]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Спецпроекты
Главная → Спецпроекты
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
    • Без купюр
    • Совет всея Земли
    • Стратегии развития России
    • Инфовойны
    • Публицистика
    • Великая Победа
    • Дурдом
    • Баба Клава сказала
  • Книги
  • Telegram-канал

«ПРО: опасные последствия слабости»

08:00 16.04.2011
, Илья Крамник

Развертывание системы ПРО США продолжается

Система ПРО США, развертывание которой продолжается, несмотря на изменившуюся концепцию, остается главным камнем преткновения между США и Россией. Сегодня она не может отразить российский ядерный удар и вряд ли сможет завтра, но именно в ее слабости заключается главная угроза.

Предыстория конфликта

Разработка и создание систем противоракетной обороны имеют давнюю историю, но сегодня эта тема стала одной из самых актуальных. Уровень обсуждения проблемы, частота встреч ответственных лиц и накал дискуссии говорят о крайней важности предмета для всех сторон спора. В чем же, собственно, заключается спор и чего в нем добиваются обе стороны?

В развитии своей системы противоракетной обороны США прошли несколько этапов. Ее современную историю следует отсчитывать с 1999 года, с момента принятия США Акта о национальной противоракетной обороне. Акт предусматривал создание системы, прикрывающей всю территорию США «немедленно, как только это станет технически возможно». Ввели и ограничения возможностей будущей ПРО: она была предназначена для защиты территории США от ограниченного удара – случайного, непреднамеренного или преднамеренного. Впрочем, критерии ограниченного удара нигде не были обозначены.

После прихода к власти в 2000 году президента Буша планы по строительству ПРО пересмотрели. На первое место вновь, впервые со времен Рональда Рейгана, вышел проект создания эшелонированной системы. Ключевым требованием к системе ПРО стала способность перехвата ракет на всех участках траектории – начальном (активном), среднем и конечном.

Создание подобной системы противоречило положениям Договора об ограничении систем противоракетной обороны от 1972 года, и в итоге США приняли решение об одностороннем выходе из соглашения.

Заместитель генерального директора, исполнительный директор Центра НИИРП Сергей Курушкин: «Договор от 1972 года заставил разграничить стратегическую и нестратегическую системы ПРО. Под стратегическими системами ПРО имелись в виду системы, способные перехватывать баллистические цели с дальностью полета более 6000 км и скоростью более 5 км/с. Для обеспечения такого перехвата требовались и соответствующие возможности радиолокационных станций. Ниже находятся нестратегические системы, предназначенные для перехвата ракет средней и меньшей дальности, такие как THAAD или PAC-3.

В 2002 году США приняли решение о создании национальной системы ПРО США, основным оружием которой должны были стать ракеты-перехватчики большой дальности GBI, и региональной ПРО (известной также как ПРО на ТВД), основу которой должны были составить системы, предназначенные для перехвата ракет средней и меньшей дальности».

Комплексы THAAD предполагалось использовать также в системе ПРО США, уничтожая те цели, что прошли рубеж обороны GBI, но их возможности по перехвату МБР значительно ниже и вероятность его крайне мала.

Несмотря на то, что в качестве основной угрозы для США были названы ракетные программы Ирана и КНДР, архитектура создающейся системы ПРО такова, что истинной ее целью могла быть нейтрализация ракетно-ядерного потенциала России. Во всяком случае, размещение ракет-перехватчиков GBI на Аляске, а также запланированное предыдущей американской администрацией развертывание третьего позиционного района системы ПРО в Польше были оптимальными именно для перехвата российских МБР, чьи траектории в случае гипотетического ядерного конфликта оказывались в зоне действия этих систем. При этом ни Иран, ни КНДР не располагали тогда (равно как и сейчас) ракетами, способными достичь территории США.

Против кого воюем?

Этот вопрос, который в том или ином виде постоянно задают российские военные и политики, продолжает оставаться основным при оценке американской системы ПРО. Начало размещения ракет GBI на Аляске в 2004 году и модернизация радаров СПРН, расположенных в Гренландии и Великобритании, вызвали резонное недоумение со стороны России. После появления в октябре 2004 года сообщений о согласии Великобритании разместить на своей территории американские ракеты-перехватчики МИД РФ выпустил официальное заявление, в котором говорилось: «Американская сторона заверяет нас в том, что создаваемая ПРО США вместе с ее зарубежными базами не направлена против России. Однако мы до сих пор не получили ответа на наш вопрос, каким образом будет обеспечена и гарантирована такая «ненаправленность». Пока такого ответа нет, российская сторона не может не принимать во внимание возможную угрозу безопасности России».

