ЗАСЛОН ПОСТАВИЛ МИНИСТР ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ Г-Н АРТЮХОВ ПРОЕКТУ СТОИМОСТЬЮ 13 МИЛЛИОНОВ ДОЛЛАРОВ

В селе Эссо прошла встреча жителей Быстринского района с директором природных парков Камчатской области В.Меньшиковым и координатором камчатского представительства ПРООН Ю.Кармадоновым, на которой обсуждалась ситуация с задержкой реализации проекта ПРООН/ГЭФ "Демонстрация устойчивого сохранения биоразнообразия на примере четырёх охраняемых территорий Камчатской области" и проблемы по работе с проектом Всемирного Фонда Дикой Природы "Панда-связь".
Камчатка - один из немногих уголков планеты, где ещё есть обширные пространства нетронутой природы и остается возможность сохранить это имеющее мировое значение уникальное биоразнообразие. Наш полуостров, на котором уместились бы Германия, Австрия и Швейцария, вместе взятые, протянулся почти на 1500 км и включён в список 200 глобально значимых экорегионов планеты, составленный Всемирным Фондом охраны дикой природы. Исторически биоразнообразие Камчатки было надёжно защищено благодаря удаленности, сложному рельефу, а позже - стратегическому военному значению территории. Однако за последние десятилетия экономических реформ и социальных потрясений ситуация резко ухудшилась. Сегодня, когда регион стал "открытым" для гостей и туристов, экономическое положение местного населения ухудшается, а бюджетное финансирование охраняемых территорий (ООПТ) резко сократилось, появляются и набирают силу серьёзные угрозы сохранению биоразнообразия Камчатки и самим ООПТ. Это может привести к росту организованного браконьерства, бесконтрольному доступу и неуправляемому использованию охраняемых территорий , в т.ч. ре-креационным, чрезмерной эксплуатации местным населением природных ресурсов, и в конечном итоге - к существенному снижению мировой значимости охраняемых территорий.
Быстринский природный парк - это основа (пока в большей степени благодаря своему географическому положению) всей системы ООПТ Камчатки, и, кроме того, он в 1996 г. признан участком Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Сознавая, что государству не хватает средств на развитие парка и приемлемых условий жизни проживающего здесь населения, инициативной группой (учёные, Дирекция природных парков Камчатки, Администрация Камчатской области, население Быстринского района) было подано обращение в службу Программы развития ООН (ПРООН) за финансовой помощью. К 2000 году камчатскими и зарубежными специалистами был разработан комплексный проект по охране и развитию четырёх особо охраняемых территорий Камчатской области (Быстринский и Налычевский природные парки, Кроноцкий государственный биосферный заповедник и Южно-Камчатский государственный заказник). Этим планом, кроме прочего, предусматривается развитие альтернативных источников существования местного населения и создание новых рабочих мест в инфраструктуре района (где сегодня безработица охватила уже 60% населения, а среди коренных жителей достигает 90%), а также поддержку родовых общин коренных национальностей, сохранивших традиционный уклад жизни.
Проект прошел все согласования с Госкомэкологией, и сегодня для Быстрин-ского района он является единственной перспективой создать условия для достойной жизни людей. Реализацию проекта планировалось начать в феврале этого года, но выяснилось, что министр природных ресурсов В.Г.Артюхов, как руководитель министерства, назначенного национальным исполнительным агентством, до сих пор не подписал проект. В ответ на официальный запрос ПРООН г-н Артюхов своим условием поставил перечисление всей суммы проекта на счёт МПР: дескать, мы сами сможем проконтролировать расходование средств. Что в переводе с бюрократического языка на общепонятный означает: на нужды проекта пойдёт столько, сколько останется... А уж за примерами, "сколько останется", ходить далеко не надо: на сайте Счетной палаты можно увидеть, как безнаказанно сотни миллионов долларов бесследно исчезают в недрах министерств (в том числе и МПР).
В ответ на твёрдую решимость ПРООН проводить все финансовые операции по осуществлению проекта под своим контролем, г-н Артюхов потерял всякую заинтересованность в проекте стоимостью 13 миллионов долларов. Неократные обращения к министру природных ресурсов России (в том числе губернатора Камчатки и представителей ООН), ни к чему не привели. Многодневные ожидания представителей ПРООН в приёмной всегда занятого неотложными делами государственной важности министра тоже не принесли результата. А то, что затягивание с реализацией проекта не только подрывает веру населения района в государство, усугубляет чувство оторванности, невостребованности и безысходности, но реально ведет к обнищанию населения и вымиранию коренных жителей, уничтожению их культуры, г-на Артюхова абсолютно не волнует.
