Знай наших!

Год Лошади — хороший повод привлечь внимание к коневодству
Чем выше благосостояние государства, тем большее внимание в нем уделяется лошади, считает главный специалист отдела животноводства по коневодству Минсельхозпрода РБ Акрам Хусаинов. Обычай гордиться наличием в конюшне чистокровных четвероногих красавцев достался нам от далеких предков. Сказочное «полцарства за коня» сегодня звучит как «полмиллиона долларов за жеребца». Лучшим и самым этичным подарком для первых лиц государств по-прежнему считается лошадь.
Россия может похвастаться своими знаменитыми орловскими рысаками, крепкими, выносливыми и в то же время удивительно красивыми. Они пережили многое, оказавшись на грани исчезновения после гражданской войны. Сегодня же наблюдается новый всплеск интереса к ним. В декабре во Франции прошли Дни России. Тамошних избалованных жителей мы «взяли» именно орловскими рысаками. Из двенадцати, участвовавших в бегах, три — Бомонд, Магнат и Кочет — воспитанники Уфимской госконюшни. В первом заезде лучшим оказался Бомонд, Магнат пришел третьим, Кочет — четвертым. Второй день выдался для них тоже весьма удачным. Бомонду опять не было равных, Магнат был вторым, а Кочет — шестым. Последствия красивой победы Бомонда не заставили себя ждать. Его в качестве производителя хочет видеть Московский конный завод, поступают заявки и на Магната.
На такой успех башкирских лошадей мало кто рассчитывал. Одна деталь. Татарская делегация прилетела в Париж аж в количестве восьмидесяти человек, в то время как наших было всего трое. Если уж мы привыкли считать, что коневодству у нас уделяется должное внимание, что тогда говорить о Татарстане... В соседней республике скорее всего сделали на эту отрасль ставку. И неспроста. Разведение породистых лошадей — это престижно и выгодно. Благодаря красивой победе Бомонда, к примеру, на французских трибунах зазвучали фразы «из Башкирии, центральной части России».
— Бытует еще расхожее мнение, что лошадь — животное убыточное, — сокрушается Акрам Ахметович. — Конечно, в принципе, развалить можно любое дело. А я в пику приведу такой пример. В Краснодарском крае есть конный завод «Восход», рентабельность которого в прошлом году составила 178 процентов. Майкопское ГУП «Адыгейское», где занимаются разведением рысистых лошадей, вообще с рентабельностью 204 процента год закончило. Возьмем наши предприятия. Конечно, до таких показателей они еще не доросли, но тем не менее... Уфимский конный завод в прошлом году реализовал 130 тонн кумыса. Если учесть, что литр этого целебного напитка стоит уже тридцать рублей, доход вышел неплохой. Кроме того, предприятие в том же 2001-м продало пятьдесят голов рысистых коней. Одна такая лошадка на более чем триста тысяч рублей потянет. А у агрофирмы «Родина» Ермекеевского района ведущие конезаводы покупают полуторалеток. По сути, жеребенок идет за пять тысяч долларов, разве убытком здесь пахнет? Просто пора наводить порядок в отрасли. Есть программы по ее поддержке, надо эффективно использовать их. Витает в воздухе идея создания в республике центра по коневодству, который мог бы реально помогать начинающим коневодам, собирать опыт преуспевших в этой отрасли. Объединившись, горы можно своротить.
Увлеченность моего собеседника лошадьми просто зажигает. Оказалось, вся его жизнь так или иначе связана с этими красавцами. Работал в госконюшне, на ипподроме, а когда из-за семейных обстоятельств пришлось переехать в деревню, подался в колхоз. Там наслушался всего, что сводилось к мысли, мол, невыгодное это дело — на лошадей ставку делать, лучше бы коровами занялся. Но те мытарства все же не прошли даром. Нескольких деревенских ребят Хусаинов сумел заинтересовать своим любимым делом. Один из них сейчас учится в Москве, в сельскохозяйственной академии имени Тимирязева по специальности «коневодство», другой стал ветеринаром.
Как говорит Хусаинов, увлечение лошадьми, как неизлечимая болезнь, никогда не проходит.
Комментарии читателей Оставить комментарий