В конце 2005 года начальник Генштаба ВС РФ генерал армии Юрий Балуевский в интервью польскому изданию «Газета выборча» заявил, что не предвидит ядерного конфликта между Россией и Западом, но страны, которые примут участие в создании американского противоракетного щита, должны понимать последствия: «Пожалуйста, стройте щит. Только подумайте, что потом вам будет падать на голову».

В 2006 году он же в интервью польской газете «Дзенник» предупредил, что размещение американских объектов ПРО в европейских странах изменит существующий стратегический паритет между Америкой и Россией, а это, в свою очередь, потребует корректировки российских военных планов.

В начале октября 2006 года, отправляясь с визитом в Варшаву, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил, что Россия примет соответствующие меры в случае, если Польша разместит на своей территории элементы системы ПРО США.

США, тем не менее, упорно продолжали заявлять, что развертываемая система противоракетной обороны предназначена для перехвата ракет, запускаемых с территории Ирана и КНДР. Основой третьего позиционного района – после Аляски и Калифорнии – должны были стать база ракет-перехватчиков GBI в Польше и радар в Чехии, близ Праги. Этот радар давал возможность контролировать пуски МБР из европейской части России, где расположена основная ударная группировка РВСН, а потенциал GBI позволял надеяться на перехват баллистических ракет, запущенных в направлении восточного побережья США. Безопасность же западного побережья обеспечивали противоракеты, размещенные на Аляске. При этом было очевидно, что несколько десятков перехватчиков на Аляске, 4 – в Калифорнии и 10 (как предполагалось) в Польше не позволяют надеяться на отражение полноценного ядерного удара со стороны России даже в случае увеличения численности противоракет в 2-3 раза. Реальная опасность американских расчетов заключалась в другом, и речь об этом пойдет ниже.

Перемены слагаемых

После прихода к власти Барака Обамы США начали корректировать свои планы. Речь пошла о создании более мобильной и гибкой системы, обеспечивающей в основном перехват баллистических ракет малой и средней дальности. В качестве главного оружия теперь рассматривается не массивный перехватчик GBI шахтного базирования, а куда более компактный и легкий SM-3, имеющий одно существенное преимущество – мобильность.

Ракеты SM-3 размещаются на боевых кораблях, оснащенных системой боевого управления «Иджис» и вертикальными пусковыми установками, и таким образом могут перебрасываться в любой район, откуда исходит угроза. Разрабатывается также и грунтовая мобильная версия SM-3.

Возможности этой системы по борьбе с МБР в ее сегодняшнем виде довольно ограничены. Корабли, оснащенные SM-3, планируется располагать по возможности ближе к районам запуска баллистических ракет для того, чтобы иметь возможность противодействовать им на активном участке траектории. В определенных условиях SM-3 может попытаться перехватить снижающуюся головную часть МБР на конечном участке траектории, но сложность этой задачи оставляет небольшие шансы на успех.

При этом США, судя по всему, отказались от размещения радара в Чехии: соответствующая база, по сообщениям СМИ, будет закрыта, а грунтовые комплексы SM-3 и, видимо, радары появятся в Румынии и Турции, где они действительно могут перехватывать ракеты, запускаемые по территории Европы из Ирана.

Вместе с тем мобильность SM-3 как в корабельной, так и в разрабатываемой грунтовой модификации в сочетании с наличием радаров СПРН на плавучих платформах позволяет быстро «переконфигурировать» систему, перенеся ее усилия с одного ТВД на другой, что в потенциале представляет значительную угрозу.

Возможности SM-3 в дальнейшем должны возрасти: модификация этого перехватчика, известная как Вlock II, будет иметь большие дальность и высоту перехвата, а также усовершенствованную систему наведения. Это усовершенствование повысит возможности системы в целом, сделав ее способной бороться с МБР, хотя и не на всем протяжении полета.

При этом нужно отметить, что наиболее ответственным этапом полета МБР, в течение которого она наиболее уязвима, является первый, или активный участок траектории, когда работают двигатели основных ступеней МБР и головная часть ракеты с боевым блоком (или несколькими блоками) еще не отделилась. Кроме того, на этом этапе баллистическую ракету легче всего обнаружить. В результате перехват БР на активном участке траектории является приоритетной целью для системы ПРО, и здесь сосредоточиваются наибольшие усилия – от размещения в «ракетоопасных» районах кораблей с SM-3 до создания лазера воздушного базирования.

