Русофобия: русский профессор против флоридского профессора

Профессор Анатолий Клесов продолжает опровергать русофобские выпады, сформулированные профессором Флоридского университета Флорином Куртой в виде «вопросов».
Ответ на первый вопрос здесь. Ответ на второй вопрос здесь.
Вопрос третий – «Почему нет археологических свидетельств славянских миграций на западные Балканы?».
На Балканах были другие славяне, южные, гаплогруппы I2a, в отличие от восточных славян, гаплогруппы R1a. Кстати, не надо понимать слова «восточные» буквально, люди передвигались миграциями, переходили от региона к региону.
«Восточные» здесь лишь только потому, что переход ариев из Европы на восток около 5000-4500 лет назад привел к образованию фатьяновской культуры (4300-3500 лет назад), которая в части передвинулась опять на запад, в висло-одерский регион и регион лужицкой культуры еще западнее, так что технически балтийские славяне стали «западными».
Более поздняя зарубинецкая культура стала опять южнее и «восточнее», см. карту выше, по отношению к дунайским культурам гаплогруппы I2a. Когда именно и на какой территории носители гаплогруппы I2a слились с носителями гаплогруппы R1a, переняв у последних язык или выработав общий, ответа у историков и лингвистов пока, видимо, нет.
Возможно, это завершилось на первом этапе к 6-7 вв. нашей эры, что историки и лингвисты приняли за «образование славян», особенно не понимая, как это произошло и какие исторические процессы вели к этой датировке. Говоря, что «славян до того не было» – это, мягко говоря, непрофессионализм.
Но взглянем, как это отсутствие «археологических свидетельств» обосновывает профессор средневековой истории и археологии флоридского университета Флорин Курта, который, будучи исходно балканцем, должен обладать некоторым «внутренним чутьем» того, что касается его родины. Это чутье, видимо, ему подсказывает, что славяне гаплогруппы R1a на западные Балканы не приходили, во всяком случае в конце прошлой – начале нашей эры.
Какие основания он приводит? Любопытно посмотреть на это глазами недруга «славянского национализма». При этом понятие «национализм» он не расшифровывает, не раскрывает, определений не дает. Видимо, это те, кто приводит данные о древности славянских корней. Для недругов славян это уже само по себе плохо, это «поднимание безобразной головы змеи, живущей под землей», как он сообщает во введении к своей статье.
Профессор Курта в своих рассуждениях опять исходит из ложного посыла, что миграции на Балканы должны были исходить из пражской культуры в Западной Украине. А поскольку он отказывается рассматривать данные ДНК-генеалогии, то обречен на принципиальные ошибки – не может популяция R1a породить популяцию I2a, это разные популяции и разные славяне. Мы опять видим, как легко многим историкам впасть в эти ошибки, с их неспособностью рассматривать другие, альтернативные варианты объяснений.
Они постоянно стремятся связать две точки одной прямой линией, хотя там может быть любая загогулина. Им надо, чтобы древние славяне, на стыке эр, непременно имели один этнос, а то, что славяне и этносы, а также происхождение разных групп славян было разное, для их ментальности непостижимо. Курта жонглирует разными «условиями», «фундаментальными исходными положениями», понятиями «этноса», «культуры», а король оказывается голый. Неприменимо все это к исторической реальности древних славян, разные они были.
Не знаю, как там насчет «этноса», но гаплогруппы, рода, истории популяций были разные, и вся эта акробатика историка Курта разбивается о реальность истории славян. Он играет на шахматной доске, не делая разницы между белыми и черными фигурами, и не понимает, почему все время получается ерунда.
По его разумению, миграции славян на Балканы должны (!) были начинаться с пражской культуры в западной Украине, но на Балканах их следов почему-то нет. Он не понимает, почему численность населения (и число поселений) в пражской культуре, которую он почему-то принимает за «прародину» славян, не уменьшается вследствие миграции (на Балканы), а, напротив, увеличивается от 5-го века к 6-му, 7-му и 8-му. И вообще, недоумевает Курта, если жизнь в тех поселениях была такой хорошей, что население росло как на дрожжах, зачем им надо было мигрировать на отдаленные территории современных Словении и Хорватии?
Да вот так, они мнение Курта не спросили, а другие вовсе и не мигрировали. Сейчас в Словении носителей гаплогруппы R1a 38%, в Хорватии 24%, причем это те же гаплогруппы, что и в России и на Украине. Так что миграции определенно были, и массовые, просто Курта о них не знает.
