]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
В России
Главная → В России
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Русская церковь: религии равны, но неравновелики

16:49 21.02.2011
, Максим Хрусталев
Равиль Гайнутдин
Равиль Гайнутдин

Глава синодального отдела РПЦ Чаплин ответил главе Совета муфтиев России Гайнутдину

На днях председатель Совета муфтиев России шейх Равиль Гайнутдин вновь выступил с целым рядом весьма неоднозначных высказываний. Собственно, его пространное интервью газете «Коммерсантъ» главным образом было посвящено проблеме отсутствия единой структуры, объединяющей всю общину российских мусульман (умму).

Напомним, что в настоящее время в России существует более 70 духовных управлений мусульман. Каждое из них осуществляет свою деятельность в каком-либо регионе и самостоятельно выстраивает отношения с местными властями. Тем не менее, организационно они оформлены в рамках трех крупных централизованных региональных объединений, официально представляющих интересы мусульманского сообщества. Это Совет муфтиев России с резиденцией в Москве (руководство Советом осуществляет Гайнутдин), Центральное духовное управление мусульман России (ЦДУМ) с резиденцией в Уфе (председатель – Талгат Таджуддин), Координационный центр мусульман Северного Кавказа (КЦМСК) с резиденцией в Черкесске (председатель – Исмаил Бердиев). Кроме того, в конце минувшего года возникла и четвертая организация – Всероссийский муфтият, он же – Российская ассоциация исламского согласия (РАИС).

Если опустить подробности, то Гайнутдин связал отсутствие единой организации российских мусульман в первую очередь с происками государственных чиновников. А сами «мусульмане нашей страны на протяжении десятилетий стремились обрести утерянное после развала Советского Союза единство, поскольку стремление к единению исламской уммы предписано в качестве обязанности верующим Самим Всевышним и Его Пророком Мухаммедом», подчеркнул Гайнутдин.

Последнее в целом соответствует истине, равно как и сделанный Гайнутдином краткий «исторический экскурс» в недавнее прошлое: «После развала Советского Союза и распада единой системы духовного управления началось дробление духовных структур. Данный процесс фактически приобрел хаотичный и несистемный характер: в каждой республике и регионе РФ начали создаваться собственные духовные управления». Равиль Исмагилович только скромно умалчивает, что и сам он активно участвовал в этом процессе. По крайней мере, так еще в 1995 году рассказывал Талгат Таджуддин, прямо обвинявший Гайнутдина и еще ряд муфтиев в фактическом расчленении существовавшего в начале 1990-х Центрального Духовного управления мусульман России и европейских стран СНГ – правопреемника существовавшего в советские времена Духовного Управления мусульман Европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС).

Теперь же пришло время самого Равиля Гайнутдина обвинять своих активных конкурентов из Всероссийского муфтията, которые, по его словам, «пошли на дальнейший раскол уже существующих региональных муфтиятов и из этих осколков создали РАИС». Впрочем, отдадим должное Гайнутдину, от более резких высказываний в адрес конкурентов он на этот раз воздержался и лишь примирительно отметил: «Аллах Всевышний говорит в Коране: «Соревнуйтесь друг с другом в добрых делах». Именно в этом, в совершении благого и праведного, мы и стремимся поддерживать конкуренцию между нашими структурами, поскольку это предписано Самим Господом. И избави нас Бог спорить друг с другом за влияние, за мирские ресурсы, за благосклонность власти. Аллах Сам дарует это все тем, кого посчитает достойным».

Не столь благостно он оказался настроен к православному большинству населения страны и Русской православной церкви. Весьма категорично Гайнутдин заявил, что хотя православные и считают, что их – большинство, но, по мнению последователей ислама, Россия – страна не только православная, но и мусульманская. «Если бы мы, мусульмане, не помогли организоваться русским князьям, не было бы Российского государства», – утверждает Равиль Гайнутдин. Напомним, что не так давно он же заявлял, что русское государство создалось благодаря Золотой Орде. О том, что подобные заявления не имеют ничего общего с истиной и лишь провоцируют разжигание националистических чувств как со стороны русских, так и со стороны мусульманских народов, КМ.RU приходилось говорить уже не раз. Факт участия мусульман (в первую очередь – волжских татар, но также и представителей других народов) в деле строительства Российского государства никто не отрицает, но все-таки создавал это государство в первую очередь русский народ (при активном участии и других народов России).