Вдуматься только: России дают безвозмездно деньги - улучшайте экологию, поднимайте экономику особо охраняемых территорий, создавайте условия для возрождения национальных традиций. И все это лишь при одном условии: контроль за расходованием средств вести будет ПРООН, ибо чиновники вороватые у вас. Серьезность своих намерений ПРООН подтвердила, переведя в Россию деньги - которые уже третий месяц работают на Россию, наращивая проценты на банковском счете. Но так не будет тянуться до бесконечности: если в самое ближайшее время г-н Артюхов не подпишет проект, ПРООН направит деньги в другую программу - куда-нибудь в Индию или страну африканского континента, главным отличием которых от России будет только то, что там работают любящие свою страну министры природных ресурсов.
Проект "Панда-связь", в отличие от ПРООНовского, уже давно действует, но проблемы возникают и с ним. На территории Быстринского района действуют 8 радиостанций: 6 "Кенвудов" и 2 "Яшмы" (три радиостанции в ремонте). Все радиостанции, выдаваемые по проекту "Панда-связь", принадлежат Дирекции природных парков и находятся в ведении Быстринского парка. Радиостанции выдаются во временное пользование и на довольно жёстких условиях: стационарное расположение рации в согласованном с парком месте и обязательство ежедневно выходить на сеанс радиосвязи, передавать информацию по экологической обстановке местности (лесных пожара, всевозможных лесонарушениях, фактах браконьерства и т.д.). В случае некорректной эксплуатации (использования не по назначению, небрежного обращения) или просто изменения оперативной обстановки парк имеет право передать станцию другому пользователю. И обид тут никаких не должно быть: это не спонсорская безвозмездная помощь, а инструмент для улучшения природоохранной деятельности парка. Польза тут обоюдная: дирекция парка отслеживает оперативную экологическую обстановку по всей территории парка, а пользователь, кроме оперативной помощи в экстренных случаях, получает возможность пообщаться со своими родными и близкими. При этом все траты на эксплуатацию радиочастот несёт Дирекция, она же обеспечивает организационное содействие в ремонте и консультативное обслуживание.
Тем не менее, на практике не все оказывается беспроблемно. Так получилось с базовой радиостанцией "Кенвуд", которую в свое время закрепили за ТОО "Оленевод". Но базовая станция должна быть на приёме как минимум 8 часов непрерывно, а там могли выходить на связь 2 раза в день - что ни Дирекцию, ни пользователей не устраивает. А вот предложение временно исполняющего обязанности директора Быстринского лесхоза А.Сметанина разместить у них как базовую "Кенвуд" из ТОО "Оленевод" всех бы прекрасно устроило. В лесхозе есть мощная радиоантенна, радиооператор, постоянно находящийся на связи, и обслуживание "Кенвуда" для него не составит хлопот. Казалось бы, польза обоюдная - ведь в своевременном обнаружении пожаров и лесонарушений лесхоз тоже заинтересован. А пользователям удобно, что не надо подлаживаться к установленному времени выхода на связь. Кроме того, иногда "связь по расписанию" чревата серьезными последствиями. Ведь с пожарами как бывает: порой очажок площадью в один квадратный метр за пару часов охватывает до сотни гектаров. И если возгорание появилось утром, а сеанс связи в 16 часов, то, пока по цепочке сообщение дойдет до спасателей - уже вечер, вертолеты не летают, тушить в ночное время запрещено по технике безопасности. На следующий же день в лучшем случае к 11-12 часам забросят лесников на кромку пожара. То есть теряются почти сутки. И участок, где вчера можно было справиться с огнем с минимальными затратами, сегодня - уже огромная территория, и этот пожар остановить уже намного труднее. В общем, преимущества базовой станции в лесхозе очевидны. Для оленеводов выделили бы время на переговоры с родственниками. А в лесхоз передали бы и радиостанцию "Яшма" для целевого использования при тушении лесных и тундровых пожаров. Но тут вмешалось вышестоящее лесхозовское начальство: и помещения уже нет, и ставку радиооператора авиалесоохране передали, и на одну антенну 2 радиостанции подсоединить нельзя, и т.д., и т.п. А по сути тут только равнодушие и леность чиновников, ограждающих себя от лишней мороки.
На собрании было решено направить письма Президенту и Председателю правительства с просьбой ускорить разрешение патовой ситуации по ПРООНовскому проекту. Для людей, живущих на отдаленных территориях, очень важно знать, что они граждане уважаемого государства, которым управляют достойные, дальновидные люди, способные прогнозировать, контролировать и влиять на ситуацию. Мы все очень рассчитываем на содействие первых лиц государства и все еще надеемся, что безвозмездное финансирование проекта, способного улучшить жизнь многих людей и поднять престиж страны, все-таки в ближайшее время начнется.
Комментарии читателей Оставить комментарий