ПО ХВОСТУ НА ВСЕ ЛЕТО

ИМЕННО ТАК ОБЕСПЕЧЕНЫ РЫБОЙ КОРЕННЫЕ ЖИТЕЛИ КАМЧАТКИ
В годы социализма рыбная промышленность Камчатки развивалась путем укрупнения перерабатывающих мощностей. Строились рыбозаводы и развивалась социальная сфера прибрежных поселков, происходило их укрупнение за счет ликвидации маленьких национальных сел. Аборигенам пришлось трудоустраиваться на рыбозаводы и осваивать новые профессии. В основном их труд применялся на не требующих квалификации местах, их приглашали в основном в качестве подсобных рабочих. Но, вместе с тем, оставались еще рыбалки в устьях рек, где коренные жители могли использовать свои навыки сетного лова лосося. Рыба была в достатке, и вопрос о каком-либо особом лимите на традиционное питание не поднимался. Однако государство выделяло той части коренного населения, которая не была занята в рыбной отрасли, определенную квоту. Она составляла где-то 100 килограммов на одного человека, а где-то - до 200.
В период же "дикой прихватизации" основные средства рыбодобывающих предприятий перешли в руки наиболее активной части населения, но отнюдь не коренных жителей Камчатки. Началась борьба за выживание. Рыбные ресурсы стали объектом активного браконьерского промысла. Рыба и икра стали главным источником дохода нетрудоустроенной части населения, большинство из которого составляли коренные народы.
В течение последних лет органы государственной власти и местного самоуправления стали "проявлять особую заботу" о коренных малочисленных народах Севера (КМНС). В начале 90-х годов, когда стали организовываться ассоциации КМНС, им были переданы вопросы обеспечения аборигенов рыбой. Люди пошли в ассоциации с надеждой получить традиционный продукт питания, они составляли списки, поднимали архивные справки, чтобы подтвердить свою принадлежность к коренным малочисленным народам. Из их числа были созданы бригады, которые занимались добычей и доставкой рыбы. На первом этапе все было нормально. Но потом возник вопрос о возмещении затрат на приобретение и содержание орудий и средств лова, возмещение транспортных расходов. Тогда некоторые посчитали, что им проще будет обойтись совсем без рыбы. Но осталась категория людей, для которых она оставалась необходимой.
Что происходит в настоящее время? Традиционное питание из национальной категории перешло в социальную. Не решая в целом проблем коренных малочисленных народов, органы власти решили удовлетворить естественную потребность КМНС в традиционном питании за их счет. Во-первых, передали все функции по составлению списков и распределению рыбы (без соответствующих материальных ресурсов) общественной организации - ассоциации, которая существует только за счет членских взносов, а теперь спрашивают с нее за обеспечение рыбой каждого коренного жителя. Но ведь не каждый абориген является членом ассоциации.
Во-вторых, появились сблокированные квоты, т.е. лимит на личное потребление КМНС сблокировали с социальными квотами муниципальных образований и передали на освоение рыбодобывающим предприятиям. При этом, коренной житель из своего лимита должен возместить предприятию затраты на вылов, хранение и доставку рыбы. Ярким примером может служить договор, составленный в Быстринском районе. Общественная организация в лице С.В.Комаровой, в общем-то, не имеющая полномочий представлять интересы всего коренного населения, выступает в роли заказчика и поручает ООО "Дельта-Фиш" вылов выделенных лимитов. Расчеты по договору ведутся следующим образом - заказчику 45%, исполнителю - 55%. Итого, на зиму аборигену достанется 30 кг мороженой рыбы. А может случиться, что, как и в предыдущем году, привезут аборигену взамен лосося морскую рыбу. В этом договоре в роли заказчика выступает и администрация Быстринского района. С ЗАО "Быстринское" договариваются о том, что оно берет с аборигена за услуги по вылову и доставке только 30%. Очень странно прозвучал ответ представителя администрации на вопрос - "А где же икра?": "Мы обязаны обеспечить вас рыбой, а икра - это совсем другой продукт". Коротко и все понятно. Это только один пример. Вероятно, точно так же обстоят дела и в других районах.
Как же на самом деле расшифровывается термин "традиционное питание"? Наверное, в первую очередь, это самостоятельный вылов рыбы аборигеном, ее переработка и заготовка. Именно процесс вылова, обработки и заготовки, участие в нем членов семьи, обязательно детей, могут способствовать сохранению национальных традиций. Сегодня же мы видим, как аборигены сидят на бревнышках по 4-6 часов в ожидании, когда же подвезут рыбу и начнут ее раздавать, "на блюдечке с голубой каемочкой". На летнее потребление КМНС Быстринского района определено на одного человека: кета - 10,5 кг, нерка - 3,7 кг, кижуч - 2,9 кг, чавыча - 0,5 кг. Судите сами - рыбу делят на кусочки, чтобы раздать по норме. Какое же это традиционное питание, если на все лето аборигену достается хвост или голова?
Как можно решить эту проблему? Однозначного ответа нет. Но, как вариант, можно определить места лова (традиционные, которые были освоены предками), предоставив коренным жителям самим (семьями или бригадами) право вылавливать рыбу. Чтобы они могли всей семьей, все вместе выезжать на рыбалку, ловить и заготавливать рыбу на зиму. Каким способом? А это их право на традиции - могут квасить, могут солить или заготавливать юколу. Самое важное, что должны сегодня сделать органы власти - это создать необходимые условия, определить порядок (в том числе и порядок контроля со стороны природоохранных органов и органов охраны правопорядка) нахождения людей на этих рыбалках.
Можно услышать в ответ, что у коренного населения нет ни сетей, ни лодок. Но, сколько средств израсходовано по так называемым программам социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера? Уж на них-то можно было приобрести и сети и лодки, и горючесмазочные материалы на десять лет вперед. Немало денег уходит сегодня и на разработку, на обоснование различных программ, создание баз данных.
Так или иначе, уходить от решения проблемы коренных малочисленных народов Камчатки нельзя. Наверняка кто-то скажет, что под крышу национальных рыбалок полезут профессиональные браконьеры, пусть и такое возможно. Но надо искать выход из этой ситуации. Необходимо создать условия для сохранения коренными малочисленными народами Камчатки своих традиций, обычаев и культуры.
Комментарии читателей Оставить комментарий