Путаница на Курильских островах

Итуруп, Кунашир, Шикотан, Хабомаи – для непосвященного значат не больше, чем смутные иностранные имена. Однако спор вокруг Курильских островов (так называемых «Северных территорий Японии») на сегодняшний день остается самым неприятным территориальным спором между государствами «Большой восьмерки» с последствиями стратегического характера, идущими далеко за пределы российско-японских отношений.
Двусторонняя напряженность в отношениях между Токио и Москвой, связанная с территориальных спором, обострилась в последние месяцы после беспрецедентной поездки президента России Дмитрия Медведева на остров Кунашир в ноябре прошлого года. Во время этого знаменитого визита Медведев пообещал гражданам далекой заставы, что Россия «здесь останется», и выразил намерение вкладывать деньги, чтобы в полной мере развивать потенциал острова. Это стало резким поворотом российского курса, который прежде был куда тоньше и дипломатичнее, когда дело касалось переговоров с соседом.
Изначально реакция руководства Японии была сдержанная, когда премьер-министр Наото Кан назвал инцидент «весьма прискорбным», а Сэйдзи Маэхара, министр иностранных дел, вызвал посла Росси в Японии для разговора тет-а-тет. Вскоре после этого состоялась встреча молодого и амбициозного Маэхары с сообразительным московским коллегой – Сереем Лавровым. Но провал переговоров в сочетании с интенсивным политическим давлением Японии достиг своего апогея, когда на недавнем митинге в Токио Кан заявил, что требует возвращения территорий Японии. А визит Медведева он обозначил как «непростительный» и «оскорбительный».
Значимость спора уже далеко за рамками политического позерства или просто экономических интересов, ведь реальные богатства находятся в приграничных с островами водах. И конечно, этой полемике не разрушить стратегических российско-японских отношений, и Токио по-прежнему сотрудничает с Кремлем по ключевым вопросам международной безопасности, таким как ядерное разоружение, борьба с терроризмом, контрабанда наркотиков и шестисторонние переговоры с Северной Кореей. Кроме того, обе страны взяли на себя обязательство углубить свои экономические связи в таких сферах, как энергетическое сотрудничество, информационные технологии и межнациональный обмен.
И все же, хотя разногласия по Курилам не превратили их двоих во врагов, возможность развить значимые стратегические взаимоотношения упущена.
Пока стратегическая обстановка для Японии не прекращает обостряться, ей необходимо решить, где искать партнеров. Исторически сложилось, что японцы полагались на свой надежный альянс с Соединенными Штатами, партнерство, которое будет продолжаться в обозримом будущем. Из-за этих отношений Японии, однако, не следует быть близорукой во взгляде на свои геополитические интересы.
Поскольку Китай поднимается все выше, то он ищет стратегического партнерства в регионе. Но, как и прежде, китайско-японские отношения чреваты проблемами, и это касается не просто постоянных разногласий относительно содержания учебников истории. Разрыв между ними лежит куда глубже, и он усугубляется разным представлением о будущем Азиато-Тихоокеанского региона.
Отличия Японии от Китая, Северной Кореи и в меньшей степени Южной Кореи предоставили удобный шанс восстановить отношения с Россией. Действительно, более тесные связи с Москвой также могут послужить укреплению отношений Японии с Китаем и Южной Кореей, если японцы продемонстрируют, что готовы идти на компромисс в разрешении вопросов затянувшихся со времен Второй мировой войны.
Все это говорит о том, что решение территориального спора не обойдется без расходов для Токио и для Москвы – политических и экономических. В 1956 году обе стороны почти пришли к компромиссу, когда Советский Союз согласился вернуть два меньших острова (Шикотан и Хабомаи) с подписанием мирного договора между двумя странами после Второй мировой войны. Но хотя они и договорились о совместной декларации, им все же не удалось заключить мирный договор, потому что стороны посчитали взаимно выдвинутые требования неприемлемыми.
На протяжении всех лет переговоров были предложены миллионы идей, как, например, возобновляемое руководство на некоторых островах или разные сочетания островов, которые должны быть возвращены. Однако пока ни одно из этих решений не помогло выбраться из тупика. Но если оба государства хотят застраховать себя от появления Китая и взять на себя главную роль по выработке будущего стратегического курса региона, им в первую очередь придется отыскать способ развязки Курильского спора.
Комментарии читателей Оставить комментарий