Япония заманивает россиян безвизовым режимом

Возвращение части Курильских островов как «незаконно оккупированной Россией территории» уже давно превратилось в идею фикс японской политики. Однако буквально сегодня она впервые обрела юридическое оформление. В пятницу верхняя палата Кокая (японского парламента) единогласно приняла закон, признающий острова Итуруп, Шикотан, Кунашир и необитаемый архипелаг Хабомаи неотъемлемой частью Японии и призывающий принять меры по их возвращению. Причем японский парламент поставил обязательным условием заключения мирного договора между нашими странами передачу Японии четырех Курильских островов.
По мнению многих аналитиков, отнюдь не случайно, что рецидив навязчивого «курильского синдрома» поразил японский политический истеблишмент именно сейчас. Дело в том, что в последнее время появляются первые признаки того, что глобальный кризис приводит к усилению конфронтационной риторики и обострению противоречий на уровне международных отношений. В качестве одного из характерных проявлений этой тенденции стала целая серия агрессивных выпадов в адрес России со стороны японских политиков. И, следует признать, такое развитие событий имеет под собой объективную подоплеку.
Дело в том, что совокупный индекс экономического роста Японии уже провалился ниже нулевой отметки и побил свой антирекорд 50-летней давности (правительство Японии начало вести статистику по изменению ВВП в 1955 году), а ведущие политологи страны рисуют почти апокалиптическую (для правящей партии) картину голосования на предстоящих в сентябре парламентских выборах. Таким образом, пока еще действующему премьер-министру Японии Таро Асо, администрация которого терпит сокрушительное поражение на экономическом фронте, ничего не остается, как попытаться переключить сознание рядовых японских избирателей на очередную антироссийскую истерию по поводу возвращения Курильских островов.
Впрочем, во всей этой «мыльной истории», которая тянется с начала 1950-х гг., примечательна не последняя «серия», срежиссированная японскими политическими «кинематографистами», сама по себе, а реакция на нее российского «зрителя» в лице официальных госорганов, которую можно было бы охарактеризовать как чрезмерную. Напомним, что Госдума после подписания упомянутого закона нижней палатой японского парламента разразилась гневной филиппикой в адрес своих коллег с требованием отменить данный документ и «не ставить отношения между нашими государствами и народами в зависимость от конъюнктуры и настроений японской политической элиты».
Эмоции российских парламентариев понять, конечно, можно. Только вряд ли стоило вообще каким-либо образом отвечать японцам. Как с точки зрения политической целесообразности, так и формальной логики. Поскольку если мы реагируем – значит, признаем эту проблему как существующую и, более того, актуальную. А в этом Россия, понятно, нисколько не заинтересована. Стоит также заметить, что закон, одобренный обеими палатами Кокая, был подготовлен к российско-японским переговорам, которые состоятся в итальянской Аквиле в рамках саммита G8. Документ, в частности, содержит одно весьма характерное положение. Он предполагает расширение безвизового режима для россиян, проживающих на Курилах, и тех японцев, которые считают острова своей родиной.
Надо полагать, что российская сторона никогда не подпишется под подобной формулировкой. Потому что таким образом мы бы косвенно признали, что Курилы действительно имеют непосредственное отношение к Японии (раз уж мы согласились ввести для них преференциальный – по отношению к остальным гражданам РФ – безвизовый режим со Страной восходящего солнца). Очевидно и то, что в случае согласия РФ с этой инициативой японцы начали бы латентное проникновение на территорию российских Курил (прикрываясь разговорами о «культурном обмене и «налаживании взаимодействия в социально-экономической сфере») с одной-единственной целью – попытаться склонить местное население в пользу решения об отказе от суверенитета РФ над российскими островами.
'''Очередной недружественный демарш японских политиков в эксклюзивном интервью KM.RU прокомментировал руководитель Центра исследования Японии Института Дальнего Востока РАН Виктор Павлятенко:'''
– Я считаю, что как-то реагировать нам все-таки надо. Потому что японская сторона в законодательном порядке оформила территориальные претензии к России. Более того, если до сегодняшнего дня в статистических сборниках, путеводителях и официальных документах Южно-Курильские острова указывались как территория Хоккайдо (крупный японский остров. – Прим. KM.RU), то теперь это стало законом. И японцы на «законных основаниях для внутреннего пользования» начинают включать эти территории. С точки зрения духа и устава ООН это – не что иное, как посягательство на чужую территорию.
