«Референдум в Молдове: выход из кризиса или его новый виток?»

5 сентября в Молдове проводится референдум по введению всенародных выборов президента страны. После того, как в результате выборов 2009 года в молдавском парламенте дважды складывалась патовая ситуация, не позволявшая набрать необходимый 61 голос для избрания президента, все без исключения политические силы, включая Партию коммунистов, высказались за изменение процедуры избрания президента и возвращение к прямым президентским выборам. Почему же проведение референдума по вопросу, являющемуся предметом общенационального консенсуса, раскололо страну на два противоположных лагеря?
В Молдове на протяжении 90-х годов президента избирали прямым голосованием. Вторая половина 90-х, в основном связанная с президентством Петра Лучинского, была отмечена постоянными конфликтами президента с парламентом и правительством. В 2000 году Лучинский, опираясь на лояльные ему силы в парламенте, попытался расширить свои полномочия за счет законодательного органа. Однако результат получился прямо противоположным: парламентское большинство внесло в Конституцию изменение, согласно которому президент избирается в парламенте, причем для его избрания требуются голоса 61 из 101 депутата.
На выборах 2001 года Партия коммунистов Республики Молдова одержала ощутимую победу на парламентских выборах, получив 72 депутатских места. Новым президентом был избран лидер ПКРМ Владимир Воронин. Спустя 4 года коммунисты во главе с Ворониным столкнулись с гораздо более существенной трудностью: у Компартии для избрания президента в парламенте не хватало 5 депутатских мандатов. Эти мандаты им предоставила одна из наиболее прорумынских на тот момент сил – Христианско-демократическая народная партия (ХДНП). За год до этого у Воронина, в последний момент отказавшегося подписать Меморандум Козака, резко испортились отношения с Россией, и лидер ХДНП Юрий Рошка, еще недавно участвовавший в сожжении российских флагов и портретов российского президента, так объяснил свое решение: «Мы объединились с Ворониным против Путина».
Конфликт с Россией дорого стоил администрации Воронина: Молдова в результате санкций потеряла около 80% российского винного и плодоовощного рынка. Санкции привели Воронина в чувство и вынудили его в 2007 году развернуть свою внешнюю политику в сторону Москвы. Однако с этим не смирились западные страны и международные структуры, оказавшие в 2009 году поддержку «цветной революции» в Молдове, а затем, подвергнув ПКРМ и оппозицию массированному удавлению, сумели расколоть команду Воронина. В парламенте, образованном после выборов 5 апреля, у коммунистов не хватало 1 (!) мандата для избрания президента, и ни одна из оппозиционных партий не согласилась предоставить ему этот мандат.
Вскоре Компартию покинул один из ее лидеров – Мариан Лупу, оттянувший на себя значительную часть коммунистического электората, а затем вошедший вместе с радикально-прорумынскими силами в Альянс «За европейскую интеграцию». Согласно распределению должностей в Альянсе Лупу, перед этим проголосовавший за избирание ярого униониста Михая Гимпу на пост спикера парламента, а более умеренного униониста Владимира Филата – на должность главы правительства, был выдвинут кандидатом в президенты. Но тут настал черед мести коммунистов, отказавшихся предоставить Мариану Лупу 8 голосов, необходимых для избрания президента. Выходом из патовой ситуации, по мнению большинства граждан страны, стал возврат к прямым президентским выборам.
На первом этапе коммунисты всеми силами сопротивлялись данной инициативе, однако, ознакомившись с результатами многочисленных опросов, пообещали вернуться в стены парламента, заседания которого они бойкотировали, и даже проголосовать за изменение процедуры избрания президента. Но с единственным условием: правящий Альянс должен назначить дату новых парламентских выборов.
Но именно на эту уступку представители Альянса не желали идти категорически! В новом парламенте у Михая Гимпу нет никаких шансов сохранить за собой должность спикера, а партия «Наша Молдова» во главе с вице-спикером Серафимом Урекяном рискует не преодолеть проходной барьер. Давать санкцию на роспуск парламента и назначение новых выборов членам Альянса никак не хотелось. Решение о назначении дорогостоящего референдума об изменении процедуры избрания президента осталось в силе, а дата новых парламентских выборов до сих пор не названа. Более того – сам и. о. президента Михай Гимпу, а также ряд депутатов Альянса дали понять, что даже в случае успешного проведения референдума досрочные парламентские выборы могут быть и не назначены.
