]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Наука и техника
Главная → Наука и техника → История
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
    • Наука
    • Технологии
    • История
    • Энциклопедия
    • Игры
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Как американцы уничтожили иранский лайнер

14:10 3.07.2017
, Александр Плеханов

3 июля 1988 года американский крейсер «Винсеннес» сбил ракетой «земля-воздух» иранский пассажирский лайнер Airbus A300


Крейсер USS Vincennes (CG-49). Фото с сайта wikimedia.org

У этой трагедии, как и у многих других похожих, есть две версии развития событий, два заключения и два финала истории. Симпатизирующие США «общечеловеки», разумеется, считают во всем виноватых самих иранцев, а противная сторона – родственники погибших - до сих пор проклинают американских моряков, считая их причастными к военному преступлению.

Что же случилось утром 3 июля 1988 года в Персидском заливе?

Иранский лайнер Airbus A300B2 авиакомпании Iran Air (рейс IR655) вылетел из аэропорта Бендер-Аббас и взял курс на Дубай. Так как расстояние было относительно небольшим, то лайнер должен был подняться на высоту всего 4300 метров. Но уже через семь минут после взлета, в 10:54 по тегеранскому времени, пролетев около 75 километров, он был сбит над Персидским заливом зенитной ракетой американского крейсера «Винсеннес».

Погибли 16 членов экипажа и 274 пассажира, 65 из которых были дети. Всего 290 человек, среди которых были не только иранцы, но и граждане Пакистана, ОАЭ, Индии и Югославии.

А вот дальше и начались расхождения в оценках произошедшего. Американцы утверждали, что крейсер выпустил ракету, находясь «на границе» иранских территориальных вод. Более того, крейсер «оборонялся», а пассажирский лайнер был идентифицирован как иранский истребитель F-14 из-за «технической ошибки».

Версия иранской стороны выглядела иначе – американский крейсер вторгся в территориальные воды Ирана, где и уничтожил иранский «эрбас». Более того, самолет летел в специальном воздушном коридоре, которыми пользовались только гражданские воздушные суда, и американцы должны были это знать.

Американские «отмазки» про технические ошибки выглядят несостоятельными вот по какой причине. Корабль у американцев был не абы какой, а новейший крейсер, оснащенный сверхсовременной системой «Иджис». Той самой, модифицированная версия которой сейчас используется на американских эсминцах класса «Арли Бёрк» и на базах противоракетной обороны в Румынии и Польше.

То есть крейсер «Винсеннес» был не калошей времен Первой мировой войны с экипажем, ориентирующимся по звездам, а одним из самых современных на тот момент кораблей не только в американском флоте, но и в мире. Его информационно-управляющая система «Иджис» вообще не имела на тот момент аналогов. И вот эта-то хваленая система приняла огромный пассажирский лайнер за относительно небольшой истребитель.

Причем лайнер набирал высоту, а не пикировал на крейсер, да ещё и летел с включенными транспондерами. То ли система «Иджис» является распиаренным барахлом, то ли обслуживают её недоумки, но так или иначе командир крейсера У. Роджерс принял решение сбить самолет. Что и произошло в 10:54.


Уилл Роджерс. Фото с сайта wikimedia.org

Расследование по этому инциденту началось сразу же, но… было засекречено до 1993 года. То есть целых пять лет его итоги были доступны весьма узкому кругу людей.

Тем не менее, практически сразу же всплыли интересные подробности. Крейсер запрашивал иранский лайнер десять раз – семь раз по военному каналу и три раза по гражданскому. Зачем надо было запрашивать самолет с включенным транспондером – непонятно. Да ещё по военному каналу. Американцы попытались опять неловко выкрутиться, сообщив, что у них на крейсере – вот незадача, - оказывается, не было оборудования, способного вести переговоры с гражданскими самолетами. Система «Иджис» ценой в сотни миллионов долларов есть, а паршивого передатчика за сотню баксов не нашлось. Вот и пришлось в профилактических целях пульнуть ракетой из иранских территориальных вод по иранскому взлетающему лайнеру, приняв его за пикирующий на крейсер истребитель. Американцы же не виноваты, что лайнер не отвечал?

Иранцы, в свою очередь не понимают, как пилоты лайнера, со всем включенным и исправно работающим оборудованием, позволяющим без проблем идентифицировать гражданскую принадлежность самолета, могли бы ответить на запросы крейсера по военному каналу? Они уверены, что сверхсовременная аппаратура крейсера без проблем позволила ему опознать гражданский лайнер, летящий к тому же в международном воздушном коридоре, однако американцы сознательно его уничтожили.

Но американцы себя виноватыми не считают. И капитан У. Роджерс, на совести которого 290 загубленных жизней, тоже ни в чем не виноват. Это умная железка «Иджис» выдала ему информацию о том, что крейсер атакуют, он и отдал соответствующий приказ. В чем его вина? Более того, его действия были признаны правильными, и за победу над иранским пассажирским самолетом он вскоре был награжден орденом «Легион почета».

Иранцы очень долго пытались добиваться справедливости в международных судах, подавали иски, но, как того и следовало ожидать, добились лишь выплат компенсаций родственникам погибших. Но не извинений. Более того, вскоре президент Д. Буш-старший вообще заявил: «Я никогда не буду извиняться за США, несмотря ни на какие факты».

Вот у кого надо поучиться нашим властям! Которые то папочку по Катыни на блюдечке с каемочкой «партнерам» поднесут, за что те возненавидят нас ещё больше, то черные ящики южнокорейского «Боинга», сбитого над Сахалином в 1983 году передадут с расшаркиваниями. А вот американские президенты прямым текстом посылают всех недовольных по известному адресу. И «общечеловеки» не оскорбляются до глубины души подобными хамскими заявлениями, а наоборот, восторженно рукоплещут и называют США великой страной.