Оправданные усилия РФ

Несмотря ни на какие изменения в планах развертывания ПРО США, у нее остается одна принципиальная, определяющая возможности ее применения черта. Ни в текущем, ни в перспективном виде система ПРО Соединенных Штатов Америки неспособна перехватить массированный ядерный удар. Вместе с тем она вполне может отразить небольшое количество разрозненных пусков. Именно в этом заключается ее главная опасность.

Если говорить о сложившемся соотношении сил между США и Россией, то такой сценарий может быть реализован лишь в случае первого, обезглавливающего и обезоруживающего удара по России со стороны США. Вероятность такого удара в конкретных сегодняшних политических условиях, на фоне «перезагрузки» и общего сближения Москвы и Вашингтона, практически равна нулю. Однако неясно, как будут складываться отношения между Россией и США в дальнейшем, и руководство страны не может быть безразличным к этой угрозе. Возможная опасность подобного сценария растет по мере того как Россия и США продолжают сокращение ядерных арсеналов. При этом сценарий, при котором первый ядерный удар уничтожает большую часть потенциала, а оставшееся перехватывается системой ПРО, становится все более реален. Дополнительную угрозу представляет развертывание США перспективных систем космического базирования, которые могут быть созданы на основе аппаратов, подобных испытанному недавно Х-37. Создаваемые в рамках концепции высокоточного глобального удара, эти аппараты должны поражать командные пункты и стационарные пусковые установки с очень высокой вероятностью.

Избежать подобных последствий можно только повышением живучести группировки ядерных сил, и тут уже не обойтись простым укреплением ракетных шахт. Главную роль должны играть мобильные системы, которые, как показывает опыт, куда более трудно обнаружить и внезапно уничтожить. Таким образом, усилия, которые предпринимает Россия по развертыванию группировки РПКСН нового поколения и мобильных ракетных комплексов, следует считать оправданными.

Международная же ситуация заставляет говорить о последствиях, которые влечет развертывание американцами слабой ПРО: поскольку такая система эффективно сработает только в случае нанесения США превентивного ядерного удара, она обоснованно будет считаться «дестабилизирующим оружием».

Тревожный настрой России в отношении развития ПРО США может быть устранен только повышением доверия между двумя странами и совместной работой по уменьшению соответствующих угроз. Но пока вероятность такого сотрудничества довольно невелика: уровень доверия между сторонами, несмотря на все перемены, крайне низок. Более того, США и Россия вкладывают различное содержание во многие базовые понятия, и для нормальных переговоров по подобным темам сторонам приходится тратить значительные усилия на поиск общего языка.

Опасения России по этому вопросу могут быть устранены только стремлением повысить уровень доверия и организацией совместных центров, подобных возникшему еще в 1990-е гг. центру обмена данными о ракетных пусках. Создание же общей ПРО с организацией совместных боевых дежурств и увязкой соответствующих российских и американских систем в единые комплексы сегодня объективно невозможно. С этой точки зрения разговоры о единой европейской системе ПРО представляют для России только тот интерес, что позволяют сторонам слушать друг друга, совмещая точки зрения и обеспечивая возможность рекламы российских систем вооружения.

Темы: Мировая экспансия США, Отношения России и США, Публицистика
Источник: ВПК
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 17.04.2011, 13:07
    Гость: пришелец

    в компетентных кругах известно, что эффективность любой ПРО зависит от от возможности наведения в реальном масштабе времени оружия систем ПРО на движущийся объект.США совместно с союзниками с конца 80х с помощью реализации различных проектов, таких как Пламя в северной Америке и Европе, Эшелон, а также Октопус в Австралии и др., планомерно добивались создания информационно-коммуникационной структуры, позволяющей решать эту задачу управления пространством в любой точке земного шара и в любой среде- в воде, воздухе и в космосе. локальные войны проводившиеся в последние годы содержали элементы практического применения разрабатывающегося оружия и систем управления в объёмах не демаскирующих основные замыслы создателей. очень большая работа в ущерб обороноспособности проведена на территории РФ и стран ближнего зарубежья. среди мер позволяющих ускорить завершение создаваемой системы глобальной ПРО США необходимо отметить дипломатические и экономические усилия, особенно при сегодняшней Администрации США, которые позволили с помощью частных уступок загрузить мощности космической отрасли эксплуатацией МКС в ущерб обороноспособности. у нас невозможно достучаться до лиц отвечающих за оборону. да и есть ли они?
    Спите спокойно, товарищи. Мы понимаем, что есть задачи и поважнее.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 17.04.2011, 12:34
    Гость: Да, лана!

