Горящие крейсеры: никогда такого не было… и вот опять?

Пожар на авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов» не является чем-то из ряда вон выходящим для отечественного флота. Пожары на крейсерах случались и раньше


«Адмирал Кузнецов». Фото: мультимедиа.минобороны.рф

Глядя на современную Россию, вернее, на то, что в ней происходит, раз за разом вспоминается Россия царская. Лучшие умы Отечества хватались кто за голову, кто за сердце, кто за бутылку, кто за перо и чернильницу, но так и не смогли объяснить, откуда берется пресловутый российский бардак?

И продолжалось это ровно до тех пор, пока не была упразднена та, якобы волшебная, страна, страна, «которую мы потеряли» и после потери которой навсегда замолк хруст французской булки. А бардак, хоть полностью и не исчез за 70 лет «красного проекта», но сильно уменьшился по вполне понятным причинам. За эти годы хоть булками не хрустели, но у каждого случая бардака было ФИО. И было кому задавать конкретные вопросы.

Читатель вполне резонно спросит – а какая связь между пожаром на авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов» и царской Россией? Прямой связи, конечно же, нет, но дело в том, что всё это уже когда-то было в истории отечественного флота.

Но обо всём по порядку.

Как мы все знаем от любителей похрустеть французской булкой, николаевская Россия была чуть ли не одним из мировых промышленных лидеров. Её экономика росла такими темпами, что весь остальной мир ей дико завидовал, и дабы обуздать её феноменальный промышленный рост, зарубежные гады, во главе с вечно гадящей «англичанкой», напустили на Россию свору подонков-революционеров. Запаковали их в вагон и отправили прямиком в Петроград.

При этом никто из любителей похрустеть французской булкой не берется объяснить один момент – почему же сильная в экономическом отношении Россия значительную часть вооружения заказывала за границей?

Если экономика николаевской России пёрла как на дрожжах, то зачем, например, у немецкой фирмы «Вулкан» был куплен проект бронепалубного крейсера «Богатырь»? И почему он был куплен в спешке, без учета многочисленных замечаний к данному проекту со стороны русских инженеров. А замечаний этих было больше сотни, причем очень серьёзных – значительная часть специалистов указывала на несовершенство силовой установки. Но возглавляющий Морское министерство адмирал Ф.К. Авелан очень оперативно подмахнул все документы, и немцы приступили к строительству крейсера.

Да не просто приступили, а передали его проект российской стороне для строительства ещё четырех кораблей на российских верфях. Не только нехило срубив на этом конвертируемой валюты, но и отработав на этом проекте ряд технических решений, которые потом использовались при строительстве крейсеров кайзеровского флота.


Фёдор Карлович Авелан

Если кто не понял, то гнилое самодержавие в очередной раз профинансировало страну-врага и его, в данном случае, военный флот. Кстати, это был далеко не единичный случай, о чём мы уже писали (Как Россия вооружала кайзеровский флот).

Как и многие николаевские адмиралы, Теодор Кристиан Авелан, он же Фёдор Карлович, был увешан всевозможными наградами, как рождественская ёлка, хотя пороху в своей жизни никогда не нюхал. Если он где и блистал, так это только на высочайших докладах, где с умным видом отливал бред в граните, или на переговорах с зарубежными «партнёрами», а не на мостике боевых кораблей.

Общаться с «партнёрами» он любил, и многие подозревали, что не совсем бескорыстно. Впрочем, кого можно было этим удивить в царской России? Когда лоббирующие интересы французских фирм балеринки, не вылезающие попутно из постелей великих князей, открыто строили себе такие особняки в центре Петербурга, что даже их покровители растерянно чесали свои августейшие затылки.

Красивые дома в центре Северной Пальмиры сами по себе чем-то плохим не являются, но, к сожалению, всё это имело и обратную сторону – очень часто, в результате коррупционных схем, России впаривали откровенное барахло, достаточно вспомнить построенный в США крейсер «Варяг».

Благодаря неким договоренностям с американскими «партнёрами», в состав флота был принят крейсер-инвалид, который пошел в свой легендарный бой «на костылях» и не смог убежать от японского флота, так как его механизмы не развивали проектной мощности. На бумаге он считался скоростным, новейшим крейсером, а на деле оказался бесполезным корытом, ни разу к тому же не попавшим по врагу.

Самое удивительное, что трофейный «Варяг» Россия потом выкупила обратно у Японии, заплатив немалую сумму золотом. Впрочем, при последнем российском самодержце зашкаливающая дурость была нормой жизни, что в том числе и привело к революции.


«Варяг» после сражения

Но вернёмся к адмиралу Авелану, который был далеко не последним лицом, решающим, чем вооружать русский флот, какие корабли принимать на вооружение и как их использовать. Русско-японская война доказала, что он и ему подобные были всего лишь безмозглыми и бездарными дармоедами, прожирающими впустую бюджет страны с нулевой пользой.

