Авиакатастрофа под Ярославлем: действительно ли виноват экипаж?

Официальная версия причин крушения самолета Як-42, на котором в полном составе погибла ярославская хоккейная команда «Локомотив», вызывает серьезные вопросы у специалистов. Многие эксперты выражают мнение, что расследование пошло по самому легкому пути, возложив всю ответственность на погибший экипаж.
Напомним, накануне специалисты Летно-испытательного института им. Громова завершили испытания на аэродроме в подмосковном Жуковском, в ходе которых пытались реконструировать действия экипажа погибшего самолета. Они дважды подняли в воздух Як-42, аналогичный тому, что разбился под Ярославлем, строго соблюдая все установленные экспертами Межгосударственного авиационного комитета параметры взлета 7 сентября в аэропорту Туношна. Как сообщают СМИ, серия экспериментов якобы полностью подтвердила основную версию, согласно которой самолет упал по вине одного из пилотов, по всей видимости, случайно нажавшего при взлете на педаль тормоза.
В ходе эксперимента, грозившего в случае неудачи окончиться катастрофой, летчик, сидевший в левом кресле командира, во время разгона держал ноги на тормозных педалях, одновременно оттягивая на себя штурвал и поднимая руль высоты машины в положение кабрирования. В ходе последнего эксперимента к штурвальной колонке самолета впервые за время экспериментов был присоединен динамометр, измеряющий усилия пилота. Он показал, что из-за нажатой педали тормоза выкрутить руль командиру самолета с «Локомотивом» было бы крайне сложно.
При этом остается неясным главное – почему, собственно, летчик жал на этот злосчастный тормоз. «Авария могла случиться из-за примитивной особенности педали, – пояснил на прошлой неделе авиационный эксперт, летчик-испытатель Александр Акименков. – На педали есть железная кромка. При взлете ноги снимают с педали, так, чтобы каблук чуть прижимался к полу. Если каблук полностью остается на педали, то летчик может непроизвольно внешней стороной ступни жать на эту кромку и тем самым производить торможение. Нажал он полностью на верхнюю часть педали или нет, проконтролировать практически невозможно, тем более при сильном волнении. Нужно учиться летать». «Конечно, самоубийц в авиации нет, но абсолютно точно, что власть в кабине не поделили. Справа – второй пилот идет на прекращение полета, слева – командир идет на взлет. Так не должно быть», – сказал Акименков.
Таким образом, утверждают СМИ, официальная версия причин трагедии фактически готова и в настоящий момент уже официально оформляется в виде отчета МАК. Однако, как выясняется, с нею категорически не согласен целый ряд экспертов. «Тормозил пилот или нет, достоверно установить невозможно, потому что датчиков, которые бы фиксировали воздействие на педаль, на Як-42 не стоит. Не ведется и видеонаблюдение за действиями экипажа», – рассказал газете «Известия» летчик-испытатель Андрей Гусев. По его мнению, тормозить могла сама гидросистема, возможно, из-за какого-то скрытого дефекта. «Валить вину на экипаж – самый легкий путь», – посетовал эксперт.
Летчик-испытатель Владимир Герасимов, ранее работавший в министерстве гражданской авиации, Госавианадзоре СССР и принимавший участие в расследовании многих авиакатастроф, также считает, что причиной авиакатастрофы могли стать технические неполадки. По его словам, нарушения в работе гидросистемы заподозрили сразу после того, как в Интернет попали фотографии с места гибели самолета. На снимках видно, что у колес была разрушена пневматика. «Мы видим, что полосы для разбега не хватило, значит, самолет что-то тормозило, что-то случилось или с гидравликой, или с двигателями», – сказал Герасимов.
Причину же того, что эксперты МАК пытаются свалить всю вину на экипаж Як-42, Герасимов видит в том, что, согласно действующим сегодня правилам, именно эта структура выдает самолету сертификат и она же занимается расследованием катастроф. «Для них самолет – священная корова», – считает Герасимов.
Еще один эксперт, Владимир Грудин, который расследует авиакатастрофы в течение уже 40 лет, полагает, что причиной крушения Як-42 могло стать то, что самолет взлетал не на максимальном режиме. При таком режиме расход топлива увеличивается, а в авиакомпаниях летчикам настоятельно советуют экономить топливо, отметил эксперт. По его словам, предельный режим взлета также уменьшают, чтобы самолеты меньше шумели, поскольку люди, живущие рядом с аэропортами, часто жалуются на гул.
Как бы то ни было, очевидно одно: полного доверия к вердикту МАК ни со стороны экспертов, ни со стороны общества не будет. И это – не какое-то исключение, а, увы, скорее правило. Эксперты «Известий» считают, что уровень расследования авиационных происшествий сейчас в целом ниже, чем 10-20 лет назад, и, скорее всего, это действительно так. И не только в авиации.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Виноватых нужно искать внутри кольцевой, в палатах царских. Развалили всю отрасль авиационную. А крушение судна - следствие проводимой ими политики.
Ты кем служил в молодые годы в ВВС? Курком в роте охраны? Что ты соображаешь в аэродинамике и теории полёта. Заткнись, и не позорься, умнее будешь выглядеть.
Передняя центровка-вот причина всему
Никто о тормозных следах не говорил. Наоборот, говорили, что их не было.
Всё правильно говорите. Но командир мог решить, что с таким недогрузом можно взлететь и на обычном режиме двигателей. Его роковая ошибка в том, что не прекратил взлёт, когда самолёт не набрал скорости к точке отрыва.