История «Сименс»: неизвестные факты об известной компании
«Сименс» - производное от фамилии немецких инженеров, синонимом слов «инновации», «развитие» и «технологический прогресс».
Компания приглашает пользователей на экскурсию, где впервые собраны ключевые объекты столицы, свыше 100 лет связанные с этой немецкой компанией.
Карл Генрих фон Сименс. Фото с сайта wikimedia.org
Объекты:
Раушская ГРЭС
Крупнейшая электростанции Москвы, построенная на рубеже 19-20 веков. Сейчас эта старейшая из действующих станций обеспечивает энергоснабжение исторического центра города, в том числе и Кремля. Строительством станции и поставкой оборудования занималась дочерняя компания Сименсов в РФ – «Русское электрическое общество».
Строительство Раушской станции стало основой для массовой электрификации русской промышленности, а Карл Сименс был удостоен признания, и в 1896 году царь Николай II возвел его в дворянское звание.
Кремль
Именно Сименсам было доверено осветить центр Москвы (Кремль, храмы, Красную площадь) по случаю коронации императора Александра III в 1883 году. Для этого сотрудники компании выехали в столицу за 3 месяца. Это была первая в истории Москвы городская электрическая иллюминация. После коронации Александр III поручил Сименсу осветить Невский проспект, а затем и электрифицировать Зимний дворец. В 1886 году Сименсу дозволили создать акционерное «Общество электрического освещения», которое фактически стало русским отделением «Сименс и Гальске».
Тверская улица
Тверская — это была первая полностью «иллюминированная» улица, фонари которой зажглись в 1896 году на коронации Николая II. Тогда же подсветили и дом генерал-губернатора (Тверская 13). К тому времени в Москве работала одна электрическая станция. Мощности Георгиевской ЭС не хватало, так как к сети начали подключаться магазины и особняки.
Пассаж Постниковой
С владелицей Постниковского пассажа на Тверской (сейчас театр им. Ермоловой) был подписан первый московский контракт на электрификацию. В то время в Москве еще не было электростанции и заказчицы установили местную локомобильную станцию. Таким образом предприимчивой владелице удалось убить сразу двух зайцев — помимо удобства и красоты резко выросли продажи, так как публика валом повалила в пассаж поглядеть на новинку, а заодно и отовариться.
Верхние Торговые Ряды. ГУМ
В конце 19 века электрическое освещение стало появляться почти на всех значимых объектах столицы. Так, в 1896 году были иллюминированы Верхние торговые ряды, открывшиеся на три года ранее. Вершиной инженерной мысли стало стеклянное покрытие, соединяющее галереи.
Метрополитен
Компания Siemens Bauunion в 1923 году получила заказ на проект московского метрополитена, а к 1925 году немецкий проект, который включал в себя 80 километров тоннелей и 86 станций, был завершен.
Георгиевская электростанция (Малый Манеж)
Это первая электрическая станция в Москве, обслуживающая абонентов на расстоянии 1 километра и питающая 25 тысяч ламп. В декабре 1888 года электростанция дала первый ток. Ее расположение позволяло обслуживать частных абонентов и обеспечивать освещение центра города (пассажи, гостиницы, театры, деловые центры и дома зажиточных людей).
Большая Дмитровка
100 лет назад с пересечения Дмитровки с Бульварным кольцом отъехал первый электрический трамвай. К данному проекту также были причастны «Сименс».
В 1882 году Карл представил новый электровоз на Московской выставке и лично проехался на нем, а также прокатил императора, его семью и всех министров два раза. Первый трамвай был пущен благодаря немецким электродвигателям, сконструированным и произведенным на заводах Сименса в России.
В Москве началось строительство сразу трех линий: от Страстной площади по ул. М. Дмитровка и далее до Бутырской заставы, а также две загородные: Петровской (от Белорусского вокзала до Петровского дворца) и Бутырской (от Бутырской заставы по Верхней и Нижней Масловкам до Петровского парка).
