От Мальты – к Ялте. И обратно

В феврале 1945 года, 65 лет назад, завершила свою работу Ялтинская конференция «Большой тройки». Союзники приехали на нее после встречи на Мальте, где оценили самостоятельные перспективы завершения Второй мировой войны на Дальнем Востоке без помощи России и пришли к неутешительным выводам: им понадобятся еще 18 месяцев и жизни более миллиона солдат.
Англо-американская встреча на Мальте проходила с 30 января по 2 февраля 1945 года, там были согласованы позиции по вопросам, которые предстояло обсуждать в Ялте. Кроме того, на Мальте в ходе интенсивных совещаний начальников штабов был принят план завершающего этапа военных действий западных союзников на территории Германии.
Так что в Ялту они ехали главным образом просить помощи у Сталина. Черчилль долго не соглашался на встречу на территории СССР, не без оснований полагая, что это даст Сталину усиление позиций на переговорах, но Рузвельт убедил его согласиться. К тому времени Рузвельт уже знал о своей смертельной болезни, ощущал неумолимое приближение конца и торопился обсудить решение проблем, которые считал первостепенными.
Во-первых – завершение разгрома нацистской Германии. Во-вторых – завершение войны в Азии (там у японцев все еще сохранялась сухопутная армия в 6 млн человек, наиболее боеспособное ядро которой – Квантунская армия – находилось в Манчжурии). И, наконец, в-третьих – определение основ послевоенного устройства. Рузвельт осознавал, что решение всех этих задач невозможно без Советского Союза, а там все зависело от Сталина, который заявил, что для встречи с руководителями США и Великобритании ему невозможно покинуть Советский Союз и оставить руководство армиями даже на непродолжительное время.
Собственно, те, кто сегодня выступает за то, чтобы вернуть Курилы Японии, должны бы вспомнить, что эти острова – часть той платы, которые внесли союзники за участие СССР в разгроме Японии. Так что за них обильно заплачено жизнями советских солдат, пусть даже они и полегли в другом месте. Не будь их, пришлось бы гибнуть американцам. Так что ни о каком возврате островов не может быть и речи. Иначе тогда нужно поднимать и вопрос о возврате Германии тех ее территорий, которые по итогам конференции отошли к Польше.
Одна из примечательных страниц конференции – стремление Великобритании вернуть в Польшу польское правительство в изгнании, проживавшее в Лондоне. К тому времени Польша была уже освобождена советскими войсками. Возвращать в нее «правительство в изгнании» Сталин не мог. Во-первых, прежде оно было довольно-таки враждебным СССР. А во-вторых, что это за правительство такое – «в изгнании»? Раз изгнали – значит, уже не правительство, и пора забыть о своем прошлом. Правительство может считаться правительством только до тех пор, пока правит. Утратило такие возможности – гуд бай.
С другой стороны, забавным выглядит желание Запада вернуть в Польшу прежнее и дружественное ему руководство. Трудно придумать лучшую иллюстрацию для его вечного желания, чтобы кто-нибудь другой таскал для него каштаны из огня. Кстати, обратную ситуацию, при которой СССР предложил бы дружественное ему правительство в одну из освобожденных союзниками стран, даже представить себе невозможно. Этого не может быть, потому что не может быть никогда.
Сейчас западные историки предпочитают называть Ялтинскую конференцию новым разделом мира и утверждать, что США и Великобритания проявили на ней слабость, пойдя на крупные уступки Сталину. Но разве могло оказаться иначе? Они были в положении просящих, желающих усидеть на двух стульях – минимизировать собственные потери в Европе и договориться о помощи СССР в войне против Японии. Конечно, им бы хотелось, чтобы СССР сделал все это безвозмездно, а потом ушел со всех завоеванных позиций. Но они имели дело со Сталиным, который не привык уступать.
На конференции обсудили условия безоговорочной капитуляции гитлеровского рейха, проблемы послевоенного разделения Германии и вопрос о репарациях, включение Франции в число оккупационных держав, вопросы о праве вето в будущей ООН, о приеме туда в Совет безопасности Украины и Белоруссии, принципы наказания военных преступников, вопрос о вступлении СССР в войну с Японией. Условием такого вступления Сталин выговорил возвращение Союзу утраченных Россией Курил, сохранение Внешней Монголии и «интернационализацию» трех китайских портов при гарантии преобладания там интересов СССР. И это было далеко не все. На конференции Сталин получил от союзников максимум возможного, что характеризует его как умелого переговорщика.
Позже, осознав итоги конференции, Черчилль написал в своих мемуарах: «Отныне русский империализм и коммунистическая доктрина не видели, не ставили пределов своему продвижению и стремлению к окончательному господству». Разумеется, с его точки зрения, лучше бы главенствовал западный империализм. Но тогда западным союзникам и Гитлера надо было победить самостоятельно.
Однако произошло то, что и должно было произойти – Европу разделили по той границе, на которой стояли советские войска (как будто Запад поступил бы иначе). Историки Александр Некрич и Михаил Геллер писали впоследствии: «На крымской конференции США и Великобритания де-факто признали образование советской империи. Ее границы простирались в Европе от Балтики до Адриатики с севера на юг и до Эльбы и Верры на западе. На Дальнем Востоке, после получения Южного Сахалина и Курильских островов, почти упирается в Японию. Крестными отцами этой империи стали президент Соединенных Штатов и премьер-министр Великобритании».
Осознав это, Запад поспешил устроить нам железный занавес. Приснопамятный идеолог перестройки, академик и член Политбюро ЦК КПСС Александр Яковлев сетовал впоследствии: «Я думаю, что если бы не было такой жесткой изоляции, большевизм был бы размыт гораздо раньше, чем это произошло уже при перестройке». Сам он сыграл не последнюю роль в том, чтобы «большевизм был размыт», как и его шеф Михаил Горбачев, встретившийся с Рональдом Рейганом на Мальте в 1989 году. Заодно они «размыли» и СССР. И это – еще одна иллюстрация к тезису о великих предках и бездарных потомках.
Комментарии читателей Оставить комментарий
боолт: "...А за одно, Запад поспешил построить берлинскую стену."|||
Можно сказать и так! Запад вынудил Восток отгородиться от него Берлинской стеной... Великой Берлинской стеной (по аналогии с Великой Китайской )))
"Осознав это, Запад поспешил устроить нам железный занавес." А за одно, Запад поспешил построить берлинскую стену.