]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Наука и техника
Главная → Наука и техника → Технологии
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
    • Наука
    • Технологии
    • История
    • Энциклопедия
    • Игры
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

F-22, F-35 и Су-57. Стоит ли думать о шестом поколении?

10:37 12.09.2017
, Роман Скоморохов

Сегодня можно сказать, что тот страшный упадок, в котором оказались наши ВВС после развала Советского Союза, остался позади


Эффект Прандтля-Глоерта. Су-57 на авиасалоне МАКС-2015. Фото Rulexip с сайта wikimedia.org

Последние 5-7 лет мы наблюдаем неуклонное движение вперед, если не дальнейшее развитие, то хотя бы наверстывание упущенного.

Говоря о дальних горизонтах, мы имеем в виду программы развития авиации: перспективные комплексы ПАК ФА, ПАК ДА и ПАК ТА. Основные успехи у нас в создании истребителя пятого поколения, Су-57 приобрел законченную форму и содержание. Вопрос в том, что есть «поколение» применительно к авиации и насколько Су-57 и его оппоненты соответствуют?

Конечно, соответствуют. Несмотря на то, что само понятие «поколения» довольно условно. Временные отрезки здесь не применимы, поколение появляется одновременно с новыми качествами, которые резко отличают самолеты от предыдущих.

Первое поколение представляли обычные дозвуковые реактивные истребители типа МиГ-15 и МиГ-17.

Второе поколение. Сверхзвуковая скорость, ракеты «воздух-воздух», отход авиапушек на второй план. Пример - МиГ-21.

Третье поколение. Изменяемая стреловидность крыла, следующее поколение радаров, способных уже производить некоторую селекцию целей. До этого все локаторы видели только радиоконтрастность на фоне неба. Примеры - МиГ-23 и «Фантом».

Четвертое поколение. Главное отличие - многофункциональность. Плюс сверхманевренность, как часть ЛТХ. Но принципиальное отличие заключается именно в наличии управляемого оружия в режимах "воздух - воздух" и "воздух - поверхность".

Пятое поколение. Даже сегодня говорить о четких критериях истребителя пятого поколения сложно, мнения расходятся даже у реальных экспертов. Одни говорят, что он должен соответствовать формуле «трех С» - свехнезаметность, сверхманевренность, сверхзвук.

Другие убеждены, что главное - это высокоточное вооружение, возможность атаковать противника без входа в зону действия его ПВО, принцип «длинной руки».

По мнению научного руководителя ГосНИИ авиастроения академика Евгения Александровича Федосова, которое он высказал в интервью агентству «Интерфакс», самолет пятого поколения отличается от предыдущего прежде всего появлением активной фазированной решетки радиолокатора.

Что она дает? Во-первых, широкую полосу частот. По сравнению с механической антенной эта антенна более широкополосная. Поэтому можно какую-то часть диапазона частот пустить как локацию, а какую-то, как постановщик помех. Потому что прямой луч - это большая мощность. Этот луч "слепит" противника намертво. Значит, он может работать и как радиолокатор, и как мощный постановщик помех.

Кроме того, антенна АФАР может использоваться как дополнительное средство радиосвязи в широком диапазоне, хотя бы между истребителями.

Активная фазированная решетка лучше решает проблему синтезирования апертуры, а главное обеспечивает очень высокую надежность работы радара, потому что выход из строя отдельных модулей не нарушает всей работы, просто идет падение потенциала.

Пока эти модули делаются на арсениде галлия, но сейчас российская промышленность переходит на нитриды галлия. Кстати, американцы уже перешли. Если арсенид галлия держит температуру 50С, то на нитриде до 200 градусов. Поэтому на новом модуле можно получить мощность 20-30 ватт, а на нынешнем не больше 5-7 ватт. Это позволит либо уменьшить диаметр антенны, либо увеличить дальность, потому что повышается потенциал.

Активная фазированная решетка - это очень принципиальный момент для самолета пятого поколения.

Самолет пятого поколения строится в первую очередь для так называемых сетецентрических войн, когда ведутся высоко координированные групповые действия. С взаимодействием различных видов войск. Это тоже принципиальный момент, потому что сегодня одиночных боев практически нет. С появлением ракет "воздух-воздух" большой дальности, достигающей сотни километров, необходимости вести одиночный ближний бой нет.

Опираясь на мнение Евгения Александровича, можно сделать и некоторые выводы о самолетах пятого поколения, которые есть у США и теперь у нас.

