Гранатов хочет трех сестер

Имя художественного руководителя Вологодского театра для детей и молодежи Бориса Гранатова можно выносить в заголовок без всяких колебаний. Борис Александрович в особых представлениях не нуждается. Ведь именно народ и стал называть ТДМ театром Гранатова. Он действительно умеет и знает, как делать хороший театр. Его театр - это яркие актеры, блестящие работы, насыщенный репертуар. Сегодня Борис Гранатов - гость “Красного Севера”.
- Борис Александрович, завершается первый год нового тысячелетия. Какими событиями он отмечен для вас и вашего театра?
- Ну, во-первых, это год юбилея театра, ему исполнилось 25 лет. Неделя с 16 по 22 апреля была объявлена юбилейной. В эти дни мы показали зрителям последние спектакли: “Гусарская баллада”, “Поминальная молитва”, “Девушка, которая вышла замуж...”, “Новый Пигмалион” и другие. Безусловно, это стало самым ярким событием уходящего года. А потом был фестиваль “Голоса истории”, на котором мы сыграли новый спектакль “Человек из Ла-Манчи”, получили один из главных призов фестиваля, премию губернатора. А между этими двумя событиями были Дни Вологодской области в Санкт-Петербурге. Там в рамках культурной программы мы играли на сцене театра имени Ленсовета спектакль “Гусарская баллада”. Недавно, 24 ноября, театр порадовал своих зрителей очередной премьерой. Она называется “Тот, кто стучит в стене”. Этот спектакль по пьесе драматурга Александра Александрова поставила режиссер из Питера Ирина Зубжицкая.
- А что, на ваш взгляд, можно назвать самым ярким событием года в театральной жизни России?
- Например, съезд Союза театральных деятелей страны. Я, как председатель Вологодского отделения СТД, представлял на нем нашу область. Эта встреча была очень важной. На форуме решались важнейшие вопросы жизни театров: взаимоотношения с властью, финансирование и так далее. Можно выделить Международную театральную олимпиаду, впервые проходившую в России в таком масштабе. И самые сильные впечатления здесь у меня связаны, конечно, с удивительными представлениями уличных театров, которых в нашей стране как таковых нет. Ну, конечно, самыми главными событиями для любого театра остаются спектакли. Здесь, честно говоря, судить достаточно сложно. Ведь Россия не замыкается на Москве и Санкт-Петербурге. Много было нашумевших работ московских и питерских мастеров. Лично мне по духу, по театральным пристрастиям ближе всего театр Петра Фоменко. А вот новый спектакль Марка Захарова “Шут Балакирев” по последней пьесе Григория Горина мне не очень понравился.
- Труппа театра для детей и молодежи известна как очень дружный, сплоченный коллектив. И тем не менее актеры уходят. Народ, кажется, до сих пор не может “пережить” уход таких ярких артистов, как Джапакова, Чубенко...
- Происходит совершенно нормальный для театра процесс. Актеры уходят не потому, что им плохо с режиссером. Просто у них появляются собственные планы, например, возможность поставить спектакль малой группой и повезти его за границу, для этого требуется больше свободного времени. Репертуарный же театр требует постоянного присутствия актера на месте. Вообще, если сейчас составить список артистов, ушедших за те 15 лет, что я работаю в Вологде, то наберется целая труппа. Одни приходят, другие уходят. Коллектив обновляется. Хотя, между прочим, не так активно, как следовало бы. У нас сейчас работают ребята, которые пришли 10 лет назад в школу-студию театра. Тогда мы взяли мальчиков и девочек со школьной скамьи, а теперь это уже взрослые люди. Хотелось бы, чтобы в театре появлялось больше новых имен.
- Как сегодня происходит пополнение труппы?
- Испокон веку режиссеры ездили в города, где есть театральные вузы, смотрели дипломные спектакли и приглашали понравившихся актеров. Мне этого делать пока не приходилось. Так получается, что они едут в Вологду сами. К нам приехал мальчик из Иркутска, семейная пара артистов из Волгограда. Правда, в какой-то мере это дело случая: люди оказались в Вологде по личным обстоятельствам. А вообще кадровая проблема существует. Студии у нас нет из-за отсутствия финансирования. Нет и возможности приглашать артистов из других регионов. Как обеспечить людей жильем? У театра одна служебная трехкомнатная квартира. Она полностью занята. Другого жилья нет и не предвидится.
- Как вы относитесь к такому явлению, как антреприза?
