Парит, наш орел!

11:54 30.01.2010 , Максим Хрусталев

Справка km.ru

F-22 «Рэптор» – многоцелевой истребитель пятого поколения, разработан компаниями Lockheed Martin, Boeing

Подробнее

Российский самолет пятого поколения успешно поднялся в небо

29 января произошло наконец долгожданное событие, значение которого для всей российской авиации, да и всего оборонно-промышленного комплекса невозможно переоценить. На аэродроме Комсомольска-на-Амуре был поднят в воздух истребитель пятого поколения – перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА).

Самолет пятого поколения в течение 47 минут пилотировал заслуженный летчик-испытатель России Сергей Богдан. Он проверил устойчивость и управляемость машины в воздухе, дважды имитировал посадку с выпуском и уборкой шасси. За испытанием комплекса, который в проектной документации значится как «изделие Т-50», внимательно следили не только с земли, но и в небе – с самолета сопровождения. Работу систем и механизмов новичка фиксировали бортовые средства объективного контроля. Они помогут специалистам до мельчайших подробностей проанализировать поведение ПАК ФА в воздухе и при необходимости что-то изменить в его конструкции.

Как сообщает [http://www.interfax.ru Интерфакс], «выполнив короткий разбег, истребитель пятого поколения оторвался от бетонки и энергично начал набирать высоту. Основная часть полета проходила в специально отведенной зоне. Спустя некоторое время самолет возвратился на точку и произвел посадку. Полет прошел в штатном режиме, отказов техники не было».

Собеседник агентства отметил, что во время первого испытательного полета самолет дважды выполнял выпуск и уборку шасси. «Американскому истребителю пятого поколения F-35 этого сделать не удалось», – добавил он. По словам источника, теперь начнутся интенсивные летные испытания истребителя, которые будут проходить в подмосковном Жуковском на базе Летно-исследовательского института им. Громова и в Государственном летно-испытательном центре Минобороны РФ им. В.П. Чкалова в Ахтубинске.

Как заявил заместитель министра обороны генерал Владимир Поповкин, на вооружение ВВС перспективный авиакомплекс начнет поступать не раньше 2015 года. В Т-50 заложено так много новшеств, что обычные сроки летно-испытательной программы (как правило, она рассчитана на два года) тут не подходят. Приводить новый истребитель к состоянию стопроцентной боеготовности придется значительно дольше.

Но ПАК ФА того стоит. И командование российских ВВС готово терпеливо ждать необходимой «доводки». Хотя истребитель пятого поколения нужен российским Военно-воздушным силам как можно быстрее, считает бывший главком ВВС генерал армии Анатолий Корнуков. «Наши самолеты – и Су-27, и МиГ-29 – хорошие, но они уже физически устарели. Им уже по 20 лет и больше, пора уже что-то на замену получать», – заявил Корнуков [http://www.interfax.ru Интерфаксу]. По его словам, главное теперь – не затягивать сверх меры процесс летных испытаний.

КМ.RU уже [http://news.km.ru/istrebitel_5-go_pokoleniya_poyav рассказывал], что разработка истребителя пятого поколения для ВВС России ведется достаточно давно. Главной задачей конструкторов было создание самолета, способного заменить в составе нашей авиации истребители четвертого поколения – Су-27 и МиГ-29. Эти работы начались еще в советские времена, в конце 80-х годов ХХ века. Учитывая то, что тогда, да и в последующие годы творилось со страной, не удивительно, что до конца 90-х ничего толком сделано не было.

Правда, специалисты говорят, что к середине 90-х ОКБ Микояна разработало некий проект «1.44», а ОКБ Сухого – «С.37», но из-за отсутствия финансирования эти проекты развития не получили. Более того, с началом 2000-х, когда деньги у авиаразработчиков стали появляться, стало ясно, что эти проекты стремительно устаревают, и если на их основе запустить новые самолеты в серию, то наша авиация получила бы с 10-летним опозданием истребители, не способные тягаться с американскими F-22, как раз тогда запущенными в серийное производство. В итоге было принято решение о разработке принципиально новой машины. Свои варианты предложили все «истребительные» КБ России – Сухого, Микояна и Яковлева. В итоге КБ Сухого стало головным разработчиком машины, которая получила фирменный индекс Т-50. Но это – условное название, на время разработки. Когда он встанет в воинский строй, он получит традиционное имя для всех самолетов ОКБ «Сухой» с соответствующим номером.

