]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Наука и техника
Главная → Наука и техника → История
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
    • Наука
    • Технологии
    • История
    • Энциклопедия
    • Игры
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

«Илья Муромец» - русский богатырь системы Сикорского

11:00 2.01.2015
, Дмитрий Зыкин
Фото с сайта wikimedia.org

В начале XX века даже многие видные специалисты скептически относились к идее постройки большой машины

В предыдущей статье мы оставили Сикорского в 1912 году, когда он стал главным конструктором авиационного отдела Русско-Балтийского вагонного завода (РБВЗ), одного из флагманов отечественной промышленности.

Председателем совета директоров акционерного общества был Михаил Владимирович Шидловский - успешный бизнесмен, крупный организатор производства. С его именем связано развитие российского моторостроения, начало автомобилизации нашей страны, создание первых в мире тяжелых бомбардировщиков и многое другое.

Сын помещика, бывший морской офицер Шидловский в годы Первой мировой вернулся на военную службу, стал первым в России генералом авиации и успешно руководил действиями бомбардировочной эскадры.

Из обличительной литературы все знают, что дети помещиков «были» капризными и малограмотными ничтожествами, вроде Митрофанушки из Фонвизинского «Недоросля». В реальной царской России многие выходцы из помещичьей среды составили славу нашей страны.

Но вернется к самолетам.

Сейчас гигантские авиалайнеры воспринимаются как норма. А в начале XX века даже многие видные специалисты скептически относились к идее постройки большой машины. Даже великий Менделеев в те годы считал, что вряд ли в обозримом будущем появится аэроплан, пригодный для пассажирских перевозок.

Конечно, Менделеев не был авиаконструктором, хотя помимо химии прекрасно разбирался в математике, но идеи Сикорского считались нереальными и среди экспертов по воздухоплаванию.

Постройка самолета-гиганта была трудоемким и дорогостоящим проектом с неясными перспективами, однако Шидловский согласился с аргументами Сикорского и дал добро на создание аэроплана беспрецедентных для той эпохи размеров.

Весной 1913 года машина была готова. Ее характеристики поражали воображение: размах крыла - 27 метров, вес - свыше 3 тонн, четыре двигателя по 100 лошадиных сил каждый. Ни в одной стране мира еще не делали ничего подобного. Самолет назвали «Грандом», а спустя некоторое время переименовали в «Русского Витязя».

Первый блин не вышел комом, испытания прошли успешно, и осмотреть самолет захотел лично Николай II. Император поднялся на борт, а потом стал задавать конструктору вопросы, удивившие Сикорского высоким уровнем инженерной компетенции.

На самом деле, удивляться тут было нечему: Николай получил техническое образование высочайшего уровня, вопреки расхожим байкам о том, что царь ничего кроме иностранных языков не знал, да и их освоил просто благодаря хорошей памяти.

Работая над «Грандом», Сикорский не забывал и другие проекты. В те годы он разработал несколько новых самолетов, которые регулярно ставили рекорды и нередко выигрывали авиационные конкурсы. Так например, на соревнованиях 1913 года машины Сикорского (С-10 и С-11) вновь обошли иностранных конкурентов - лучшие монопланы «Депердюссен» и «Моран-Сольнье».

Денежные премии за эти победы составили 40 тысяч рублей. Для сравнения, годовая зарплата губернатора в те годы - 10 тысяч рублей. 

Возможно, у читателя сложилось впечатление, что столь выдающие успехи были достигнуты лишь гением одного Сикорского, и в этом смысле являются исключением из правил, так сказать, достижения вопреки системе.

Разумеется, это не так. Уже в  1910 году Петербургский политехнический институт стал целенаправленно готовить инженеров в сфере воздухоплавания. Под руководством Георгия Александровича Ботезата аэродинамическая лаборатория Петербургского политеха проводила исследования самолетов Сикорского.

Прочностью конструкции аэропланов занималась отдельная лаборатория, которую консультировал видный инженер Степан Прокофьевич Тимошенко. Целый ряд других известных ученых нашей страны уже тогда плодотворно работали в сфере авиастроения. 

Вокруг Жуковского сформировался целый коллектив специалистов, среди которых были Архангельский, Юрьев, Туполев, люди которые впоследствии участвовали в создании советской авиации. Правда, Туполеву пришлось вести некоторые свои исследования в тюрьме, но это уж фирменный стиль «народной власти». 

Кстати, эмигрировавший после революции в США Ботезат создал для американских ВВС вертолет. На Западе оказался и Тимошенко, сделавший столь серьезный вклад в американскую науку, что в его честь была учреждена награда «Медаль Тимошенко». Америке было чему поучиться у «лапотной России». В США переехал и сам Сикорский, прославивший новую родину отличными вертолетами, но об этом позже, а сейчас возвращаемся в 1913 год.

Полеты «Русского Витязя» привлекли военных. Следующим этапом в развитии тяжелой авиации стал «Илья Муромец», изначально спроектированный так, чтобы его можно было использовать в боевых действиях. Новый аппарат превосходил своего гигантского предшественника размерами и грузоподъемностью.