Но Гайнутдин делает еще более смелые заявления. «Ислам пришел на нашу землю раньше, чем была крещена Русь: на территории Дербента в Дагестане уже в VIII в. была построена мечеть. Ислам – это религия не пришельцев, не мигрантов, а коренных россиян.

Устранить неравенство между православными и мусульманами можно, только продвигая на всех уровнях государства и общества понимание того, что мусульманские народы способствовали созданию Российского государства, что без мусульман не было бы Руси, не было бы самой России, что в России живет более 20 млн мусульман, и что они имеют право называться представителями Российского государства, коренными жителями и требовать равноправного отношения к себе».

Тут уже правда откровенно намешана, скажем так, с полуправдой. При чем здесь первая мечеть в Дербенте? Там, вообще-то, русские войска в первый раз появились лишь при Петре I, а в состав России он был включен только при Александре I. Христианство на Черноморском побережье Кавказа распространилось еще в II-III вв. Самые древние православные храмы на территории России, сохранившиеся и поныне, находятся на территории Карачаево-Черкесии. И что, из этого тоже делать далеко идущие выводы?

Кстати, именно в таком ключе рассуждает президент фонда «Взаимодействие цивилизаций», востоковед Рахамим Эммануилов. Он недавно предложил новый государственный праздник (правда, пока – на уровне Республики Татарстан) – День принятия иудаизма, сообщает портал «Интерфакс – Религия».

Причем его доводы выглядят повесомее, чем у Гайнутдина: «Общеизвестно и неопровержимо доказано, что правящей элитой Хазарского каганата еще в VII в. в качестве государственной религии был принят иудаизм. Таким образом, хазарское государственное образование, в состав которого входили и булгары, приняло иудаизм на 200 лет раньше ислама», – заявляет Эммануилов. И поэтому «для дальнейшего развития межрелигиозного диалога и демонстрации равного отношения ко всем традиционным религиям необходимо дополнить перечень памятных дат Республики Татарстан этой ключевой вехой в его истории». К тому же, как считает востоковед, «иудаизм оказал и продолжает оказывать серьезное влияние на развитие татарстанского общества». Ну это уж, как говорится, ему виднее…

А Гайнутдин меж тем сетует, что хотя по Конституции православие и ислам в России равноправны, все равно православию со стороны властей оказывается больше предпочтения. По его словам, утверждение, что каждый россиянин должен знать православную культуру и православную историю России, является навязыванием всему обществу идей превосходства одной культуры и одного народа над остальными.

Гайнутдин считает, что преподавание только основ православия ставит мусульман, иудеев и буддистов в положение «младших братьев». Таким образом, по его словам, если будет принято «однобокое решение, то будет заложена бомба на десятилетия вперед; неизбежен конфликт, если в школах будут преподавать только культуру одной религии».

В то же время, как признает сам Гайнутдин, «ни во времена царской России, ни в период коммунистического режима мусульмане не имели таких прав, какие мы имеем в настоящее время». Более того, свидетельствует Гайнутдин, во время встреч с руководителями российского государства – президентом Медведевым и главой правительства Путиным – постоянно подчеркивается, что лидеры страны очень четко знают механизм и пути работы с духовными управлениями мусульман, и мусульмане России всегда чувствуют поддержку со стороны политического руководства страны.

Однако, как он пожаловался, на местах его деятельность не всегда встречает понимание, и вспомнил в связи с этим шумный конфликт осени прошлого года вокруг планов строительства мечети в Текстильщиках, а также нервную реакцию москвичей и питерцев на массовые шествия мусульман во время религиозных праздников. Как считает Гайнутдин, снять это напряжение «можно только планомерным просвещением, развитием исламской инфраструктуры и строительством новых мечетей».

