Болонский процесс расплодит недоучек

Европейцы приняли решение создать к 2010 году унифицированную, т. е. единую систему высшего образования. Решение юридически закреплено Болонской конвенцией 1999 года, к которой присоединилась и наша страна.
Для России суть этой очередной реформы высшего образования заключается в том, что оно станет двухуровневым: первая ступень – бакалавриат, вторая – магистратура. Учеба в бакалавриате будет длиться 3-4 года, после чего лучшим бакалаврам предоставляется возможность продолжить обучение в магистратуре, которое займет 1-2 года.
Формально провозглашается, что создание унифицированного образовательного пространства предполагает учет специфики разных государств. На практике же речь идет о внедрении в нашей стране, славившейся как раз высоким уровнем высшего образования, принципов образования других стран. А наш опыт европейцы игнорируют – ни перенимать его, ни учитывать не собираются. Так что о каком-то плодотворном синтезе разных концепций образования говорить не приходится. На деле происходит элементарная культурная экспансия Запада.
Это прекрасно понимают многие эксперты, поэтому аргументы в пользу перехода на западный стандарт критикуются уже многие годы. Сторонники Болонского процесса утверждают, что с его внедрением в нашу высшую школу повысится конкурентоспособность отечественного образования, поскольку оно станет ближе к европейским требованиям. Вообще-то общеизвестно, что тысячи, десятки тысяч отечественных специалистов, получивших в России дипломы еще до того, как она присоединилась к Болонскому процессу, устроились на работу в лучшие научные центры Европы и Америки. Практика показала, что классическое образование, готовившее в нашей стране специалистов, соответствуют самому высокому мировому уровню.
Так что реальная причина перехода на систему «бакалавриат – магистратура», по мнению многих экспертов, заключается вовсе не в том, чтобы повысить качество высшего образования, а просто сократить расходы на вузы. Ведь в этом случае значительная часть студентов в магистратуру не попадут, так что траты на подготовку старшекурсников уменьшатся. Кроме того, экономия может получиться и за счет сокращения преподавательского состава – вслед за уменьшением числа старшекурсников.
Ну а что касается качества подготовки специалистов, то она в среднем упадет: ведь бакалавр по сравнению с нынешним выпускником российских вузов не добирает 1 или даже 2 года обучения. При этом, получив диплом о высшем образовании, бакалавр сталкивается с вполне понятным скептицизмом работодателя. На сайте Союза народных движений приводятся любопытные данные соцопросов. Оказывается, среди московских студентов наибольшим авторитетом пользуется диплом специалиста (46% респондентов), магистерский диплом высоко оценили лишь 25% участников опроса, и всего 8% считают, что для успешной работы по специальности достаточно быть бакалавром. Т. е. сами студенты голосуют против перехода России на болонские стандарты.
Часто можно услышать, что экономика будущего – это экономика инноваций и знаний. Но лозунги хорошо бы подкреплять делами, а, как видим, реальность, мягко говоря, расходится с благими декларациями. О том, к каким проблемам может привести Болонский процесс в России, журналисту KM.RU рассказывает эксперт движения «Образование для всех» Олег Сергеев:
– Те, кто руководит нашей высшей школой, находятся в плену иллюзий. Люди не имеют ни малейшего представления о том, как родился Болонский процесс, что в нем заложено. Страны исторически развиваются по-разному, и наша общественная психология – не такая, как на Западе. Вся наша экономика, все производство основаны на структуре мышления специалиста, и эта структура отражается в нашем образовании. Не надо и забывать, что наше классическое образование, специальное образование насчитывает более трех столетий.
При разделении же образования на две ступени, причем формально, получится, что с одной стороны будут недоучки, а с другой стороны – узкие специалисты. Наука получит людей, совершенно не склонных к научным исследованиям, а бакалавры будут лаборантами. Я в свое время проработал в НИИ высшего образования. Раньше, 20 лет назад, чиновники нас слушали и слышали, а сейчас нанесен такой удар по науке, после которого вся отраслевая наука оказалась за бортом.
Комментарии читателей Оставить комментарий
02.04.2009 13:12Гориславова
А вы видели когда-нибудь иномарку срок эксплуатации которой превышал бы 5-6 лет? Речь не о дизайне и достоинствах конструкции, а о надёжности. В России нет современных автозаводов, ВАЗ ГАЗ, это 50-60-е годы. Но в своё время и ГАЗ и ВАЗ, были вполне современными заводами и выпускали автомобили превосходившие западные. Закон экономики - в какие отрасли вкладывают деньги, те и развиваются. С 1970 года у нас вкладывали только в БАМ, строительство нефте-газопроводов и в добычу нефти и газа.
Анекдот советский помните?Японцы очень хвалят наших детей.Спрашивается-почему?А потому, отвечают японцы,что все, что вы делаете руками, никуда не годится.
Именно это и предопределило крах СССР.
02.04.2009 09:50Конрад
Насчёт качества советской продукции не надо ля-ля, у меня сосед ездит на Волге выпуска 1964 года, все в ней родное, движок, ходовая и прочее, кроме резины и всяких мелочей вроде электропроводки////
Конрад,дорогой, выйдите на дорогу, остановите самую занюханную иномарку и расскажите ее водителю, что российские машины лучше.И про качество советской продукции, воспетое в веках и анекдотах, тоже.
01.04.2009 20:07Alfredius
Насчёт качества советской продукции не надо ля-ля, у меня сосед ездит на Волге выпуска 1964 года, все в ней родное, движок, ходовая и прочее, кроме резины и всяких мелочей вроде электропроводки. у меня безупречно работает холодильник ЗИЛ выпуска 1978 года, радиоприёмник Океан-222 (1987г, магнитофон Электроника-302(1988г) цветной телевизор 1978 года пришлось поменять,мало программ и нет нужных разьёмоe. В СССР умели делать хорошие вещи, никаким китайцам и японцам, а тем более пиндосам, и не снилось.
to Alfredius(20:07)
Уважаемый, Вы делаете голословные заявления,опираясь в своей риторике, только на идиоматические штампы без всякой конкретики,- типично, кстати, гуманитарный подход. Приведите, хоть один(!)конкретный пример.
А то всё - Совдепия, качество российской продукции,железки складывать.
Я могу без запинки, на целую страницу машинописного текста перечислять крупные успехи российских технарей, причем мирового уровня: открытия, изобретения, изящные инженерные решения и др. Но вот, об особенных успехах гуманитариев, что-то не слыхал. Так, одна пустая болтовня. Чаще всего, убийственная для здравого смысла, знаете ли.