Из всей этой истории можно сделать вот какие выводы. Если 29 лет назад, ещё при наличии второго центра силы в лице СССР, США уже вели себя, как беспардонные и беспринципные «хозяева Вселенной», то чего можно ожидать от них сейчас? Когда им давно никто слова поперек сказать не может. Ясно, что ничего хорошего.

Если раньше они, не сильно задумываясь, стреляли по пассажирским самолетам, то теперь, похоже, так же не задумываясь снесут любую страну, если та им вдруг не понравится.

Ещё больше вопросов вызывает хваленая американская техника. Распиаренная система «Иджис» не смогла отличить лайнер от истребителя, причем, как показало расследование, она неправильно определила его скорость и высоту. А ведь эти системы не только плавают по всему миру, будучи штатным оснащением эсминцев класса «Арли Бёрк», но и стоят на дежурстве в Румынии. И сложно сказать, как они себя поведут при возникновении нештатной ситуации. Да и персонал, обслуживающий американскую технику, вызывает массу вопросов. Это в голливудском кино американские военные действуют как единый слаженный механизм, а что будет, если человеческий фактор наложится на технический сбой? Ведь 3 июля 1988 года как раз это и имело место быть.

И, наконец, последнее. Американцы никогда свои ошибки признавать не будут. А уж военные преступления и подавно. Поэтому не стоит ждать от них «цивилизованного» диалога. К США надо относиться так же, как к поджидающему вас в подворотне гопнику с бейсбольной битой. Поэтому прежде чем туда заходить, неплохо бы обзавестись дубиной потяжелее. А лучше – оглоблей.

Именно так и делал Советский Союз, и именно поэтому с ним считались. Во всех остальных случаях американцы будут разговаривать, как ковбои в вестернах – сначала стрелять с обеих рук, а потом думать. Может, они даже и заплатят потом какие-то деньги, как это произошло в 1996 году, когда были улажены все компенсационные вопросы с родственниками жертв рейса IR655. Вот только 290 человек с того света никакими компенсациями вернуть невозможно…

Темы: Иран, США, История ХХ века
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 07.07.2017, 11:48
    Гость: Как вы достали!

    Какой Гречко? Какой приказ? Из гроба, что ли? Гречко умер в 76-м! А в 883-м дал приказ???
    И по конвенкции ИКАО требуется попытаться вторгнувшийся самолет предупредить сначала по каналам связи, а потом уже при помощи самолетов.
    А вот если не реагирует, можно и сбивать. KAL 007 не реагировал. Его и сшибли. Но самолеты поднимаются и для предупреждения! Отреагируй корейский Боинг, подчинись и пойди на посадку - ничего бы не было!

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 07.07.2017, 11:36
    Гость: Вяловато брешешь. Пиши уж сразу 500 триллионов...

    Так хоть на что-то похоже будет. Вы либеральные "педриоты" такие затейники!

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 06.07.2017, 11:53
    Гость: Пшшшла прочь грязная тварь!

    Боинг сбили твои укрокастрюли.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 06.07.2017, 11:52
    Гость: Полно брехать.

    Тогда Саддам Хуссейн был другом СШАнцев. И "темное дело" прозрачней родниковой воды. Авиалайнер перевозил пассажиров по стандартному маршруту.
    Но вам, подпиндосник, надо что то высосать из грязного пальца. Вот и извиваетесь как глиста!

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 06.07.2017, 11:50
    Гость: Ага, дебилушка.

    Расскажи только зачем "заблудившемуся авиалайнеру", (в такое только безграмотный кастрюлеголов поверит), совершать противорадарные маневры, сбрасывать скорость и снижаться уходя от истребителей когда ему подают сигналы?
    Почему это "заблудившийся" конечно "случайно" пересекся курсом с регулярно подлетавшим к границе американским самолетом разведчиком РС-135 которые на экране локатора неразличимы?
    Есть и еще вопросы, милый кастрюлеголов.
    Например центр слежения в Анкоридже видел что КАЛ 007 отклонился от курса и входит в запретную зону. Отчего НИКТО не попытался остановить летчика или предупредить СССР?
    \
    Знаю что ничего не ответишь. Вы всегда исчезаете при конкретике.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (66)
]]>
]]>
Выбор читателей
В Россию планируется привлечь 1 млн трудовых мигрантов из Индии
© KM.RU, Александра Воздвиженская
В России предложили повысить транспортный налог для машин старше 15 лет
Песков объяснил отсутствие Путина на прощании со Старовойтом
Кадры из видеотрансляции на официальном сайте президента Франции
Макрон заявил о готовности отправить до 50 тысяч военных на Украину
]]>
Агрегатор 24СМИ
]]>
Избранное
Лидер «Монгол Шуудана» выполнил просьбу мертвого основателя E.S.T.
Рождественские Святки – 2023: как празднуют, традиции и приметы
Ария «Гость из царства теней» (2CD + DVD)
Последний парад. Американцы анонсируют большую войну на Украине?
«Бизнес-джетовое государство – это летучий голландец в прямом и переносном смысле этого слова, "троянский конь"»
Бранимир ощутил на себе эхо теракта в Буденновске
Кавказские Минеральные Воды: от «русского Баден-Бадена» к крупнейшему бальнеокурорту страны
«Создается такое впечатление, что СССР начала 40-хгодов прошлого века обладал большими компетенциями в авиастроении, чем российский авиапром начала XXI века»
Мираж «Снова вместе» (переиздание)
Потратьте две минуты времени и навсегда забудьте о проблемах с шинами на авто
Morbidity, Evilgod и Gades «XXV in Grindcore. Live Split»
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.