Термин «пятое поколение» также сам по себе достаточно условен. Когда-то такую градацию авиатехники связывали с установленным на ней двигателем. Поршневой движок заменяли турбовинтовым, тот – газотурбинным и т. д. Соответственно говорили о появлении нового поколения самолетов. Сейчас подход – совершенно иной. Во внимание берется множество показателей, в т. ч. конструкция планера и силовой установки, возможности бортовой аппаратуры, автоматизация всех процессов в полете, боевая эффективность. Что-то мудрить с фюзеляжем или, скажем, устанавливать на «пятерку» крылья обратной стреловидности в «Сухом» не захотели. Внешний облик Т-50 здорово напоминает классические формы Су-27: та же «вздернутая» кабина пилота, те же два киля в хвосте…

Главные сюрпризы таятся в новых композиционных материалах, из которых сделали машину (применялись даже нанотехнологии), и мудреной начинке. Самолет оснащен принципиально новым комплексом авиаоники, интегрирующим функцию «электронного пилота», и современной радиолокационной станцией с фазированной антенной решеткой. Это в значительной степени снижает нагрузку на летчика, дает ему возможность сосредоточиться на выполнении тактических задач. С помощью уникального бортового оборудования пилот может в режиме реального времени обмениваться данными не только с командным пунктом, но и с коллегами по авиагруппе. Аэродинамическая компоновка машины, покрытый по технологии «стелс» планер, устройство охлаждения отработанных газов делают ее практически незаметной на радарах и позволяют днем и ночью, в любых метеоусловиях уничтожать воздушные и наземные цели, причем одновременно атаковать высокоточным оружием сразу несколько объектов. Впервые 8 из 16 авиационных ракет самолета спрятаны в его фюзеляже. Самолет сможет действовать как истребитель и бомбардировщик, штурмовик и воздушный разведчик. Такая многофункциональность особенно важна при длительном полете на сверхзвуковых скоростях. Ее обеспечит многократная дозаправка в небе.

Кроме того, Т-50 готов стартовать и садиться на полосу длиной всего 300-400 м. Известно также, что на опытные и первые серийные машины будут устанавливаться созданные НПО «Сатурн» двигатели 117, разработанные на основе семейства АЛ-31. Специалисты классифицируют новый самолет как истребитель тяжелого класса с взлетным весом свыше 30 тонн, примерно соответствующий по своим размерам самолетам Су-27. Также сообщается, что бортовую РЛС для Т-50 разрабатывает НИИ приборостроения им. Тихомирова, где создана РЛС «Ирбис» для «промежуточного» самолета Су-35БМ. Судя по всему, радар и система управления огнем новой машины будут созданы на основе систем, которые пройдут испытание на «тридцать пятом».

Эксперты утверждают, что по многим параметрам российский самолет более эффективен, чем его американские аналоги – F-22 «Рэптор» и F-35 «Лайтинг».

Генеральный директор компании «Сухой» Михаил Погосян уверен, что наш самолет превзойдет западные аналоги и по критерию «стоимость-эффективность». «Это – большой успех российской науки и конструкторской мысли. За этим достижением стоит кооперация более сотни предприятий-смежников, наших стратегических партнеров», – сказал он, отметив, что программа ПАК ФА «выводит российское авиастроение и смежные отрасли на качественно новый технологический уровень».

