В Россию пришла Святая Троица

Сегодня – Троица, один из самых важных праздников Православия. А еще он – едва ли не самый массовый, всеобъемлющий праздник, во всяком случае, в деревнях и селах, еще свято следующих нашим традициям. Дело в том, что в этот день (в т. ч. накануне – в Родительскую субботу) у нас принято навещать на кладбищах могилы предков. Съезжаются туда все – и стар, и млад. Незримо присутствуют и те, кто уже отошел в мир иной. Таким образом, в День Святой Троицы все поколения встречаются друг с другом. И освящено это в довершение всего великим православным смыслом Святой Троицы.
Сегодня православные России и всего мира отмечают двунадесятый праздник – День Святой Троицы. Он празднуется Церковью на 50-й день после Пасхи, поэтому его называют еще Пятидесятницей, поясняет сайт [http://troitsa.paskha.ru/ «Троица»].
В этот день вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов. Святой Дух сошел на апостолов, когда все они собрались вместе в Сионской горнице в Иерусалиме. Внезапно раздался сильный шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и этим шумом наполнился весь дом, в котором они находились. Тогда все они увидели как бы разделяющиеся языки огня, и по одному огненному языку почило на каждом из апостолов. Сошедший с неба Святой Дух дал апостолам благодать священства для устроения Церкви на земле, силы и разум для проповеди Слова Божия по всему миру. Поэтому этот день считается днем рождения Новозаветной Церкви и торжественно празднуется с древнейших времен.
Учение о Святой Троице – краеугольный камень христианской веры. Без принятия Единого в Трех Лицах Бога христианство теряет смысл, ибо следствием отказа от догмата о Триедином Божестве является упразднение искупительной жертвы Христовой.
На протяжении всей истории существования Церкви мы, однако, встречаем в учениях различных религиозных групп неприятие догмата о Троице. Причины подобных заблуждений весьма различны. Но психологический аспект их, по мнению архимандрита Киприана (Керна), один: «Боязнь нарушить чистоту единобожия. Боязнь взамен унаследованных от предания Ветхого Завета верований в Единого Бога, «разве коего не будет иных». Боязнь опасных рассуждений о предмете веры в Бога. Боязнь внести через них то, чего в букве Писания не содержится и что, следовательно, и не нужно».
А ведь уже в момент Крещения Господа на Иордане от Св. Предтечи и Крестителя Иоанна мы видим действие в мире всех трех Лиц: «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел (Иоанн) Духа Божия, который сходил как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение» (Мф.3:16-17=Мк.1:10-11=Лк.3:21-22).
В описываемом здесь событии Господь Иисус Христос – воплотившееся Второе Лицо Троицы, принимает Крещение от Св. Иоанна Крестителя. В тот момент, когда Он вышел из воды и молился, Дух Святый сошел на Него как голубь, а Бог Отец засвидетельствовал о Его Сыновстве гласом с небес. Из описания этих событий мы видим, что все Лица действуют отдельно и самостоятельно Друг от Друга.
В беседах с учениками Господь неоднократно указывал на равночестность всех трех Лиц: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа Истины...» (Ин.14:16-17). «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин.15:26). Господь говорит о Духе Святом, как о равночестной Ему Личности и единосущной с Отцом.
После Своего Воскресения, перед тем, как вознестись к Отцу, Господь посылает учеников на проповедь. В этот момент Он говорит им: «Итак идите, научите все народы, крестя их во Имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф.28:19).
Христос повелевает апостолам крестить народы в Одно Имя – Отца и Сына и Святаго Духа. Т. е. у Трех Божественных Лиц одно Имя – Бог.
Праздник Пятидесятницы установлен самими апостолами, сообщает [http://days.pravoslavie.ru/rubrics/canon497.htm?id=497 «Православие.ру»]. По сошествии Святого Духа апостолы ежегодно праздновали день Пятидесятницы и заповедали воспоминать его всем христианам (1 Кор. 16,8; Деян. 20,16).
Уже в Постановлениях Апостольских (кн. 5, гл. 20) есть прямая заповедь праздновать Св. Пятидесятницу: «Спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от первого дня Господня (Пасхи), сей день да будет великим праздником. Ибо в третий час сего дня Господь Иисус послал дар Святого Духа».
Праздник Пятидесятницы под названием дня Святого Духа от самых первых времен праздновался Церковью торжественно. Особенную торжественность ему придавал обычай Древней Церкви совершать в этот день крещение оглашенных (отсюда – песнопение литургии: «Елицы во Христа крестистеся...»). В IV веке были составлены св. Василием Великим читаемые на вечерне до сих пор коленопреклонные молитвы. В VIII в. св. Иоанн Дамаскин и св. Косма Маиумский составили в честь праздника многие песнопения, которые и теперь использует Церковь.
Праздник Пятидесятницы, по словам церковных песнопений, есть праздник «попразднственный», конечный. Он есть завершение всех великих праздников – от Благовещения Пресвятой Богородицы до Пасхи и Вознесения Господа Иисуса Христа. Праздник Пятидесятницы есть славный конец долгого, крестного, тернистого пути спасения мира Богочеловеком Христом, день рождения Церкви Христовой, в ограде которой совершается спасение людей благодатью Святого Духа.
Троица – очень красивый праздник. Дома и храмы к этому празднику украшают ветками, травой, цветами. И это неслучайно. Зелень, цветы символизируют жизнь. Так люди выражают радость и благодарность Богу за то, что Он возродил их через крещение в новую жизнь.
Исторически сложилось, что для украшения храмов и домов используют ветки березы. Это дерево считается благословенным на Руси. Неспроста ему посвящено много стихов и песен. Праздник Троицы без березы – то же самое, что Рождество без елки. Но Россия – большая страна с разными климатическими условиями; видимо, этим можно объяснить тот факт, что в некоторых местностях в качестве праздничного убранства использовались ветви дуба, клена, рябины.
Шумно и весело проходит Троица. Утром все спешат в храм на праздничную службу. А после нее устраивают народное веселье с хороводами, играми, песнями. Обязательно готовили караваи. На праздничный обед созывали гостей, делали друг другу подарки. В некоторых районах устраивали ярмарки.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Всех православных с Праздником! Тех, кто этот праздник не разделяет, очень прошу пройти мимо ветки без желчи и злости. Я например хоть и не признаю инославные праздники, но как-то нет желания портить и гадить.
08.06.2009 01:47Реалист
С каких пор у тебя славянский дух стал духом из Канады?
Всех православных с праздником Святой Троицы!
Когда-то Славянским предкам было дано откровение об окружающем мире и их месте в этом мире. Но затем это священное знание было безжалостно уничтожено пришедшей с далеких берегов Средиземноморья иудохристианской религией, абсолютно чуждой нам по крови и духу народа. Эта религия подменила все наши ценности. Идеология христиан коварна и опасна, так как наряду с добрыми заповедями содержит примесь деструктивных начал, концепцию ВЕЧНОЙ муки в огненном озере - абсолютного зла, описание исключительной богоизбранности евреев и апокалиптических установок разрушения планеты. Позор христианам - предателям родных предков и родной веры!
zum, а с каких это пор Славянский дух стал "бусурманским" ?