Отправной точкой для создания истребителя пятого поколения послужил наш Су-27. Надо сказать «спасибо» индусам, которые провели не одну серию сравнительных испытаний, в результате которых F-15, F-16 и F-18 не выиграли ни одного боя у Су-27.

Информация разошлась по всему миру и задача у американцев была такая - цена не важна, важна эффективность. F-22 должен был быть эффективнее Су-27.


F-22 Raptor. Фото с сайта wikimedia.org

F-22 закладывался в первую очередь как самолет, способный победить Су-27. Но он оказался очень дорогим, все-таки стоимость за 100 млн долларов для самолета, который является расходным материалом в войне за превосходство в воздухе, это многовато.

Американцы это тоже прекрасно поняли, потому F-22 на экспорт и не пошел, и для своих ВВС был выпущен далеко не в тех количествах, в которых первоначально планировалось.

Есть мнение, вполне оправданное, что не только Су-57, но и Су-35 лучше, чем F-22. У «Раптора» есть сверхзвук на крейсерском режиме. У нас сверхзвука на Су-35 нет, но все остальное, как минимум, не хуже. «Стелс»-технологии у F-22 тоже вызывают массу нареканий.

С F-35 тоже далеко не все так гладко, как показывают. Да, укороченные взлет и посадка - это полезно, но свою роль в уменьшении дальности полета и боевой нагрузки они однозначно сыграли.

Самолет предполагался как массовый. У F-35 была задача, поскольку F-22 дорогой, то «Лайтнинг-2» должен был стать массовым, соответственно - дешевым. При этом на создание и обучение летать на F-35 США истратили уже весьма много миллиардов долларов. В итоге самолет оказался такой же дорогой как F-22.


F-35 Lightning II. Фото с сайта wikimedia.org

Без сомнения, когда самолет пойдет в массовое серийное производство, он подешевеет, так однозначно будет. Но вот сказать, что это машина, превосходящая Су-35, нельзя. Пока не говорим о Су-57, здесь все-таки должно пройти еще некоторое время, за которое можно окончательно сделать выводы о том, насколько кто кого превосходит.

Действительно, говорить о превосходстве или отсутствии такового у Су-57 преждевременно. Но уже сегодня можно вполне спокойно сказать, что в США не все так гладко с F-35. Постоянно появляются сведения о том, что финансовое управление министерства обороны его постоянно бракует и предлагает программу закрыть.

Но все прекрасно понимают, что закрыть нельзя, просто потому, что вгрохано денег не просто много. Так что конечно, НАТО и все желающие будут вооружаться этим самолетом, деваться некуда.

И то, что его рано или поздно доведут до ума, тоже сомнений нет. Весь вопрос умения, времени и денег. Умение американских инженеров мы обсуждать не будем, это отдельный вопрос, время… время пока тоже есть. Деньги? Это вопрос риторический.

Вполне возможно, что в США примут решение бросить доводку до ума истребителей пятого поколения и всерьез займутся шестым. Возможно, это будет более выгодное решение с финансовой точки зрения.

Так как сегодня только теоретически можно представить противостояние Су-57 и его оппонентов, давайте в размышлениях о будущем оттолкнемся от очевидных фактов.

F-22 однозначно будущего не имеет. Самолет вышел, мягко говоря, не совсем удачным и дорогим.

F-35 вышел дорогим, но значительно увереннее себя чувствует в небе, нежели предшественник. Это серьезная разработка, овеществленная в металле и пластике. Насколько этот самолет будет доработан и модернизирован, покажет время.

Су-57. Вот тут немного сложнее, потому что самолет только-только оперился и встал на крыло. Насколько он хорош, покажут ближайшие несколько лет. Но раз военные говорят, что у машины большие возможности по дальнейшему совершенствованию, не то чтобы хочется им верить, скорее всего, так и есть.

Примеры приводить не надо, достаточно посмотреть на «старичков» Су-27 и МиГ-29, которые до сих пор язык не поворачивается назвать устаревшими. Это как бы неотъемлемая черта всех наших самолетов - долговечность и способность к модернизациям.

Так что Су-57 предстоит пройти еще очень долгий путь в развитии и совершенствовании, и нельзя однозначно сказать, что мы здесь катастрофически уступаем США во временном отрезке.