Это, по его мнению, «и обезопасит мусульман, и перестанет раздражать жителей, действительно испытывающих неудобства из-за еженедельного перекрытия молящимися мусульманами улиц города». «Если мы заставим людей молиться на тротуарах, это может привести к социальному взрыву. Причем никто не может сказать, с чьей стороны этот взрыв произойдет раньше – со стороны уставших терпеть такие издевательства мусульман или со стороны остальных возмущенных жителей города», – считает Гайнутдин.

Надо сказать, что все эти высказывания и «инициативы» Гайнутдина не остались без комментариев со стороны Русской православной церкви.

«Я думаю, что практически никто из православных христиан не считает, что ислам в России не имеет права на жизнь. Исламских народов у нас достаточно много, они действительно являются одними из учредителей, если говорить юридическим языком, России», – заявил в пятницу глава синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. Его слова приводит портал «Интерфакс – Религия».

Между тем Всеволод Чаплин указал на то, что религиозные общины России, «конечно, равны перед законом, но есть и неравенство, заданное неравновеликостью». «Ведь те же мусульмане обычно тоже соглашаются с тем, что у них не должно быть, положим, равного статуса с общиной кришнаитов, которая гораздо меньше и которая не является одной из традиционных для России», – заметил священник. Однако, по его мнению, такого рода неравенство не должно мешать равноправию и полноценному участию всех религиозных общин, в т. ч. многомиллионной исламской уммы, в жизни страны.

Священник признал, что мечетей в Москве «меньше, чем могло бы быть, и в этом отношении муфтий Гайнутдин совершенно прав. Это подтвердил буквально вчера и мэр Москвы». «Самое главное – строить там и таким образом, чтобы это не вызывало протестов местных жителей. В Москве, как это ни странно говорить, достаточно свободных площадей. Если действительно благожелательно подходить к пожеланиям мусульман, можно найти очень много мест в Москве, где в определенном отдалении от жилых массивов можно построить мечети и сопровождающие их здания», – заявил о. Всеволод.

По поводу претензий Гайнутдина насчет преподавания основ православия свой комментарий «Русской народной линии» дал директор Центра географии религий при Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви и общества Роман Силантьев.

«Я был исполнительным секретарем Межрелигиозного совета России и хорошо помню первое письмо по этому вопросу, почти 10 лет назад. В этом документе, подписанном Гайнутдином, была четко прописана просьба ввести пять модулей – основы Православия, ислама, буддизма, иудаизма и мировых религий.

Изначально Русская православная церковь, которая предложила эту идею, настаивала на том, что надо вводить основы всех традиционных религий, как порознь, так и целиком. Наша Церковь никогда не выступала за введение только ОПК. И есть конкретные документы, подписанные и самим Гайнутдином.

Теперь он от своих слов отказался и заявил, что Церковь хочет ввести только Православие, т. е., по сути, обвиняя ее в том, что она хотела реализовать свои частные корыстные интересы. Это – вымысел и клевета, которые подрывают авторитет Православной Церкви в глазах мусульман.

Заявления официальных лиц должны быть актуальными, должны касаться насущных вопросов. Гайнутдин же поднимает вопросы давно уже решенные и обсужденные и сводит эти вопросы к скандалам. В этом контексте его попытка выставить себя защитником интересов мусульман выглядит просто смешно», – считает Силантьев.

В целом же, считает Роман Силантьев, последнее заявление Равиля Гайнутдина в первую очередь наносит вред ему самому и мусульманской общине в России: «Такое впечатление, что он играет на обострение ситуации, позволяя себе неумеренную и лживую критику в адрес и государственной власти, и Православной Церкви, и даже в адрес других мусульманских организаций. Это – самоубийственная политика. У нас в России достаточно муфтиев, чтобы «не заметить» отсутствие Гайнутдина. Если он уйдет, ничего страшного не случится, а бóльшая часть мусульманского сообщества только порадуется, потому что хочет в России мирной жизни и сотрудничества, а не склок, провокаций и напряженности».