Однако отдадим должное Авелану – после позорного разгрома русского флота в русско-японской войне он нашёл в себе мужество уйти в отставку. Впрочем, царь не стал его как-то наказывать и третировать, хотя вина Авелана в безобразном состоянии дел на флоте была несомненной. Но добрый царь лишь принял его отставку и дальше продолжал награждать орденами по всякому поводу и без них.

Стоит рассказать и про крейсер-иномарку «Богатырь», который всучил флоту Авелан и который фирма «Вулкан» достроила в 1902 году.

С началом русско-японской войны «Богатырь» находился во Владивостоке, а не убыл в Порт-Артур, что спасло его от участи стать трофеем японцев. Владивостокскому отряду крейсеров в войне ставилась вполне конкретная задача – действовать на японских коммуникациях. Для этой цели безбронный «Богатырь» подходил идеально, но через несколько месяцев после начала войны, из-за нелепой ошибки в прокладке курса, крейсер был посажен на камни в Амурском заливе и простоял в ремонте всю войну.

Таким образом, «Богатырь» пополнил список русских кораблей, которые пострадали в войну не от японцев, а от зашкаливающей дурости и непрофессионализма собственных командиров.


«Богатырь»

Впрочем, «Богатырю» ещё повезло, например, командир минного заградителя «Енисей» В.А. Степанов утопил собственный корабль и угробил 88 человек экипажа, умудрившись подорваться на собственной мине. Исключительный случай в мировой истории, и если кому и надо было давать премию Дарвина в 1904 году, так это капитану Степанову.

Но в семействе крейсеров типа «Богатырь» был один корабль, который также претендует на премию Дарвина. Его уничтожили не враги и даже не собственные кретины командиры, а безалаберность, зашкаливающая дурость и традиционный российский бардак.

Речь идет о крейсере «Витязь», строительство которого началось в Санкт-Петербурге в 1900 году.

1 июня 1901 года, при готовности крейсера на 10%, на нём начался пожар. Пожар устроили рабочие, которые без всякого надзора взяли да и развели огонь в носовой части корабля. Ну, а чего такого? Оборонное предприятие, на носу война с Японией, срочно строящийся крейсер, давай-ка мы костерок запалим, тем более, что никто за нами не смотрит.

Костерок вышел на заглядение – всего через полчаса вовсю полыхали окружающие корпус крейсера леса. Увидев, что дело приняло серьёзный оборот, рабочие взяли, да и разбежались кто куда, забыв предупредить остальных коллег, в результате чего один из них сгорел заживо.

После того, как огонь охватил практически весь корабль, до кого-то из надзирающих за строительством боевого корабля наконец дошло, что своими силами пожар не потушить. Был брошен клич по всем пожарным частям Петербурга, но пока те собирались и ехали к месту возгорания, крейсер сгорел. Вернее, сгорели окружающие его леса, но от жара деформировался корпус, и, по заключению экспертов, металл утратил свои свойства и не мог быть использован для строительства корабля.


Корпус крейсера «Витязь» после пожара. Июнь 1901 г.

Говоря другими словами, дальнейшая постройка крейсера могла начаться только «с нуля» и никак иначе. Но денег на это не было и было принято решение «Витязь» не строить.

Обгоревший корпус корабля вскоре был разобран и сдан на металлолом, а убытки составили больше миллиона рублей. Впрочем, удивляться тут особо нечему – дурость во все времена обходилась очень дорого.

Так что пожары на российских крейсерах с тяжелыми последствиями уже случались в истории, и «Адмирал Кузнецов» лишь продолжил эту традицию.

Кстати, в 1919 году пожар уничтожил линейный корабль «Полтава», который прослужил всего пять лет и восстановить который затем не получилось. Не исключено, что и для единственного российского авианосца пожар может иметь роковые последствия.

Как сообщалось в СМИ, площадь пожара составила порядка 600 кв. метров, а это очень и очень много. Пожар был более чем масштабный, и нельзя исключать, что не произошла деформация корпуса, как это было, например, с «Витязем».

Очень может быть, что ремонт «Адмирала Кузнецова» влетит в такую копейку, что проще будет его не проводить. Тем более, что корабль заложен в 1982 году и, мягко говоря, юным назвать его сложно. Даже более молодой однотипный собрат «Варяг», служащий сейчас в китайском ВМФ под именем «Ляонин», китайцы используют лишь как учебный корабль, а не как боевую единицу.


«Адмирал Кузнецов». Фото: мультимедиа.минобороны.рф

Да и непонятно, где проводить серьезный ремонт авианесущего крейсера после того, как в октябре прошлого года затонул плавучий док ПД-50. Затонул, надо отметить, из-за глупейшей экономии на «спичках» – док не имел горючего для автономной работы в случае прекращения электропитания с берега, а моторная команда была сокращена. Вот и получилось, что копеечная экономия привела к потере не просто дорогостоящего, но и уникального дока, что сделало проблемой дальнейшее полноценное обслуживание «Адмирала Кузнецова».

