Северная Корея поздравила США ракетным залпом

Грандиозный «фейерверк» из 7 ракетных пусков, которым «отметила» Северная Корея в минувшую субботу национальный праздник США – День независимости, «впечатлил» и саму Америку, и соседей КНДР, да и весь Запад. Все они разродились прямо-таки угрожающими заявлениями в адрес Пхеньяна, в которых, правда, просматривалась изрядная доля растерянности и даже страха.
МИД Южной Кореи и Японии выступили с решительным осуждением и сожалением в связи с проведением в субботу КНДР очередных ракетных испытаний, назвав действия своего соседа «провокационными и нарушающими резолюции Совета Безопасности ООН». Пхеньян запускает ракеты все точнее, отметило в понедельник Министерство обороны Республики Корея. Не все проблемы в этом плане устранены, однако северяне добились заметного прогресса, цитирует заявление южнокорейского Министерства обороны ИТАР-ТАСС.
Даже Москва призвала Пхеньян не усугублять обстановку в регионе. Россия сожалеет о серии ракетных запусков, осуществленных КНДР в последние дни, и призывает Пхеньян вернуться за стол переговоров, заявил в понедельник официальный представитель МИД РФ Андрей Нестеренко, слова которого приводит [http://www.rian.ru/world/20090706/176421963.html РИА «Новости»].
Напомним, что Северная Корея в субботу запустила 7 ракет малой дальности. Это произошло всего через два дня после предыдущих запусков. По сообщениям международных информационных агентств, пуски 7 ракет малой дальности (около 500 км) были произведены с пусковой площадки рядом с портом Вонсан на восточном побережье КНДР. Первые две ракеты стартовали в 8.00 по местному времени (2.00 мск), третья – спустя около трех часов. Запуск четвертой ракеты был осуществлен в субботу около полудня по местному времени, пятой – примерно в 14.50 по местному времени (8.50 мск), запуск шестой – в 16.10 по местному времени (11.10 мск), а седьмая за субботу ракета была запущена в 17.40 (12.40 мск).
«Мы не оставили без внимания целую серию ракетных запусков, осуществленных в КНДР в последние дни. Не может не вызывать глубокого сожаления тот факт, что государство – член ООН демонстративно нарушает резолюцию 1874 СБ ООН, упорно не желает прислушаться к голосу международного сообщества, в т. ч. государств, которых с КНДР связывают традиционно добрые отношения», – заявил Нестеренко. Он также отметил, что Россия призывает КНДР «не совершать новых действий, усугубляющих и без того непростую обстановку в регионе, и вернуться за стол переговоров». «Рассчитываем также на максимальную сдержанность всех заинтересованных сторон. Безопасность в Северо-Восточной Азии может и должна быть надежно обеспечена политико-дипломатическими способами», – говорится в заявлении официального представителя МИД. Впрочем, по сравнению с реакцией Южной Кореи, Японии и Запада слова Нестеренко прозвучали подобием мягкого увещевания разбаловавшегося шалуна.
А Южная Корея тем временем даже обиделась на своего северного соседа. Южнокорейские чиновники уже подсчитали, что с начала года и до 22 июня включительно северокорейские СМИ оскорбили президента Южной Кореи Ли Мен Бака 1700 раз – в среднем почти 10 раз в день.
Одновременно, как сообщает AFP, южнокорейские эксперты подсчитали, что с начала года Пхеньян потратил на ядерные и ракетные испытания примерно $700 млн. В частности, на запуск 7 ракет 4 июля было потрачено $43 млн. Осуществленный 5 апреля запуск баллистической ракеты «Тхэпходонг-2», замаскированный под запуск спутника связи, стоил $300 млн. Подземные ядерные испытания, проведенные 25 мая, обошлись КНДР в $300-400 млн.