Президент и председатель правления Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Алексей Федоров заявил, что создание истребителя пятого поколения стимулирует развитие российской авиационной промышленности. «Полет продолжительностью 47 минут открывает российской авиации перспективу развития на протяжении всего XXI века и, возможно, еще дальше. Успешное начало летных испытаний самолета следующего поколения стимулирует прогресс конструкторской мысли и желание творить», – приводятся слова Федорова в сообщении ОАК, поступившем в [http://www.militarynews.ru Интерфакс-АВН]. «История мировой авиации пишется сегодня в России: Комсомольске-на-Амуре, Москве, Новосибирске, Рыбинске, Уфе, Раменском, Жуковском и других городах, где расположены отечественные конструкторские бюро и самолетостроительные заводы, наши партнеры и смежники», – говорит сегодня Федоров. По его мнению, со времен основополагающих работ М.Ломоносова, А.Можайского и Н.Жуковского наша страна остается на острие прогресса в деле освоения воздушного пространства».

'''Главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко рассказал КМ.RU:'''

– Программа истребителя пятого поколения является одним из важнейших направлений развития российской авиации. Сейчас, в процессе разработки самолета, делается упор на его производство преимущественно на основе отечественных материалов и технологий. Но в перспективе вполне вероятно, что проект примет международный характер. Наиболее тесные контакты в данном отношении налажены с Индией, и вполне возможно совместное производство истребителей пятого поколения с учетом потребностей индийских ВВС. В ходе совместного сотрудничества с индийцами произошла интеграция в создании бортового оборудования будущего истребителя, причем применялись и технологии некоторых западных стран. Но ничего страшного в этом нет.

Основные производственные мощности ОКБ «Сухой» расположены в Комсомольске-на-Амуре, Иркутске и Новосибирске. Их достаточно, чтобы при соответствующем финансировании гособоронзаказа производить до 100 таких самолетов в год. Хотя я лично сомневаюсь, что будут выделены средства для столь масштабных закупок. К тому же выпуск истребителя пятого поколения в серийных масштабах начнется, конечно, не завтра. И поэтому опасения, связанные с сокращением имеющихся в наличии самолетов прежних моделей, имеют под собой некоторое основание. Но до серийного запуска самолета пятого поколения, чтобы не возникло «провала» в боеготовности нашей авиации, для ее нужд будут производиться в различных модификациях самолеты Су-35.

Источник: KMnews
Комментарии читателей
03.02.2010, 01:00
Гость:

///ded
02.02.2010 21:05 Морошка
Денюшков на это нет и не предвидится.////
Да лана, чего чего, а денюшков как ГРЯЗИ. Тут главное Кудрина на зубьях кремля ***. Ну или хотя бы в отставку.
Причем, любой мало мальски грамотный человек понимает, инвестиции в такой проект , это инвестиции в науку и технологии которые многократно ОКУПЯТСЯ.

02.02.2010, 21:32
Гость:

02.02.2010 21:05 Морошка
Денюшков на это нет и не предвидится.

02.02.2010, 21:05
Гость: Морошка

Ну раз ветка окончательно опустела, для запаздавших можно и помечтать. Я думаю с проблемой движков у нас справятся, не получилось с налета, сделают с нуля, и все у нас получится. И что же выйдет, у России появиться самолет способный видеть себе подобных, т.е у США дорогущие Раптор и Спирит, перестанут быть актуальными. А дальше что? F15 и F16 уже на пределе модернизации, F35 судя по всему не удался, остается только F18 у которого есть еще запас, про европейцев молчу, после всех дифирамбов, ниспровергнуты из 5 поколения. Т.е. по сути Т50 ставит крест на 5 поколении, отличавшемся неимоверными затратами, а свято место пусто не бывает, и уже сейчас, вспомнив советские времена, надо думать что дальше, будет ли следующее поколение гиперзвуковым, беспилотным или, может быть, станут летать на космопланах, обо всем надо думать сейчас, а не ждать когда грянет гром у них, и уж потом креститься! Вот они инновации и новые технологии, наступило время дерзать!

]]>
Загрузка...
]]>
]]>
Загрузка...
]]>
]]>]]>
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.
Карта сайта
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь.
Организации, запрещенные на территории Российской Федерации