- Помнится, одно время даже высказывалась идея закрыть театры и сосредоточиться исключительно на антрепризе. А ведь Россия всегда славилась именно своим репертуарным театром, в афише которого много названий. В нашей, например, 24. Собрать разношерстную команду из актеров разных театров, сыграть какой-нибудь спектакль, желательно без декораций, чтобы на гастролях было меньше хлопот, - это не для нас. Мы должны честно делать свое дело: воспитывать актеров, быть желанными для зрителей, учить их понимать театральное искусство. Такова наша миссия. И это не высокие слова.
- На сцене вашего театра почти не бывает гастролеров. Никогда не увидишь эстрадных звезд, шоу и чего-то подобного. Это принцип?
- Да. Как бы пафосно ни звучали мои слова, но театр - это храм искусства. Я убежден: стоит на его сцене выступить артистам эстрады, как уйдет что-то такое, без чего театр жить не может. Здесь должен быть дух его труппы, его драматургии. Это иная культура. А вот пустить на нашу сцену какой-то другой театр мы будем даже рады.
- Сейчас театры мало ездят на гастроли...
- К сожалению. Гастроли всегда были важной составляющей жизни театра. Поэтому мы счастливы тем, что нам хотя бы раз в год удается ездить на фестивали. А нынешний год оказался вообще богат на поездки. В феврале на проходивший в Пскове Пушкинский фестиваль возили спектакль “Опасные игры”. В мае побывали в Мелихове, на фестивале “Чеховская весна”. В усадьбе писателя играли “Насмешливое мое счастье”. А месяц назад, на фестивале “Золотая крыша” в Ярославле, показали “Девушку, которая вышла замуж...”, чем дали повод для бурных обсуждений собравшимся там театральным критикам. Это в какой-то мере заменяет гастроли, но не до конца. Актеры же по своей природе очень любят выезжать куда-нибудь на месяц, жить в гостинице, видеть в зале другие лица. Это питает театр. Но, увы, сегодня любые гастроли убыточны.
- Борис Александрович, бывает ли у вас свободное время и как вы отдыхаете?
- Я не выношу свободного времени. Я не помню, когда у меня в последний раз был полноценный выходной. Например, в понедельник театр не работает, но еще не было случая, чтобы я в этот день туда не пришел. Если даже нет репетиций, мне всегда есть чем заняться как руководителю. По электронной почте постоянно приходят новые пьесы, их надо читать. А потом, театр для меня не работа, а стиль жизни. Вне театра мне скучно.
- Как вы относитесь к переменам в драматическом театре? Не боитесь конкуренции?
- Слава Богу, что туда наконец пришел новый, молодой режиссер. Будем надеяться, что ему удастся сдвинуть дело с мертвой точки и сделать хороший театр. Заметьте: не такой же, как наш, а свой, самобытный. Я был бы этому только рад. Ведь как председатель Вологодского отделения СТД, я беспокоюсь обо всех театрах.
- Что нового покажет зрителям театр для детей и молодежи в ближайшем будущем?
- Я мечтаю поставить “Три сестры”. Пьеса в работе. У художника-постановщика Степана Зограбяна уже готов макет, художник Ольга Резниченко “сочиняет” костюмы. Степан и Ольга должны приехать в Вологду после 20 декабря (напомню, они живут в Ростове-на-Дону. - М.Г.), и мы начнем прорабатывать техническую часть спектакля. Я к этому времени должен распределить роли. Это очень сложный процесс. Для этой пьесы, как ни для какой другой, весьма важно подобрать идеальную компанию. И если по поводу мужских ролей я уже почти определился, то с женскими ясности пока нет. Мне не хотелось бы приглашать кого-то со стороны, хочется обойтись своими силами. Если все будет хорошо, мы выпустим спектакль в конце марта - начале апреля. В планах - “Маленький принц”, к которому уже готова инсценировка, “Каникулы в Простаквашино”. Музыкальный руководитель театра Марина Ястребова заочно учится в Ярославле на режиссерском факультете, и “Каникулы...” станут ее дипломной работой. Есть и другие задумки. Например, поставить спектакль совместно с французскими коллегами. Правда, для этого театру, скорее всего, понадобится поддержка спонсоров. А сейчас мы готовимся к Новому году, репетируем сказку “Конек-горбунок”. Премьера намечена на 26 декабря. К слову, хочется поблагодарить главу Вологды Алексея Якуничева и генерального директора “Вологдаэнерго” Валентина Санько за помощь в подготовке спектакля. Если он получится удачным, в мае хотим повезти его в Москву, на фестиваль спектаклей для детей.
Комментарии читателей Оставить комментарий