При этом эксперты подсчитали, что $700 млн было бы достаточно, чтобы как минимум на два года накормить голодающих граждан Северной Кореи. Так, за $300 млн можно было бы купить 1 млн тонн риса – столько, сколько требуется Северной Корее для возмещения годовой нехватки продуктов. По данным ООН, в 2008 году 9 млн жителей из 24-миллионного населения Северной Кореи испытывали нехватку продовольствия.
'''Угроза России?'''
Российские средства ПВО, кстати, не зафиксировали субботние пуски северокорейских ракет – возможно, потому, что после старта ракеты отклонились на юг. Источник в Дальневосточной армии ВВС и ПВО сообщил [http://www.rian.ru/world/20090704/176281269.html РИА «Новости»], что радиолокационные системы ПВО в Приморье и на Сахалине не зафиксировали пуски ракет с территории Северной Кореи. По словам источника, мыс Мусудан, на котором построен закрытый ракетный полигон КНДР, находится на расстоянии не менее 250 км по прямой от российско-северокорейской границы. «Обнаружению целей могло помешать то обстоятельство, что после запуска ракеты сильно отклонились на юг», – добавил собеседник агентства.
Как сообщают [http://novostivl.ru/msg/7494.htm «Ежедневные новости Владивостока»], российских жителей Приморья беспокоит ракетно-ядерная программа КНДР. Северная Корея, напоминает издание, одной из первых среди стран АТР развернула работы по овладению ракетными технологиями. В 1960-х годах КНДР закупила в СССР неуправляемые тактические твердотопливные ракеты с головными частями в обычном оснащении «Луна» и «Луна-M» (северокорейское обозначение – «Фрог-5» и «Фрог-7»). Их дальность не превышала 50-70 км, а вес головной части составлял 400-420 кг.
Не обладая необходимым научно-техническим потенциалом, КНДР старалась использовать возможности для довольно тесного сотрудничества с Китаем. Во второй половине 1990-х гг. северокорейские специалисты принимали активное участие в китайской программе создания баллистической ракеты с дальностью действия до 600 км и полезной нагрузкой около 600 кг.
В 1980 году северокорейцами были приобретены у Египта три оперативно-тактических ракетных комплекса Р-17 с ракетой 8K14 (Scud-B). При этом решалась двоякая задача. В 1984 году были проведены первые летные испытания ракеты Scud-B северокорейского производства, а через год они стали поступать на вооружение армии. Эта одноступенчатая жидкостная ракета с неотделяемой головной частью имеет стартовую массу 5,9 т, длину 11,25 м, максимальный диаметр 0,88 м и обеспечивает доставку полезной нагрузки массой в 1000 кг на дальность до 300 км с точностью порядка 450 м.
Новый стимул для расширения производства ракет был дан вскоре после окончания ирано-иракской войны, когда Иран предложил Северной Корее финансировать разработку модернизированной ракеты Scud-B с условием поставки ему 100 ракет этого типа. Финансовые вливания помогли достаточно быстро решить задачу модификации ракеты Scud-В. Ее дальность была увеличена до 340 км, а полезная нагрузка возросла на 15%. Однако не удалось преодолеть традиционный недостаток северокорейских ракет – невысокую точность.
Очередная попытка модернизировать ракету Scud-В была предпринята после передачи Ираном Северной Корее обломков иракских БР «Аль-Хусейн». Используя иракскую технологию, КНДР при помощи Китая создала в 1989 году усовершенствованную модель оперативно-тактической ракеты, получившую название Scud-С. Ее испытания были проведены в 1990 году, и после этого она была принята на вооружение. Эта одноступенчатая жидкостная ракета имеет стартовую массу 6,4 т, длину 12 м, максимальный диаметр 0,88 м, полезную нагрузку массой 750 кг и дальность 600-650 км. Точность попадания при этом составляет 700-1000 м.
К разработке ракеты собственного производства Северная Корея приступила в 1988-1989 гг. Целью новой программы стало создание БР средней дальности (БРСД) с отделяемой головной частью. В реализации этого ракетного проекта, получившего название «Нодон-I», участвовали Иран и Ливия. Эти страны через посредников закупали в странах Запада различные необходимые материалы и технические средства.