Назначение новых парламентских выборов – принципиальное требование оппозиционной ПКРМ. Дело в том, что, согласно нынешней Конституции, Молдова является парламентской страной. Президент осуществляет в основном представительские функции. Его особые полномочия заключаются в ведении международных переговоров и заключении договоров от имени Республики Молдова, обязательных для ратификации в парламенте, а также выдвижения, по согласованию с фракциями, кандидатуры премьер-министра. Особая роль Владимира Воронина в течение недавнего времени была связана не столько с его президентством, сколько с его лидерством в партии власти – ПКРМ. Таким образом, если вместе с президентскими не будут проведены парламентские выборы – кто бы ни стал новым президентом, ему предстоит долгий период противостояния с нынешним составом парламента.
Именно этим руководствовалась Партия коммунистов Молдовы, когда принимала решение о бойкоте предстоящего референдума. Вслед за ПКРМ решение бойкотировать референдум приняли ближайшие союзники коммунистов – Социал-демократическая партия, партия социалистов «Patria – Родина» и русскоязычное движение «Равноправие». Решение о бойкоте референдума приняли муниципальные советы свыше 100 населенных пунктов страны, в основном на севере и на юге – традиционном «красном поясе», в т. ч. второй по численности город Бельцы и Гагаузская автономия.
Лидер ХДНП Юрий Рошка – теперь уже бывший национал-радикал, сместившийся к политическому центру и критикующий Альянс за разрыв отношений с Россией, высказался за переход к чисто парламентской модели и призвал голосовать на референдуме против прямых выборов президента. Остальные политические силы, включая дружественную России партию «Единая Молдова» во главе с бывшим послом в Москве Владимиром Цурканом, призвали голосовать за всенародное избрание главы государства.
Учитывая традиционную апатию избирателей и предвидя организованный бойкот со стороны ПКРМ, правящая коалиция понизила минимальный порог явки на референдум с 50 до 33%. Коммунисты утверждают, что такая ситуация предоставляет возможность явному меньшинству в 16% принимать решения по всем судьбоносным вопросам, в т. ч. по вступлению в НАТО или объединению с Румынией. Такой аргумент не выдерживает критики: никто не препятствует остальным 84% прийти на избирательные участки и проголосовать «против». Опасно другое: правящий Альянс узаконил открытие избирательных участков за пределами страны, в частности, в Румынии и других странах ЕС, что предоставляет неограниченные возможности для массовых фальсификаций на этих участках. В Российской Федерации, где большинство молдавских граждан голосует за ПКРМ, новые участки, скорее всего, открыты не будут.
И все же в проведении всенародных президентских выборов есть очевидная выгода и для Молдовы, и для России. Дело в том, что унионистский электорат в современной Молдове не превышает 30-35%. У кандидата от унионистского лагеря (а им, скорее всего, станет нынешний премьер-министр – лидер Либерально-демократической партии Молдовы Владимир Филат) будет очень мало шансов победить на прямых всенародных выборах. Гораздо предпочтительнее шансы у центриста Мариана Лупу и у кандидата коммунистов, которые, скорее всего, выдвинут экс-премьера Зинаиду Гречаную. Лупу уже пообещал распустить парламент в случае избрания его президентом. Нет сомнения, что точно так же поступит и Гречаная.
Новый президент в любом случае станет более взвешенной и умеренной фигурой, чем нынешний и. о. президента, радикальный унионист и русофоб Михай Гимпу. Даже в том случае, если и в новом парламенте значительную часть составят унионистские силы (а, как свидетельствуют опросы, в ходе новых парламентских выборов состав парламента не изменится радикально), новый глава государства станет достаточно сильным противовесом этому деструктивному парламентскому блоку. Более того – есть большая доля вероятности, что уже в нынешнем парламенте после президентских выборов будет сформирована новая коалиция в составе Партии коммунистов и Демократической партии. В любом случае, новый президент не будет предпринимать таких откровенно конфронтационных шагов по отношению к России, как подписание указа о «Дне советской оккупации» или награждение высшими государственными орденами ветеранов террористической группы «Бужор» во главе с Илие Илашку.
Комментарии читателей Оставить комментарий