    Никто им не верит. Все прекрасно отдают себе отчет, что цель американцев - развал России. Дело не в доверии, дело в шкурных интересах, которые делают российскую элитку (включая табуреткина) пособниками американцев.
    ***
    Судя по всему, СР собирается выдвинуть на пост президента Медведева - завзятого либерала, чествующего Гайдара и ставящего памятники ЕБНу (которых СР всегда обвиняла в развале страны и разгроме ее промышленного потенциала). И кто после этого эсеры?
    Похоже в рамках противостояния с ЕР (и ради продления своего безбедного существования) вся парламентска оппозиция сплотится вокруг гаранта. Вот и думайте, камрады, кого вы поддержите в лице зюгановцев, жириновцев и эсеров.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 17.04.2011, 09:28
    Гость: жук

    идиот тот,кто верит пиндосне,либо он предатель.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 16.04.2011, 23:53
    Гость: Питер

    Штаты готовятся к нанесению ядерного удара по СССР и России начиная с 1945г. когда у них появились ядерное оружие и только выжидают подходящего момента. Их планы сорвало появление в СССР атомной бомбы в 1947г. Но от нападения они не отказались. Перестройка, развал СССР, промышленности, сокращение российской армии и особенно ядерного оружия только вселяет в них новую надежду на победу в предстоящей ядерной войне. В прошлом году они в очередной раз перерсматрели свою концепцию первого ядерного удара по России, отказавшись от удара по крупным Российским городам, рабы им еще могут пригодится, кто их будет потом обслуживать в России? Штаты сосредоточидись на уничтожении основных промышленных центров России средств ПВО и остатках ядерного оружия. В России ПВО прикрыта только Москва, остальное на чесном слове. Мир до последнего держался на возможности полного взаимного уничтожения США и СССР, сейчас такого нет, Российское ядерное оружие может только причинить ущерб, что уже вполне приемлемо для противника, ПРО дополнительно перехватит часть ракет а западная элита сможет полностью сохранится отсидевшись в бункерах, основные потери понесут союзники по НАТО, восточно-европейцы, но они собственно для этого и были приняты в западный альянс, чтобы было кого подставить в случае заворухи. Это и называется приемлемые потери во время войны. Чтобы избежать нападения, России следует выйти из всех договоров о сокращении вооружений его и так уже в 4 раза меньше, СНВ и ракет средней дальности. Прекратить уничтожение старых вооружений, новое если и поставляется то в единичных экземплярах. Все остатки промышленности и науки РФ сосредоточить на увеличении и совершенствовании своего ракетно ядерного комплекса.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 16.04.2011, 23:25
    Гость: nic

    Очень велика вероятность того,что переубеждать амерам россиянского президента не нужно будет.Он согласится на кардинальное сокращение после получения новейшей модели айфона.Так же как согласился угробить авиапром и птицепром.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (8)
]]>
]]>
Выбор читателей
Путин подписал указ об утверждении основ государственной языковой политики
© KM.RU
В России предложили ужесточить допуск к вождению людей старше 60 лет
Кто убил киевского диверсанта?
Министерство финансов РФ © KM.RU, Алексей Белкин
Михаил Делягин: Санкции Запада меркнут по сравнению с внутренними «санкциями» Минфина
]]>
Агрегатор 24СМИ
]]>
Избранное
Новый мировой порядок наступает, или Светлое будущее отменяется
Эвакуация гражданского населения из зоны боевых действий в ЛНР
Тишин «Толька» (интернет-сингл)
«Отношение к социологии отчасти напоминает отношение к Кассандре: из-за заклятия Аполлона ей никто не верил»
«Конец Фильма» во всем обвинил астрологов и кастрологов
«Тридцатипятилетняя эпоха национальных предательств, саморазрушения и самокастрации завершается»
Участников акций против вырубки Троицкого леса подвергли репрессиям
Внутренний баланс. Научитесь принимать себя
Обзор KIA Optima и отзывы реальных владельцев
Лучший самый день «Короткие номера»
Алексей Горшенев «Посвящение. Музыка для сериала «Король и Шут»»
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.