Первый успешный испытательный пуск «БРСД Нодон-I» был проведен в мае 1993 года на полигоне Тайпотэнг на восточном побережье КНДР. На вооружение эта ракета принята в 1997 году. БРСД «Нодон-I» – одноступенчатая жидкостная ракета с отделяемой головной частью и инерциальной системой управления. Ее стартовая масса – около 16 т, длина – 16 м, максимальный диаметр – 1,34 м. Максимальная дальность действия – 1300-1500 км с полезной нагрузкой 700-1000 кг, точность стрельбы – 2000-3000 м. При создании «Нодон-I» использовалась технология ракет Scud. Ее двигательная установка представляет связку из 4 жидкостных ракетных двигателей ракеты Scud-В. Энергетические возможности «Нодон-I» позволяют поражать цели на территории Японии, Восточного Китая (включая Пекин) и российского Дальнего Востока (включая Владивосток, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Читу).
В северокорейской армии сформированы три отдельные ракетные бригады, вооруженные ракетными комплексами с ракетами Scud-В, Scud-С и «Нодон-I» (всего – 54 пусковые установки). Оценивая возможности ракетной промышленности КНДР, можно утверждать, что недостатка в ракетах северокорейская армия не испытывает. Что касается ракетных комплексов с тактическими ракетами, то их количество может составлять 60-90 единиц.
В настоящее время Северная Корея ведет разработку новых БР повышенной дальности (свыше 2000 км). В конструкции двухступенчатой «Нодон-2» в качестве первой ступени используется маршевая ступень ракеты «Нодон-I», а в качестве второй ступени – маршевая ступень ракеты Scud-C. Предполагается, что эта ракета будет иметь стартовую массу 21-22 т, длину 27 м, максимальный диаметр – 1,34 м. Дальность ее действия должна составлять 2200-2300 км с полезной нагрузкой 1000 кг или 3000 км с полезной нагрузкой 500 кг, точность стрельбы – 3700 м. Эта «БРСД» будет способна поражать цели на территории Японии (включая острова Окинава), Китая, Монголии, России (включая территорию до Красноярска).
Трехступенчатый вариант этой ракеты, получивший название «Тэпходон-I», предусматривает использование твердотопливного ракетного двигателя в качестве третьей ступени. Эта ракета может иметь стартовую массу 24 т, длину 30 м, максимальный диаметр – 1,34 м. Дальность ее действия составит 3200 км с полезной нагрузкой в 1000 кг или 5700 км с полезной нагрузкой в 500 кг, точность стрельбы – 3700-3800 м. Ракета «Тэпходон-I» способна поражать цели на территории Японии, Китая, Монголии, Индии, Пакистана, России (вплоть до Урала), а также на островах Гуам и Гавайи и достигать Аляски.
Северная Корея обладает серьезным потенциалом для создания ракетно-ядерного оружия, что лишний раз продемонстрировал запуск ракеты-носителя весной 2009 года – успешный вывод на орбиту искусственного спутника «Кванмёнсон-2» («Яркая звезда») с помощью ракеты «Ынха-2» («Млечный путь»). При этом понятно, что ракета «Ынха-2» является универсальной, т. е. может использоваться как для исследования мирного космоса, так и в военных целях. Ракета «Млечный путь» при полезной нагрузке в 700 кг может иметь дальность полета 5000-6000 км.
Правда, если Россия если и фигурирует в качестве мишени для атаки северокорейских ракет, то лишь в самом конце перечня (или вторая от конца после Китая) стран, куда они могут долететь. Так что обеспокоенность россиян, проживающих на Дальнем Востоке, пока можно считать излишней. Другое дело, почему наша система ПВО – как сообщают СМИ – не засекла испытательные пуски северокорейских ракет. Вот это как раз вызывает озабоченность.
Комментарии читателей Оставить комментарий