В отличие от американцев, у нас есть самолеты, которые могут успешно выполнять свои задачи в воздухе. Наличие МиГ-35, Су-30, Су-35, Су-34 - это, с одной стороны, проверенные уже в условиях боевого применения машины, с другой стороны - экспортный потенциал. С третьей - возможность без надрыва проводить все работы по Су-57 без оглядки на «потенциальных».

Думаю, что, если у нас и начнутся работы по истребителю 6-го поколения, то произойдет это весьма нескоро. По крайней мере, не раньше, чем наши военные придут к окончательным выводам по эффективности Су-57.

Но, в отличие от американцев, у нас время есть. И оно покажет, какой путь выберут «потенциальные»: доводить до ума F-35 или начинать работы над самолетом следующего поколения. Самолет в целом неплох, вот только по американской привычке «не уступать», вполне возможно, что работы начнутся в недалеком будущем.

Темы: Военная авиация РФ, Военные технологии
Источник: «Военное обозрение»
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 18.09.2017, 21:09
    Гость: Да

    А АМЕРИКАНЦАМ ЧЕМ? :)

    -------------

    Конечно, надо торопиться..цирконизацию ясеней проводить :)

    Потом они куда-то уплывают, и у нас ОПЯТЬ отличные отношения с США. :)
    --------------

    Я знаете ли, не встречал более вежливых и предупредительных по отношению друг к другу людей, чем в оружейном магазине :)

    Каждый думает, что у соседа под полой :) И СТАРАЕТСЯ БЫТЬ МАКСИМАЛЬНО ВЕЖЛИВЫМ..

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 18.09.2017, 20:41
    Гость: ВВВ

    При применении крылатых ракет важна не скорость, а массовость пуска. К тому же сбивать их у нас уже нечем.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 18.09.2017, 18:48
    Гость: Да

    НАДЕЖДЫ ЮНОШЕЙ ПИТАЮТ.. :)

    Не будет Америка никого защищать... да и зачем..

    Вот Эрдоган сбил наш самолёт, и тут же мотнулся в Брюссель, в контору НАТО - меня,сказал, русские могут захватить, спасайте в соответствии с 5-ой статьёй - и что ему сказали? Не тот случай,сам договаривайся с русскими..

    Пришлось ему кланяться Путину...а потом и "ориентацию менять"...дружим теперь..но следим.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 18.09.2017, 18:32
    Гость: Покойному.

    Как всегда набор злобных, завистливых и бессмысленных фраз.
    А возразить-то нечего и гордишься ты чужим авиастроением и свое проср...ли.
    Абсолютно прав "для еще спокойнее", потому у тебя и такая смешная и позорная истерика что возразить нечего.
    Нечего тут свидомые нюни распускать и жаловаться. Иди польские унитазы мыть, они тебя заждались.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 18.09.2017, 16:54
    Гость: спокойный

    только отморозки с питерских подворий единственным смыслом жизни считают способность кого то замочить в сортире и гордятся кастетами финками и другими своими игрушками для драки а порядочные люди стараются обходить этих неадекватных при необходимости зовут полицию вот и европейские малые народы зовут америку что бы унять дебоширов а уж у полиции всегда есть чем это сделать

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (40)
]]>
]]>
Выбор читателей
Делегация «Талибана» на ПМЭФ договорилась ввезти в Россию 1000 специалистов
Ракеты Tomahawk и бомбы GBU-57 принуждают Иран «к миру»: 22 июня Трамп начал свою первую войну
Путин: в старых учебниках по истории нет правды о Великой Отечественной
Трамп заявил о начале перемирия между Ираном и Израилем
]]>
Агрегатор 24СМИ
]]>
Избранное
Выборы-2021 как символ политического тупика, в который зашла Россия
КняZz «Домашний альбом»
Как уничтожить народ?
«Ешьте богатых!». Почему идеи Карла Маркса становятся все более популярны на Западе
Ничего кроме правды «Коты и панк-рок» (интернет-сингл)
Amaria «Путешествие в радость»
«Перечисленные мной простейшие и самоочевидные меры преобразят Россию за первый же год - надо лишь захотеть»
АрМИ-2022: в Калининградской области начался конкурс «Морской десант»
Тема Балалайкин «Воздушная» (интернет-сингл)
«Наша победа не дает им покоя. Потому что на ее фоне зачастую их собственное ничтожество буквально бьет по глазам»
Володин объявил крестовый поход против пальмового масла
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.