НЕСПРОСТА СУДЬБА ИХ СВЕЛА...

Указ о присуждении звания "Заслуженный летчик Российской Федерации" начальнику авиационного отдела СВРУ генерал-майору В.Е.Чертищеву Президент России подписал 11 апреля. В День пограничника, 29 мая, Валерию Евгеньевичу вручат эту государственную награду - специальный знак и удостоверение к нему.
Обладателей этого почетного "титула" и в России совсем немного, а в Северо-Восточном региональном управлении пограничной службы всего несколько человек. С одним из них Чертищев лично хорошо знаком - подполковником Василием Николаевичем Павловым, бывшим командиром Магаданской эскадрильи, который сейчас командует отдельной авиачастью у нас на Камчатке. Летчики знают, что это звание в авиации одно из самых почетных, а уж как показатель профессионализма - наивысший. Так что привыкать носить столь почетный знак на своем парад-ном кителе Валерию Евгеньевичу предстоит, пожалуй, не то что не один день - не один месяц. Ведь даже погоны генерал-майора, надетые в декабре прошлого года, ему и сегодня еще не стали "совсем родными" - а, казалось бы, что может быть более естественным для офицера, чем очередная ступенька по служебной лестнице? Конечно, полковничьи звезды часто бывают "потолком" карьеры у кадрового военного, но для Чертищева они вряд ли могли стать итогом всей службы.
Афганистан, Туркменистан, Чечня - эти три "горячие" территории поочередно и проверяли его, и закаляли, и были профессиональной школой военного. Хотя сам Валерий Евгеньевич считает, что по-настоящему воевал он только в Афганистане - когда, кстати, он был совсем молодым лейтенантом, только-только закончившим Сызранское высшее военное училище летчиков. Получил направление в Дальневосточный пограничный округ и службу начинал в Благовещенске. Тогда как раз начинались афганские события, и летчиков округа периодически направляли на боевую стажировку. То есть на срок от 45 до 60 суток они откомандировывались в один из трех городов, где базировалась авиация так называемого ограниченного контингента. Боевых вылетов было много. Помнятся Чертищеву сложные операции, когда на его глазах разбивались вертолеты друзей. Об этом тяжело думать ему и сегодня. Помнятся и "обычные" вылеты - для высадки десанта при зачистке районов, для вывозки раненых (и погибших), для доставки продовольствия. Валерию Евгеньевичу везло - его вертолет не пострадал ни от пуль, ни в сложнейших горных ущельях. И сам он тоже. Так что в Высшую Академию имени Гагарина - продолжать образование - он поехал молодым, здоровым и закаленным войной.
А в Средней Азии и на Кавказе воевать не пришлось. В Туркменистане, например, где он командовал отдельной авиационной группой, хотя обстановка в граничащем с Ираном и Афганистаном районе была тревожная, но до серьезных конфликтов дело не доходило. Российские летчики помогали охранять границу туркменским военным, которые только создавали свои пограничные войска. Самое трудное было, вспоминает Валерий Евгеньевич, приспособиться к тамошнему поистине знойному климату, ведь город Мары, где базировалась авиагруппа - центр пустыни Каракум. В Северо-Кавказском пограничном округе, куда Чертищева назначили командующим авиацией в 1997 году, ему тоже повезло. В это время, когда первая Чеченская война уже закончилась, а вторая еще не началась, в "горячей" республике было затишье, и авиация пограничного округа к работе в Чечне не привлекалась - летчики охраняли воздушные границы России с Грузией, Абхазией, Азербайджаном, и над Черным и Каспийским морями.
В перерывах между назначениями в "горячие" точки Валерий Евгеньевич учился - сначала в Академии имени Гагарина, потом в Академии Генерального штаба. И служил - в Забайкалье, Петрозаводске. На Камчатку первый раз он попал в 1989 году, а потом уже в 2000-м. Надолго ли останется здесь? Ждут ли его новые назначения, сколько их будет и куда - кто знает? У пограничников вся жизнь - это новые назначения и бесконечные переезды, переезды, переезды... Конечно, быт "на колесах" утомителен и сопряжен со множеством проблем. В том числе и семейных. Но с семьей-то Чертищеву повезло, как он признается, больше всего в жизни. И как, наверное, мало кому еще. Свою Розу, выпускницу московского Плехановского института с распределением в столице, он увез на Дальний Восток. Ей не обязательно было уезжать в такую даль, но она сказала мужу: "Как ниточка за иголочкой буду за тобой ездить". И своему обещанию не изменила. Они дружили со школы, но знакомы, как выяснилось, с яслей - в домашних альбомах нашли фото своей ползунковой группы. Сначала удивились, а потом пришли к выводу: неспроста судьба их свела.
"Ближе и дороже человека у меня нет", - говорит Валерий Евгеньевич о своей жене. И еще, что, возможно, только ей - которая всегда рядом, всегда заботливая и внимательная, всегда любящая и готовая за мужем на край света - он обязан своей состоявшейся карьерой.
Комментарии читателей Оставить комментарий
В Йошкар-Оле был шнырём у капитана первого ранга Титаренко. Лётчик....позорище...