Темы: Россия, Ислам, Церковь, Православная церковь в России, Религия и межконфессиональные отношения в мире, Межнациональные отношения в мире, Общественно-политическая жизнь в России
Источник: KMnews
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 23.02.2011, 19:51
    Гость: лбзнтлн

    Если кто-либо пожелает познакомиться с мнением Али Сины (Али Сина вырос в мусульманской семье. Он воспитывался в Иране, получил образование в Пакистане и Италии, а теперь живет в Канаде.Он начал поединок с мусульманами в 90-х годах. Он говорит, что его больше всего беспокоит не приверженность к джихаду и нетерпимость, характерная для мусульманских фанатиков, а то, что основа ненависти и нетерпимости заложена в основе основ ислама - в Коране и других кардинальных текстах ислама. ), можно найти в Гугл.
    Али Сина. "Ислам - религия Мира и Добра?"
    "Ислам - религия мира и добра" - слышим мы от политкорректных политиков. В реальности ислам это культ смерти, ненависти и насилия."

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 23.02.2011, 10:27
    Гость: Православный

    Не нужно тут кошмарить Ислам. Не нужно путать экстемизм и религию. Настоящий Ислам не несёт угрозы никому и очень хорошо уживается с другими религиями бок о бок. И тому есть масса примеров. Уважайте друг друга. Любите друг друга. И всё у нас будет хорошо.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 23.02.2011, 09:44
    Гость: ACDsee

    Только больные или лгуны, живут ради того, что бы пожрать, о том, что даёт, им и их родным надежду на будущее, на стабильность. А колбасники они всегда были, есть и будут. И единственная их радость скулить и вонять.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 23.02.2011, 09:19
    Гость: пенсионерка

    Государство создается, господин историк, для наилучшего регулирования взаимоотношений внутри нации - защита слабого от сильного - и для защиты интересов и территории нации от внешнего врага. Если государственное управление не справляется с этими задачами, то оно должно быть заменено. Религия необходима уже потому, что на каждый чих закона не напишешь, а религиозное воспитание дает закон внутри человека. Поэтому религиозное воспитание также необходимо, чтобы общество не превратилось в стаю, а закон джунглей не стал главным и единственным для людей. Православие - единственая религия, которая доказала свою эффективность в построении могучего и наиболее справедливого государства (абсолютная справедливость - утопия и довольно страшненькая).

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 23.02.2011, 06:43
    Гость: вера

    дополню- в прошлом году в Крыму мальчику русскому горло перерезали,с молитвой,первенцу,перед мусульманским праздником. убийца-набожный крымский татарин.на сайте севастополя ,все о тех событиях. и немного о гайнутдине- в прошлом году после Манежки говорил- мигранты из ср.азии необходимы,т.к. русские пьяницы ,наркоманы и лентяи работать не могут.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (90)
]]>
]]>
Выбор читателей
Казахстан впервые обогнал Россию по ВВП на душу населения
О блокировке звонков через мессенджеры и ее политическом измерении
Стало известно одно из требований Путина по Украине на встрече с Трампом
Олег Царев: Молчание Путина и Трампа — не случайность, а осознанная пауза
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
МультFильмы «Подари» (интернет-сингл)
Сергей Черняховский. Переговоры на фоне смертей
Чиж поздравил мужчин «Цыганочкой»
«События в США в 60-е годы 19 века и события в СССР в конце 80-х годов 20 века очень похожи. И там, и там – кризис целостности»
Отказ от противостояния как путь нисхождения
Лидер группы Lumen подробно рассказал о своем экзистенциальном кризисе
«Моральный кодекс» вернул поклонникам утраченный рай
Посев (Егор Летов) «Смерч. Летние записи»
Сергей Черняховский. Лукавство лукавой экономики
Могла ли Россия пойти по китайскому пути? И спасло бы ее это?
Конфликт в Донбассе: Киев готовится принести себя в жертву, чтобы навредить России?
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.