры.
Но в том то и штука, что Чубайс спрятал этот указ в сейф на 10 дней и никто о нём не узнал.
По истечении срока вето они явили указ народу. Формально указ уже не мог быть отменён, поэтому вступил в силу.
Так Чубайс обманул весь народ России и позволил его нагло ограбить.
Россия имела шанс стать демократической, но благодаря этому "орденоносцу" стала олигархической.
Судите сами как к нему относиться.
22.06.2010 10:11
Роман to Евген
Евген, можно быть несогласным с оппонентом, но не нужно передергивать его позицию.Если я констатировал наличие информации по высокотехнологичной тематике и присутствие при сем Чубайса в воскрестных новостях(кто это будет отрицать???), то вы тут же делаете абсолютно произвольный вывод, что я его почему-то нахваливаю.Из чего это вы взяли? А потом и вовсе переходите к угрозам, что видимо должно особо украсить вас как христианина, неустанно учащего нас православной морали.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Уважаемый Роман.
Простите, вовсе не хотел Вас обидеть.
Но фигура Чубайса - одиознейшая, это один из убийц нашей России.
Я никого православной морали не учу, не имею права.
Я защищаю свою веру от нападок её врагов. На это я имею право и должен это делать.
А если меня люди спрашивают о некоторых деталях, то объясняю им то, что знаю сам и не более того.
22.06.2010 00:58 русский азиопец: ...И не надо, конечно, педалировать тему "национальностей" в литературе. Это всё очень НЕкрасиво!
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
Вы правы. Тем более,что это полностью противоречит позиции самого Александра Трифоновича!
Евген, можно быть несогласным с оппонентом, но не нужно передергивать его позицию.Если я констатировал наличие информации по высокотехнологичной тематике и присутствие при сем Чубайса в воскрестных новостях(кто это будет отрицать???), то вы тут же делаете абсолютно произвольный вывод, что я его почему-то нахваливаю.Из чего это вы взяли? А потом и вовсе переходите к угрозам, что видимо должно особо украсить вас как христианина, неустанно учащего нас православной морали.Постарайтесь обходится без ярлыков, особенно безосновательных-и не потому, что я собираюсь вас оскорблять "соленым словцом", а просто вы отталкиваете единомышленников (если вас это интересует, я не без интереса читал ваши посты ) своим бесцельным антагонизмом.Впрочем, как хотите.
В качестве послесловия...
Хорошая статья о большом русском поэте!.. Да и сам Александр Александрович Бобров - далеко не последний человек в русской поэзии!..
А.Т. Твардовского мы должны, бесспорно, помнить, читать и почитать... Хотя, возможно, выдвижение с его стороны фигуры А.И.Солженицына - это как раз очень спорная заслуга перед отечественной литературой и историей... Но это обстоятельство, конечно, не принижает ни творчества самого Александра Трифоновича, ни его гражданской позиции...
Юрий Кублановский ведь тоже весьма хороший поэт... По крайней мере, у него достаточно много хороших русских стихотворений... но он весьма подвержен изъянам либерального мышления, в т.ч. и особенно - в литературе.
А Евген не так уж и не прав... т.е. даже очень прав во многом и я с ним почти во всём согласен... но, думаю, данная статья - не лучший повод для выяснения этих вопросов, как и личных отношений.
И не надо, конечно, педалировать тему "национальностей" в литературе. Это всё очень НЕкрасиво!