В 1896 году трамвай появился и в Нижнем Новгороде, а на Всероссийской художественно-промышленной выставке 1896 года в Нижнем компания представила материалы и машины, которые были произведены в России. Пятикилометровое расстояние от Благовещенской площади до выставки ее посетители преодолевали на электрическом трамвае, созданном на Путиловском заводе под наблюдением специалистов «Сименс и Гальске». Это ознаменовало начало движения электрического трамвая в Нижнем Новгороде.
Императорский телеграф
Телеграф сыграл стратегическую роль в развитии «Сименс» - благодаря прокладке линий в России немецкая мастерская «Сименс и Гальске» превратилась в международный концерн.
Датой основания российского отделения фирмы «Сименс и Гальске» считается 1853 год. Тогда компания поставила 75 пишущих стрелочных телеграфов для строящейся телеграфной линии Санкт-Петербург – Москва (первый крупный контракт «Сименс» в России). Чтобы вести переговоры с царским представителем о расширении в России телеграфной связи в страну приезжает 24-летний Карл Сименс и в этот же год начинается Крымская война, Сименсы не упустили свой шанс.
«Ремонтные расходы» - так назывались тогда средства, отпускаемые на техническое содержание оборудования. Так как принципом Вернера Сименса было безупречное качество произведенных им работ и приборов, то средства, отпущенные на ремонтные расходы, в большей степени стали его чистой прибылью. И когда в 1857/58 году Европу охватил экономический кризис, в результате которого многие молодые предприниматели оказались разоренными, Сименс мог без особых забот пережить это время и продолжать работать над новыми техническими изобретениями. По некоторым данным только в 1854 году Сименсы вывезли за границу 18 пудов золотых российских червонцев.
Офис «Сименс» на Большой Татарской
Это заключительная точка маршрута по местам «Сименс». Сейчас отсюда, как 160 лет назад с маленького бюро в Петербурге, происходит управление современными заводами «Сименс», расположенными в Воронеже, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.
Фото пресс-службы «Сименс»
Комментарии читателей Оставить комментарий
А рентген Петр Первый изобрел. Тоже мировой приоритет.
Я, пожалуй, сыпану в телячью статейку дуста.
Ну, во-первых немца звали Зименс. А во-вторых, эта фирма имела с подряд с правительством некоего А.А. Шикльгрубера (Хидлер, по маме) на поставку оборудования для... лагерей смерти.
Много славных фамилий сверкает на бизнес-небосклоне с тех времён:
Одни шили красяву униформу для Вермахта, другие выпускали любимые авто Фюрера и танки Пантера с Фердинандами. Вот, фирма Крупп/Зауэр - это оружие, орудия антилеряйския. И ничего - живут, варнаки!
Однако попорбуйте сказать вслух имя Сталина или Берия - начнётся истошный вой, причём, потомков тех, кого недосожгли в печных модулях прославленной коньпании, кого недодавили гусеницы панцеров "браунен батальонен", кого недоразорвало снарядом, выпущенным из крупповской гаубицы.
А так - восторг, восторг!
"Электрический трамвай
В Петербурге 22 августа 1880 г. испытан первый в мире электрический трамвай. Первый трамвай создал артиллерийский инженер Федор Аполлонович ПИРОЦКИЙ...
Из-за сопротивления хозяев "конки" регулярное трамвайное движение началось почти 30 лет спустя (29 сентября 1907 г.). Поскольку для совершенствования конструкции трамвая у Пироцкого не было средств, его идеи были подхвачены за рубежом и в России другими. Так, Карл Сименс тщательно изучил работы Пироцкого, перечертил схемы и задал ему множество вопросов; через полгода в Берлине его старший брат Вернер Сименс выступил с докладом "Динамо-электрическая машина и применение ее на железных дорогах" (с 1881 г. их фирма начала изготавливать вагоны, конструкция которых совпадала с проектом Пироцкого)...".
Пецко А.А.
Великие русские достижения. Мировые приоритеты русского народа.