Я думаю, что будет и нота МИД, и президент Медведев во время встречи в Италии, если она состоится, будет говорить об этом. Тем более что Дума после первого голосования в японском парламенте приняла предупредительное заявление. Поэтому я не исключаю, что одним из вариантов является возможный отказ Медведева от встречи с японским премьером на предстоящем саммите в Италии. Но хочу подчеркнуть, что Россия не стремится к нагнетанию напряженности. Наоборот, даже когда премьер-министр Таро Асо впервые на таком уровне сказал в парламенте о «незаконно оккупированных территориях», Медведев в телефонном разговоре сказал ему о том, что надо бы как-то менее эмоционально реагировать на такие вещи и быть более сдержанным. Хотя у него были все возможности ответить достаточно резко. Россия стремится снизить остроту этой проблемы и «привести в чувство» японскую сторону, которая явно перебрала и с точки зрения международного права, и с точки зрения международной ситуации в этом регионе.
Комментарии читателей Оставить комментарий
perekos: Их характерная особенность — долгий процесс всестороннего изучения, анализа, согласования, принятия решения. Но если решение принято — оно будет реализовано, можно не сомневаться.
Не согласен. Японцы знают меру, и они часто опускают руки, понимая что они сделали все от них зависящее, но дело не пошло. Как говорят сами японцы в этих случаях "Сё: га най" (it can't be helped) и считают это вполне приемлимым вариантом. Как Россия наберет немного военный вес и Япония потеряет региональный авторитет, эти разговоры отпадут сами собой.
Михалыч: если им мало оказалось двух (ядерных бомб) от США, то выпросят и от России. Для Японии не жалко и 10 ядерных боеголовок.
Я искренне надеюсь что мир не узнает что такое ядерная война. Я был в музее в Хиросиме, ответственно заявляю, слезы сдержать очень сложно, очень тяжелый музей, особенно последний этаж там где про детей. С тех пор я так легко не позволяю себе, даже словестно, ядерками раскидываться.
С уважением...
У меня складывается такое впечатление что наше правительство своим молчание дало понять япошкам что бы они шли в "проктальный проход". Молодцы. Я думал начнуть истерить, а поступили мудро. Дали четко понять, да плевать мы хотели на вас. Сейчас если честно не то время. Все мы прекрсно понимаем, что япошки это затеяли по приказу амеров. А в итоге стратегически проиграли. Теперь я просто уверен, Курилы им не видать как своих ушей. Просто диву даюсь не одного коментария ни от одного политика по центральным каналм. Это только показывает как наши научились контролировать информационное пространство. И это очень радует. Так держать. Ни какой к черту дерьмократии.
05.07.2009 17:29Anthrax™
Вот на вскидку подобрал несколько ссылок:
www.sakhalin.info/kuriles.ru/list2/55523/
http://www.vesti7.ru/news?id=5105
Насколько я могу судить о японцах - они не успокоятся никогда. Просто в зависимости от степени жесткости нашей реакции у них будут происходить обострения. В середине 90-х годов японцы активно вели работу с населением Южных Курил, проводили опросы, изучали мнение относительно перехода островов под юрисдикцию Японии, изучали условия, при которых местное население поддержало бы эту идею. В частности предлагалось до 500 тыс USD на семью и квартира в любом городе РФ на выбор. Это мне рассказывал мой бывший сослуживец, который в то время служил на Курилах.
И тогда японцам это казалось вполне реальным, ведь тогдашнее российское руководство последовательно сдавало все и вся по всем международным проблемам.
Появилось более или менее вменяемое руководство - разговоры поутихли. Сейчас опять очередной заход.
По поводу ссылки: к сожалению не могу дать. Ее наверное не существует, так как это не официальная информация. Хотя попробую поискать в местных интернет- архивах.