Когда писались эти строки, британский Королевский ВМФ праздновал введение в строй самого крупного корабля за всю историю, авианосца Prince of Wales. Телекомпания ВВС на весь мир транслировала это событие – принц Чарльз, разбитая бутылка шампанского, почётный караул британской морской пехоты и красавец авианосец, напичканный сверхсовременной электроникой. И в это время чадил густыми клубами черного дыма наш несчастный горящий «Кузнецов», переживающий очередной сложный момент в своей судьбе.


Prince of Wales. Стоп-кадр из видео в YouTube

Параллельно этому затонул в Севастополе плавучий док ПД-16 со старой подводной лодкой. А в далеком Южно-Китайском море заканчивал ходовые испытания двоюродный брат нашего «Кузи», китайский авианосец Shandung. И пока родственник «Кузи» наматывает на винты мили, китайцы вовсю строят атомный авианосный флот. Да не только они строят – чуть южнее готовится вскоре выйти в Индийский океан троюродный брат «Кузи» - индийский авианосец Vikrant. «Кузнецову» он не ровня, мелковат получился первый индийский авианосец, но в Индии вовсю уже разрабатывают корабли следующего поколения, с атомной силовой установкой и электромагнитной катапультой.


Shandung (Проект 001А). Фото с сайта wikimedia.org

Весь мир давно стремительно ускакал вперёд, вовсю строит свои авианосцы, используя богатейший советский научно-технический задел, но только у нас то тонут доки из-за того, что пожалели копейки на солярку, то кто-то устраивает пожар на единственном древнем авианосце. И при этом ещё целая толпа придурков всерьёз рассуждает о строительстве новых авианосцев, в то время как нынешняя РФ не в состоянии строить ничего из надводных кораблей крупнее фрегата.

Справедливости ради стоит признать, что сравнение РФ с царской Россией не совсем корректно. При царях могли строить корабли всех классов. Благодаря таким выдающимся самодержцам, как Петр Великий и Екатерина II, российский флот заставил считаться с собой всех «партнёров». Благодаря реформам Петра I, российский флот почти 200 лет был сильнейшим на Балтике. Благодаря императрице-матушке Екатерине, из Севастополя выходили могучие линейные корабли, крошившие турецких оппонентов и обессмертившие русское оружие.

Даже в русско-японскую войну, когда самодержавная дегенеративная гниль опозорила Россию своим омерзительным воровством, коррупцией, зашкаливающей косностью и негибкостью системы управления, часть кораблей русского флота не опозорилась и героически погибла, не спустив Андреевский флаг.

Вспомним героический крейсер «Рюрик», артиллерия которого отказала после получаса боя из-за дефектных шестеренок механизма вертикальной наводки, что установили на крейсер «по тендеру» николаевские воры и коррупционеры. И за эти копеечные воровские шестеренки заплатил своими жизнями весь экипаж крейсера, 724 человека, так и не спустившие Андреевский флаг.


Броненосный крейсер «Рюрик» в Нагасаки.

Так и лежит русский героический крейсер «Рюрик» с поднятыми Андреевскими флагами на мачтах и со своим бессмертным экипажем на дне Корейского пролива. И не японцы его утопили, а самодержавная воровская, коррупционная гниль.

А сейчас у нас горит «Адмирал Кузнецов». Видимо, последний авианосец отечественной постройки, потому что сложно представить, что в обозримом будущем в России смогут строить авианесущие корабли. Как бы не пришлось обращаться за помощью к китайским товарищам, если вдруг Россия всё же решится обзавестись преемником «Кузнецова».

Ну а что – дело привычное. В конце XIX – начале ХХ века корабли нам строили европейские и американские «партнёры», а в перспективе отчего бы не посотрудничать с китайцами? Тем более что лет через десять они будут одними из мировых лидеров по разработке и постройке авианосцев, в отличие от России, которая все последние десятилетия только теряет компетенции.
 

Комментарии читателей
26.12.2019, 10:46
Гость: бондарев

Линкоры класса Байер с 15 дюймовыми пушками начала строить и Германия. Севастополи против них были обычными мишенями.

26.12.2019, 10:42
Гость: Однакому

Американский авианосец Джеральд Форд является улучшенной версией авианосцев класса Нимитц и поэтому ну никак не может быть хламом. Из-за огромного количества компьютеров позволивших сократить часть экипажа, у него пока не доведено до ума програмное обеспечение. Но это всё решается и очень быстро.

23.12.2019, 22:33
Гость: ewrteGHFD

АВТОР прав!!! если ак и дальше одет то мы флот потеряем втору руку

]]>
Загрузка...
]]>
]]>
]]>
]]>]]>
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.
Карта сайта
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь.
Организации, запрещенные на территории Российской Федерации