Да и мы не знаем, какова была их динамика, возможно, это были миграции конца I тыс. н.э., возможно, и позже, хотя миллионных миграций в древности обычно не бывало, это должны быть потомки древних миграций. Но хотя мы тоже не знаем, мы не заклинаем, что у славян не было древней истории, а Курта заклинает, не обладая достаточными знаниями. Вот в чем принципиальная проблема. Вот что выводит Курта за пределы профессиональной науки и этики.
Четвертый вопрос Курта, он же последний: «Если ранние славяне северо-западных Балкан имели особые формы социальной организации, почему их не было на прародине славян в Восточной Европе, до или после предполагаемой миграции»?
Ответ на этот вопрос мы дали ранее – это были другие славяне. Историки часто являются жертвой вводимых ими терминов, и как только они, термины, приняты, от них нельзя отступать. Раз назвали «славяне», значит, всё, все одинаковы, один этнос, одна территория, один язык. В науках естественных проще, раз есть данные, что славяне были разные, значит, появляются славяне-I и славяне-II, или славяне-R1a и славяне-I2a, а то и славяне-N1c1 и славяне-R1b.
В науках исторических это приводит порой к резкому дискомфорту, граничащему с паранойей. Как можно менять термины, это же недопустимо! Вспомним шум на грани истерики, когда ДНК-генеалогия ввела понятие ариев как род, носители гаплогруппы R1a, которые пришли в Индию в середине II тыс. до н.э. Как можно, арии – это же язык! Нет, дорогие, арии – это люди. То же и в отношении русов как насельников фатьяновской культуры – как можно, этого же нет в источниках! А вот так, можно.
Так и здесь – славяне были разные, разных родов, поначалу, возможно, с разными языками. А потом стали славянами с близкими языками, славянской языковой группы, в целом понятными всем славянам – языки русский, украинский, белорусский, польский, сербский, чешский, словацкий, болгарский. И этносы сейчас разные, поляки это другой этнос, нежели русские. И сербы – другой этнос.
Но история славян есть, есть и древняя история славян, которая расходится корнями в разные стороны. История славян гаплогруппы R1a самая древняя, уходит на 4500 лет назад, но можно и удревнять, при выставлении соответствующих определений, которая почти в те же времена становится историей русов фатьяновской культуры.
История славян гаплогруппы N1c1 помоложе, примерно с 2500 лет назад, со времени формирования южно-балтийских славян, при образовании содружества носителей гаплогруппы R1a и N1c1.
История южных славян гаплогруппы I2a еще моложе, примерно с 2200 лет назад. И бесполезно искать в древности их общий этнос, нет такого. А если его нет, то бесполезно объявлять, что «древних славян не существует», это только публично показывать свою агрессивную безграмотность.
Надо попытаться понять, а не поднимать свою «безобразную голову», как нам продемонстрировал флоридский профессор своей статьей в хорватском журнале.
Автор: Анатолий Клёсов, доктор химических наук, профессор, эксперт проекта «Переформат».
Комментарии читателей Оставить комментарий
Дело тут не в оригинальничании, а в профессионализме. Почитайте в сети работу А.Г.Кузмина "Варяги и русь" и вы убедитесь в этом.
Если быть совсем уж точными, то речь шла о трёх видах русах, отличающихся друг от друга.
Оригинальничать, как ваш Кузьмин, можно сколько угодно. Ну предположим он даже прав насчёт Олега (хотя, конечно, я не могу так считать и не считаю). Почему в таком случае в его дружине - сплошные скандинавские, а не аланские имена?
А.Г. Кузьмин считает, что это не германские, а скорее кельтско-иллирийские имена. Само же имя Олег происходит от аланского Уалаг, что означает высший. Отсюда же и тюрское имя Улугбек.
Это не три рода, а три княжества. Куйабе - видимо, поляне с центром в Киеве. Ас-Славийе - видимо, новгородские словене. Ал-Арсанийе - вот это может быть что-то иранское. От "аршан" - герой, храбрец. Или от "арша" - медведь.
ЗЫ. Чтобы не возникало путаницы, лучше писать "не древние иранские", а "древние персидские источники". Иначе многие читатели запутаются: где персы, а где скифы с сарматами.