Илья Полежаев («Свободный полет») «30 лет в музыке»

Группе «Свободный полет» одновременно присущ эпический размах больших форм и доверительность уютных посиделок. Каким образом лидеру команды Илье Полежаеву удается это совмещать — можно было воочию наблюдать на его творческом вечере в честь 30-летия сценической деятельности в Центральной библиотеке его родного Красногорска 2 октября 2021 года.
Несмотря на то, что действо проходило в непростой период (аккурат в день концерта стало известно о новых антиковидных ограничениях в Подмосковье), музыканту удалось собрать в полный зал. Те, кто решился провести этот промозглый вечер в «свободном полете», получили действительно многое. Помимо подготовленных щедрым Ильей Полежаевым 30-ти песен и 30-ти стихов (вот она где — цифровая символика проявилась!), зрителей ждали чай с печеньем и конфетами в двух антрактах, а также праздничный торт, подаренный юбиляру библиотекарями, который Илья Полежаев, по доброте душевной, тут же разделил со всеми присутствующими. Без подарков, как водится, никто не ушел: поклонники унесли с собой CD-экземпляры альбомов «Вечность» и «Нежно».
Техническое оснащение концерта тоже было выше всех похвал. Стеллажи с увесистыми фолиантами и коллекцией миниатюрных книг сроду не видели такой мудреной аппаратуры: качественных микрофонов, профессиональных комбиков и всего, что было необходимо для записи этого уникального выступления. Уникальность же его заключалась в том, что программу Илья Полежаев выстроил по аналогии с архитектоникой своего знаменитого альбома «Вечность» (2019). Три отделения символизировали «Прошлое», «Настоящее» и «Будущее», а каждое из них включало вперемежку по 10 стихов и 10 песен.
Естественно, играть на юбилейном концерте только этот альбом — да еще и по порядку — было бы в корне неправильно. Илья Полежаев сразу предупредил (в альбом эти его комментарии не вошли), что многие песни «Вечности» вне электрических аранжировок попросту не прозвучат должным образом. Поэтому от альбома автор оставил узловые моменты (главным образом — начала и финалы каждого диска), наполняя каждую часть новым содержанием.
«Прошлое», как известно, неразрывно связано у Ильи Полежаева не только с русской историей, но и с Православием, во многом сформировавшим наш национальный характер. Поэтому прелюдия к концерту в виде редкого по силе воздействия стихотворения «В Софии Киевской» была потрясающе глубокой. И не беда, что во время его чтения у кого-то из зрителей зазвонил мобильный — это всего лишь подчеркивало погруженность религиозного контекста в современность. Следом, как и на диске, шел «Старый ворон», которому некоторые зрители слаженно подпевали. С трогательной беззащитностью прозвучала «Как жалко», изданная недавно в дуэте с Настей Полевой на альбоме «Свободного полета» «Вместе. Часть 2», а теперь исполняемая одним Ильей посреди поминаемых в тексте Сартра, Камю и Бродского. Прошлое гораздо ближе, чем мы иногда наивно думаем…
«Настоящее» было наполнено тревогой за «Русскую землю», посвящение которой стало одним из нервных центров этой части концерта. Сюда же Илья Полежаев позволил себе имплантировать пару вещей из альбома «Нежно» (2020). «Перегруз», саркастически адресованный спесивым держателям радиостанций, он артистично исполнил с ленивыми интонациями этих хранителей формата, как бы не поспевая порою за собственными строчками. Противовесом этой сатирической вещи стал тихий гимн семейственности «Нежно», показывающйй, где черпаются силы после таких изнурительных битв. На аналогичных эмоциональных качелях построен и финал второго отделения, где стих о тотальности любви «Двери» переходил в приговор бессердечному диктатору «Осень Патриарха».
«Будущее» у Ильи Полежаева выдалось непредсказуемым и мозаичным. Начнем с того, что сюда вошли стихи и песни из всех трех частей альбома - «Верба», «Москва», «Квас», «Телефонный разговор» и др. И это правильно — ведь без мудрости традиций и ощущения ритма текущего времени будущего просто нет. На ура воспринимались и песни, которые вообще в «Вечность» не вошли. Среди них - «Ключи» - мужской ответ на «Ключи от моих дверей» «Аквариума», ведь если она доверяет любимому отмычки от жилья, то он — от своего сердца. И мужчины в зале оценили этот ракурс криками «браво!». Ободренный Илья Полежаев дал такого драйву в «Поехали» и «Пьяном похмелье», что мало не показалось. Но закончили концерт все же на лирической ноте - «Чудом», «Иконкой», «Пора» да «Волопасом». Ведь что за будущее без бабушкиного образка в дорогу на счастье?
Те, кто не попали на юбилейный концерт лидера «Свободного полета», действительно многое потеряли. Но заботливый Илья Полежаев пожелал сделать это крайне необычное выступление достоянием общественности. Такому решению хочется аплодировать стоя. Потому что если до сих пор, стараниями нашей рок-индустрии концертных альбомов, признанными субкультурными столицами были Москва, Питер, Екатеринбург, Новосибирск, Череповец и даже Выборг, Вятка, Курган и Иркутск, то теперь достойное место в этом ряду займет и ничем им не уступающий им по творческому потенциалу Красногорск.
Посушать альбом можно ЗДЕСЬ.
Фото предоставлены представителями артиста
Комментарии читателей Оставить комментарий