«Российские чиновники губят российское образование»

Образование – это целая система из множества составляющих. Она включает и процесс преподавания, и процесс обучения, и программы, и учебники, и современное оборудование, и качество управления школами органами образования. Можно еще многое перечислять, что влияет на современное образование. Остановимся на некоторых моментах.
Хотя два раза в год во всех теленовостях нам показывают умилительные картинки «первых звонков» и выпускных вечеров, создается впечатление, что стране не нужны грамотные люди, и чем больше и громче говорят представители органов образования об инновационных методах преподавания, о дифференциации и индивидуализации обучения, тем в большую пропасть падает само образование.
'''А что такое школа? Это женщина, у которой каждые 45 минут меняется состав учеников.''' Пожилые люди, которым из-за возраста закрыта дорога в современные учреждения, из-за постоянной перегрузки имеющие проблемы со слухом, зрением, давлением, нервной системой. Необходимость всю жизнь работать на полторы-две ставки, классное руководство на общественных началах (не считать же жалкие гроши оплатой), походы по домам для составления различных актов, переписи детей, ремонт класса (до сих пор в отпуск нельзя уйти, не отремонтировав кабинет), уборка улиц и многое другое, что ежедневно требуют от учителя, превратили этих людей в объект насмешек.
Молодежь и мужчины давно бегут от школы, остались только женщины предпенсионного и пенсионного возраста (молодыми считаются 40-летние), и им отвечать за все образование?! Ощущая стыд от плохой одежды, от вчерашнего кинофильма, в котором снова показали учителя – садиста и дебила, от того, что не смогла купить нужную книгу, что не выкроила денег на подписку методической литературы, каждое утро встают к доске учительницы, мучительно думая, как дотянуть до получки, у кого занять деньги на лекарства. И от них ждать качественного образования? Именно они должны изменить к лучшему обстановку в стране?!
'''Нет, государство иногда делает вид, что озабочено ситуацией, обещает даже в течение трех лет повысить учителям зарплату в полтора раза. Спасибо, благодетели, вот только цены убегают так, что обещанного повышения не хватит и на одну поездку в автобусе!''' А ведь учитель не должен работать больше нормы. 18 часов – оптимальный вариант. Только при такой нагрузке есть время качественно проверить тетради. Написать конспекты. Прочитать новинки литературы, восстановиться и войти в класс спокойным, бодрым, увидеть глаза каждого ребенка, общаться без крика с учениками. Четвертые-пятые уроки уже даются с напряжением, а шестой урок – пустое время, когда ждешь звонка, стервенея от головной боли. Поэтому и не бывают здоровыми учителя, не спутаешь их в толпе с работниками налоговой инспекции. Но нет выбора: на ставку не проживешь.
'''Уроки закончены – начинаются различные заседания, совещания, педсоветы, которые превратились в обвинительные процессы над учителями. Кто еще позволит так себя унижать?''' А директоров и завучей так же унижают в районных и городских органах образования. Ведь самые страшные угнетатели – бывшие рабы. Учесть надо и то, что ни ученики, ни родители не отвечают за образование: во всем и всегда виноват учитель. Можно не учиться, оскорблять одноклассников и учителей, баловаться на уроках, не давать проводить занятия – все сойдет с рук. А если учитель посмеет возмутиться – жалоба в органы образования, страшные статьи в газетах, что ребенка в школе терроризируют, а он ничего плохого не делал, всего-то не посещал школу. Если же являлся, но при этом баловался, крушил мебель, дрался, курил прямо в школе, обзывал учителей, то это – «дело молодое», а учителя, вредные такие, ставят двойку или предлагают перейти в вечернюю школу. И сразу – нагоняй всем учителям школы. Управление образования – всегда на стороне детей, а кому надо заступаться за учителей, за нормальных детей? '''Но ведь ответственность бывает только обоюдная, иначе это – безответственность'''. Вот и боимся уже в любое время суток групп подростков больше, чем взрослых бандитов.
'''Другая сторона отвратительного процесса обучения – понимание, что знания в наше время не играют никакой роли. Зачем учиться, если без денег все равно никуда не поступишь, а с деньгами и так получишь хорошее место?''' Этот нигилизм проявляется уже к девятому классу. А потом учитель тратит время и нервы, чтобы заставить хоть как-то учиться, но на любой положительный пример о пользе знаний школьники приведут множество примеров о пользе денег. Впрочем, поступают куда-нибудь все, но сами говорят, что выбирают учебное заведение не по интересу, а «куда денег хватило», чтобы не болтаться на улице. '''Неверие в положительные сдвиги в стране губит молодежь, размывает нравственность, а с учителя все требуют усилить воспитательную работу.'''
Ухудшает обстановку обилие программ, в которых трудно разобраться. '''Пишут программы кто во что горазд.''' Эти программы накладываются на количество часов, отводимых на предмет в разных школах. В итоге одни изучают литературу или математику по 2 часа в неделю, другие – по 4-5 часов. '''Программы перенасыщены теорией, изучаем предметы «галопом по Европам», нет времени на закрепление и повторение. В школьную сетку часов втиснута масса новых предметов, в основном за счет русского языка, литературы и математики.''' Дети не научились читать, решать задачи, а каждый урок – новая тема или новый предмет. Знания не усваиваются, начинаются конфликты с учителями, а те просто «рисуют» оценки, чтобы не получить выговор за плохое качество обучения.
