Украинская церковь оправдала Мазепу

Глава Отдела внешних церковных связей Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) архимандрит Кирилл считает, что теоретически возможно отменить решение об отлучении от Церкви печально известного гетмана Ивана Мазепы.
«Причиной для анафемы стала не политическая измена; по крайней мере, в киевской анафеме она не фигурирует. Ему вменялось в вину то, что он вступил в альянс с лютеранином и передает православные храмы на территории Украины католикам, лютеранам и т. д. Этих фактов историки не находят, такого не было», – заявил священник.
Архимандрит заявил, что в деятельности Ивана Мазепы было несколько аспектов, в т. ч. церковный и политический, и оценивать их с одной позиции довольно сложно.
«С церковным аспектом его деятельности у нас, на мой взгляд, нет никаких проблем: нет ничего такого, за что можно было бы осудить Мазепу», – цитирует священника [http://www.interfax.ru/ Интерфакс].
Заявления архимандрита Кирилла звучат странно. Православная церковь – это важная и влиятельная часть общества, а вовсе не секта, скрывающаяся в катакомбах. Поэтому вряд ли уместно в этом вопросе выделять какой-то чисто церковный аспект. Ни для кого не секрет, что Мазепа стал одной из ключевых фигур антироссийского «пантеона» деятелей, которых украинские националисты сейчас поднимают на щит. Гетман-предатель – это не просто историческая личность, давно ушедшая в прошлое: это – один из символов, с помощью которых сейчас определенные круги стремятся вбить клин между жителями России и Украины. Поэтому отмена анафемы Мазепе, который для россиян был и остается предателем, стала бы решением, последствия которого вышли бы далеко за рамки внутрицерковной жизни. Такой шаг имел бы очевидный политический и, прямо скажем, антироссийский окрас.
Отметим, что после распада СССР прозападные силы на Украине начали предпринимать попытки создания независимой от Москвы церкви, т. е. повели ситуацию к церковному расколу. В 1992 году в Киеве состоялся «собор», на котором часть религиозных деятелей Украины, выступающих за независимость от Москвы, провозгласила создание Украинской православной церкви Киевского патриархата, которую Русская церковь, естественно, не признала. Кроме «Киевского патриархата», существует еще одна не признанная Московским патриархатом Украинская автокефальная церковь, появившаяся еще в 1917 году.
Именно на них делают ставку местные националисты. Однако, судя по всему, они не оставляют надежды повлиять и на Украинскую православную церковь Московского патриархата – единственную признанную остальными поместными православными церквами православную церковную структуру на Украине. И вот это заявление со стороны УПЦ МП по поводу возможной отмены анафемы Мазепе звучит как малопонятный и тревожный «звонок».
'''Журналист KM.RU обратился к профессору Московской духовной академии Алексею Светозарскому с просьбой прокомментировать заявление архимандрита Кирилла по поводу Мазепы:'''
– Здесь – безусловная политическая подоплека. В адрес наших православных (на Украине. – Прим. КМ.RU) звучат обвинения в непатриотизме. Я это почувствовал, когда был в Киеве. А что такое сегодняшний украинский патриотизм, а точнее, идеологический фон, который формирует новое отношение к своей истории, всем хорошо известно. Имя Мазепы я там слышал чаще, чем имя князя Владимира, Крестителя Руси. Работники культуры предельно заидеологизированы, и это касается не только Мазепы, но и истории Великой Отечественной войны. Кроме идеологических работников, о патриотизме всегда заявляют раскольнические группировки. Имеются в виду Киевский патриархат и Украинская автокефальная церковь – это они обвиняют Украинскую православную церковь в непатриотизме.
Но, помимо людей, которые ищут пути переговоров, как им кажется, с вменяемыми представителями антиканонических группировок, есть еще достаточное количество людей в Украинской православной церкви Московского патриархата, которые жестко не принимают никаких контактов с раскольниками. Мой опыт общения показывает, что такие люди есть в т. ч. и среди православной молодежи.
А что касается анафемы, то не будем забывать, что главной причиной анафемы была измена гетмана – и не Петру Великому, а крестному целованию. Так что, может быть, архимандриту Кириллу и на этот аспект надо обратить внимание. При присяге на верность государю целовали крест и Евангелие. И переход Мазепы на сторону Карла XII рассматривается как клятвопреступление.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Л.Н.Толстой=И.Мазепа=анафема
Чтобы предавать анафеме нужно знать, что это такое, иногда читать Священное Писание.И вообще, для развития православных христиан в этом мире всего 4% от всех христиан!Действительно, если следовать духу статьи,это и есть катакомбная секта!!!
Только за продажу свох казаков туркам и предательстве целования креста-Мазепе-анафема,анафема.....
2 17.05.2009 20:56 НИК
Лучше таких как ты в схрон и там закопать.
И вообще, о какой вы аннексии говорите. На Украине сидели московские воеводы и были расставлены войсковые гарнизоны, пусть только говорящие о присутствии Москвы и не более, но формально аннексия состоялась уже после Переяславля