«Нам нужно более интенсивно расти, чтобы провести хотя бы догоняющую модернизацию»

Чтобы решать амбициозные задачи, нам нужны темпы роста порядка 7%
Если говорить о политической подоплеке этого прогноза, то в ситуации, при которой источники роста развитых стран находятся в подавленном состоянии, значимость имеют развивающиеся экономики. Главным глобальным локомотивом является КНР, но и Россия в этом контексте учитывается. Неудивителен и вопрос, а что будет с российской моделью власти, если произойдет ощутимое падение на нефть. Политическое значение это имеет не только для нас, но и Западу это интересно знать.
Прогноз роста экономики России в 3,9% в целом совпадает с теми ожиданиями, которые озвучивают российские экономические власти, но не совпадает с теми ориентирами, которые озвучивают российские политические власти. Я имею в виду самого Путина, который в ходе избирательной кампании и до ее начала несколько раз говорил о том, что нам нужны темпы роста порядка 7%, чтобы решать амбициозные задачи, стоящие перед страной. Это необходимо, чтобы провести модернизацию, создать средний класс и т. д. Вместе с улучшением инвестиционного климата это вечные темы.
Если посмотреть на динамику глобальной экономики и риски очередной волны глобального кризиса, то и 3,9% может стать оптимистичным сценарием. Нам нужно расти более интенсивно, чтобы провести хотя бы догоняющую модернизацию, но нам не хватает инвестиций в инфраструктуру. На Западе инфраструктура находится на таком качественном уровне, что не требует массированных вложений. В нашем случае такие вложения могли бы стать приоритетом на полтора десятилетия, и, кстати, Китай рос во многом благодаря именно этой мере. У нас территория освоена неравномерно, и если бы задачу инфраструктурного освоения выполняли на должном уровне, то и темпы роста у нас были бы высокими. Для этого необходимы источники инвестиций, которые пока неочевидны. Поэтому в целом прогнозная цифра 3,9% соответствует консервативным ожиданиям деловых кругов в России.
Когда не хватает денег, можно заниматься теми вещами, которые не требуют больших трат
Теперь перехожу к тезису, озвученному компанией Morgan Stanley, который состоит в том, что период дорогой нефти уходит. Я не уверен, что они правы, когда оперируют длинными интервалами (десятилетие и даже двадцатилетие), но на ближайшую перспективу это ожидание вполне обоснованно. Удешевление нефти могло бы быть одним из дополнительных стимулов к глобальному росту.
Нам важно в условиях неблагоприятной внешней конъюнктуры на ближайшую перспективу обеспечить внутренние источники роста. При этом я предполагаю, что неблагоприятность этой конъюнктуры будет заключаться прежде всего в слабой доступности кредитных ресурсов. Проблема с ценой на нефть, газ, металлы пока не будет носить острого характера. Обвала не будет. Тем не менее на этот вызов надо отвечать, а для этого нужно бороться за более высокое качество институтов – правопорядка, судебных институтов, институтов стратегического планирования и т. д. Когда не хватает денег, можно заниматься теми вещами, которые не требуют больших трат, но от которых серьезно зависит экономический климат.
Необходимо ставить вопрос о развитии финансовой системы страны, так, чтобы источник длинных денег обнаружился внутри страны. Т. е. речь идет о выстраивании более-менее суверенной финансовой системы, которая способна финансировать модернизацию. Это требует достаточно серьезного изменения подходов к макроэкономике, может быть, изменения принципов работы Центрального банка, принципов его валютной политики. Нынешние подходы, по сути, предполагают, что наш рост и наша финансовая стабильность являются просто проекцией внешней конъюнктуры, которую мы можем сглаживать за счет лага в виде резервов, поэтому такое большое значение придается этим резервам. Это неплохо, но это – достаточно примитивная модель, в логике которой говорить о резком улучшении ситуации с инвестициями в стране невозможно.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Я понял, что с тобой не о чем разговаривать. Извини и извиняйся.
поражаюсь уровню ... якобы программиста ... вы о чем дитя моя причем тут автоматизация рабочих мест и программирование?
Понимаю речь идет омодернизации экономики, поэитому одной автоматизации недостаточно, она не решит проблем инфраструктуры, которая остро встала препятствием на пути развития Экономики. Вы этого не поймете.
Уважаемый Анатолий Владимирович, вы ошибаетесь, мне 63 года, работал в институте экономики и экспертом банка. Автоматизацией занимаюсь давно, разрабатывал программы распознавания образов и исскуственного интеллекта. Сейчас занимаюсь автоматизацией проектирования электрических сетей. С восьмидесятых годов осталось много программ на фортране на эту тему и я их модернизирую для использования в Windows на РС. Имею техническое и экономическое образование. От министерства обороны получил отписку, что мол наши специалисты занимаются этими проблемами, но по беспилотникам мы отстаем даже от Израиля.
программист 80-х годов милая моя гуманитарка владел либо фортраном с коболом и был программистом, не имея ни малейшего понятия об экономике, либо бейсиком на уровне электроники - 60, в этом случае вы должны были быть инженером (не ниже) - разработчиком программно - аппаратных комплексов, имея об экономике то же самое представление что и в предыдущем случае.
поскольку вы дорогуша этого не знаете несложно сообразить что вам в 80-е годы было не более 1-10 лет, а значит ныне 22 - 34 года.
писать в министерство обороны в 80-х? о чем вы дитя мое? ваше письмо никуда бы не переместилось дальше ближайшего почтамта ...
зная чем вы занимаетесь - промоушен различных сайтов и зная ваш уровень подготовки в копи - пейст и полное отсутствие моральных тормозов несложно представить что ваш уровень - журфак.
сделав коррекцию на постоянное стремление расположить к себе и следом оскорбить, т.е. полное отсутствие вышеупомянутых тормозов и низкую оплачиваемость вашей работы несложно окончательно уточнить ваш возраст - скорее всего лет 25 - 27.