'''Процентомания никогда не была так сильна, как в настоящее время.''' При этом экзамены сдают по одним вопросам, пишут сочинения по одним темам, не учитывается, что предмет изучался по разным программам и разное количество часов. Перед экзаменами идет просто натаскивание учеников, подключаются репетиторы, а потом в вузах удивляются слабым знаниям новых студентов.
Масса учебников, в которых по-разному трактуются понятия, порождают проблемы при переходе детей из школы в школу, при поступлении в другие учебные заведения, когда у преподавателя – свое мнение, а в школе учили по-другому. Результат – хаос вместо знаний.
'''Учебники не выдерживают никакой критики: масса ошибок, субъективизм, неудобоваримый язык, отсутствие ярких и интересных иллюстраций.''' Детей не заставишь открыть нужный параграф и прочитать. При этом городской отдел образования, любящий говорить о дифференциации, проводит олимпиады по старинке (от каждой школы – по одному ученику, всем – одинаковые задания), а потом сравнивает результат, ругая низкое качество. Забывая при этом, что в одной школе – несколько профильных математических классов, а в другой – один общеобразовательный, где на математику отведено всего 2 часа. Почему бы не проводить олимпиады среди сильнейших, не выявить таланты? Пусть из этой школы будет 5 человек, а из другой – ни одного, если там нет сильных учеников по данному предмету!.. '''Но без уравниловки органы образования работать не могут.'''
Неуважительное отношение к школе отчетливо прослеживается именно от них. Равнодушие к школьному плану, бесконечные отрывы от работы на ненужные семинары, внезапные конкурсы, срочные сочинения к разным мероприятиям, истерия по поводу юбилеев, регулярный отзыв учеников с занятий на бесконечные соревнования для галочки, что для маленьких школ превращается в катастрофу. '''Чем меньше учеников и учителей, тем больше чиновников от образования'''. 30 лет назад все гороно помещались в четырех комнатах маленького дома, а сейчас уже заняли три этажа громадного здания. Методисты превратились еще в один инспектирующий орган, вал бумаг для отчета увеличивается в геометрической прогрессии. '''Сократить бы чиновников, появились бы деньги на ремонт, меньше пришлось бы собирать их с родителей на новые парты, на закупку пособий, на улучшение питания детей'''. Но это уже из области фантастики.
'''Компьютеризация школы не решит проблемы.''' Как можно обучать 20 и больше детей на 5-6 б/у компьютерах (все новые ушли по другому адресу)? Грамотного преподавателя информатики тоже на несколько часов не заманишь – дороже обойдется проезд к школе…
'''Новая оплата труда резко уменьшила и без того крошечные зарплаты''', учитель оказался крайним и в ответе и за демографический спад.
Ремонт школы – источник конфликта между учителями и родителями. '''Лицемерные заявления в СМИ органов управления, что родители не обязаны делать ремонт, натыкаются на требование администрации школы не уходить в отпуск, не сделав ремонт'''. Учительских денег не хватит, обращаются к родителям, но те не желают помочь. Учителя переносят в это время массу унижений. Хорошо, если в классе найдутся сердобольные родители, а то половину отпуска бесплатно работаешь штукатуром-маляром. Зато при приемке школы учителю делают замечания о нарушении технологии при покраске. Почему бы учителю не принимать класс, выходя из отпуска? Или честно признаться, что нет денег на ремонт кабинетов, родители обязаны помочь... Но продолжают сталкивать лбами школу и родителей.
'''Лицемерие, бестолковщина, хаос, засилье чиновников не позволяют надеяться на лучшее. А новые реформы даже сами разработчики называют непопулярными. Свалят на плечи учителей новые нагрузки и задачи, те не вынесут, уйдут на пенсии – закончится образование. Впрочем, оно уже умирает, и попытки романтиков от образования построить новую школу обречены.'''
Комментарии читателей Оставить комментарий
Учителей настойчиво делают педагогами, рабами для воспитания, по-гречески. А у раба не может быть прав или зарплаты--он должен работать за унижения и наказания. Вот поэтому, педагоги, вы и будете влачить столь педагогическое существование.
Ну почему же "упадешь"? Вот при 36 часах - да. Зато в магазине можно не особенно о ценах задумываться...
а я в Алтайском крае))на двух ставках 8,5 тах слабо поработать?
В данной статье есть такой ляп , который превращает данную статью в мусор- цитирую:18 часов – оптимальный вариант. Только при такой нагрузке есть время качественно проверить тетради.
Полная чушь ,при такой нагрузке не только тетради проверить -упадешь!
Наука и образование- самые чувствительные к социальной системе области человеческой деятельности. Они гибнут в первую очередь при несоответствии государства и общества. И Фурсенко, или кто либо другой здесь ни при чем. Более того, сегодня на этот пост вряд ли уважающий себя человек согласится. Ведь либо он должен в соответствии с системой разрушать то, для развития чего, формально его поставили, либо его уберут. Нужен злой гений. Он бы смог создавать иллюзию благополучия при полном его отсутствии. Поэтому суть в олигархическом устройстве власти, которое нам устроили при помощи запада. Это их презент России. А мы с ним ни как не сладим.