В начале 1914 года на нем был установлен мировой рекорд - самолет взял на борт 16 человек. Впервые появился самолет, который в полной мере можно было уже называть пассажирским. Россия открыла новую страницу в авиастроении.

Разумеется, военных интересовали боевые возможности нового аппарата Сикорского, но неожиданно (а на самом деле вполне закономерно), на «Илью Муромца» ополчились депутаты Государственной Думы. 

Политические проходимцы и записные болтуны выигрывали выборы и регулярно превращали работу парламента в балаган. Около четверти депутатов имели только низшее образование, а то и вовсе не посещали школу.

Такая Дума «прославилась» фантастической некомпетентностью, скандалами и даже драками в своих стенах. И вот такие люди с важным видом заявили, что, мол, самолет не годится для армии.

Между тем военный бюджет утверждался именно депутатами и от их позиции зависело финансирование оборонных заказов.

В этой ситуации Сикорский решился на неординарный поступок: пригласил в полет своих критиков. На высоте в 2 км у депутатов произошло просветление мозгов, и они взяли свои слова обратно.

В дальнейшем репутация «Ильи Муромца» укрепилась благодаря беспрецедентному перелету из Петербурга в Киев, который состоялся буквально накануне Первой мировой. 

О том, как проявили себя бомбардировщики Сикорского,  мы поговорим в следующей статье. 

Темы: Персоны и их история успеха, Авиастроение, Авиация, История Российской империи, История ХХ века
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 21.08.2015, 15:45
    Гость: евгений

    может . больше америка вас спасать не будет . ы апять гитлера хатите паставить . сталин взял расию с атомной бомбой ( учёные ссср принцип открыли но еме английскому агенту это тне нужно был ) а аставил в лаптях . да да . факт такой уж .

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 21.08.2015, 15:42
    Гость: евгений

    ак ? но аптамат булкина и другие на конкурсе были тоже такие . даже поршень с рамой - целое было . а у калашникова из 2 частей - патом садрал у булкина. - се системы мира адинакавы . а паэтаму калаш и приняли мало где . - давали бесплатно . а пакупали белтгийскую и g 3 немецкую . даже утех кто на знамени (гербе ) имеет - те атказались давно от беспланого аптамата этага.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 21.08.2015, 15:37
    Гость: евгений

    а зачем делать самим если есть рабы каторы хвастают этим . а маторов ? завались. но ! цена !

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 21.08.2015, 15:35
    Гость: евгений

    маскавиты -саманазвание . а русы - норвеги . пётр 1 самазванец придумал так . он ся считал ( и был ) захватчиком мардвы . так да сих пор у мардвы и нет гасударства

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 21.08.2015, 15:30
    Гость: евгений

    но ! станок дип (дагнать и перегнать ) американский как и 1 к 62 .гагаринская ракета ? трафейных канструкторов немецких . патрон 7,62х39 ?- фирма геко (geko ) аль как то так .компрессоры на холодильник ? не сесеэрские ! матацикл " минск " японская копия . электрокамин времён ссср ? тоже япония . канструкторы ? сесеэра и расии ? да ,есть такое , но ихи работы пайдут не им па сути , а внукам комфашистов (просто без ком ). пабедиты напайки ? немецие ! если бы авиация англии и сша не сносила за минуты заводы ? а если бы был моторный танковый заводы ? а алюминия дали в 4 раза больше чем добыл ссср ? ленд лиз ! порох . бензин ! 25 % его ! а не было бы ? а присадки к бензину ? то не было бы и 75 % сссрэа бензина . а моторы ? французская америкаская всё техника . а не климова и других . мотор на " антее " ? и ту 95 ? да это разработка немецких инженеров трофейных . хатя я не ругаю ! да да ! канстатирую . кто дал идею "атома " ссср учёные ! и чё сталин ? аткуда взял её ? он убивал канструкторов и плодил капировщиков ! неапасны ани ему . у него задание было васпитать рабов для асваения севера - выполнено ! он агент англии был и не скрывал это !!! ненаведел народ .говорил адно на газету а другое "саратникам " рабам .

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (179)
]]>
]]>
Выбор читателей
Больше, ещё больше – налогов, сборов и прочих поборов. Чиполлино отдыхает!
В России в перечень сельскохозяйственной продукции включили бананы
Могут и должны
Песков: в Кремле шокированы смертью Старовойта
]]>
Агрегатор 24СМИ
]]>
Избранное
Бесы под личиной «звезд» ополчились на батюшку из «Голоса»
«Чиновникам не дает покоя рубильник: рост цен на электроэнергию опять подкосит российскую промышленность»
«Калинов мост» дал акварельно-импрессионистический концерт
История суши
Заявка на глобальную победу над человечеством. Греф, Мишустин и Шваб выступили на Cyber Polygon 2021
«Русь идёт по своей вечной программе, и никто и ничто не может её свернуть с этого пути»
Вячеслав Петкун подготовил детей в школе тематическими анекдотами
Гражданская Оборона «Легенды Русского Рока» (виниловое издание)
Кинопремьера «Чернобыль»: Уважаемый редактор, может, лучше про реактор?
Наталья Андрейченко: «Мне так и не простили моего отъезда»
Примите поздравления за чаем с пирогами
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.