КОММУНАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИКА К ЗИМЕ НЕ ГОТОВА

В прошлом номере "НКП" сообщалось, что 15 августа в Петропавловске прошло совещание по вопросам подготовки электроэнергетики и жилищно-коммунального хозяйства Камчатской области к работе в осенне-зимний период 2002-2003 годов и состояния региональных финансов, в котором принимали участие заместитель министра энергетики РФ В.В.Кудрявый и группа ответственных работников Минэнергетики, Минэкономразвития, Минфина России, РАО "ЕЭС России", ОАО "НК Роснефть". Также была опубликована итоговая часть протокола этого совещания, где приводится перечень мер, необходимых для обеспечения подготовки, прохождения предстоящего отопительного сезона и для реализации перспективных работ по улучшению топливно-энергетического баланса Камчатской области.
Сегодня "НКП" предлагает читателям познакомиться с первой частью протокола, в которой дается анализ сегодняшнего состояния энергетики, хода ремонтных работ, завоза топлива, проблем жилищно-коммунального хозяйства. Эта информация будет интересна жителям области.
Совещание отмечает, что в настоящие время в Камчатской области разработаны и действуют мероприятия по подготовке к работе в зимних условиях, в том числе:
- согласована "Программа системных мер по подготовке ОАО "Камчатскэнерго" к работе в осенне-зимний период 2002-2003 гг.;
- утверждены объемы и сроки заготовки топлива по муниципальным образованиям через Комитет по ТЭК, транспорту, связи и ЖКХ Администрации Камчатской области;
- во всех предприятиях выпущены соответствующие приказы и утверждены графики эксплуатационных и ремонтных работ, а также сроки ввода объектов, влияющих на надежность энергоснабжения потребителей в отопительный сезон.
По состоянию на 15 августа 2002 г. положение с выполнением работ по подготовке к работе в зимних условиях характеризуется следующими показателями:
ОАО "Камчатскэнерго"
1. Разработана и согласована в части взаимоотношений с администрациями Камчатской области и Корякского автономного округа "Программа системных мер по подготовке ОАО "Камчатскэнерго" к работе в ОЗП 2002 - 2003 г.г."; ОАО "Камчатскэнерго" разработаны и выполняются мероприятия по подготовке оборудования к осенне-зимнему периоду 2002 - 2003 г.г. в соответствии с календарным планом.
2. План ремонта оборудования на электростанциях и электрических сетях в основном выполняется в соответствии с утвержденными графиками на уровне 70-75% от годовых объемов. Однако за месяц до начала отопительного сезона ремонт тепловых и электрических сетей и дизель-генераторов изолированных районов выполнен лишь на 50-55%.
3. Создание запасов топлива на электростанциях отстает от графика. Запас мазута составляет 15,0 тыс. тонн при задании на 1 октября 2002 г. - 55 тыс. тонн.
Запас дизельного топлива - 2 тыс. тонн., при необходимых на 1 октября 2002 г., по мнению комиссии, 5,5-6,0 тыс. тонн.
4. Финансовое положение ОАО "Камчатскэнерго" характеризуется следующими цифрами: дебиторская задолженность составляет 3 096 млн. рублей. Кредиторская задолженность - 10 549 млн. рублей.
Сбор средств с потребителей тепловой и электрической энергии за 7 месяцев составил 2 120 млн. рублей, или 104,0 %. Кредиторская задолженность за этот период снизилась на 91,0 млн. рублей. Дебиторская задолженность - на 131,0 млн. рублей.
Основными должниками за энергию являются:
- потребители жилищно-коммунальных хозяйств, долг которых составляет 1300 млн. рублей. За семь месяцев текущего года задолженность уменьшилась на 111,0 млн. рублей;
- потребители, финансируемые из Федерального бюджета - 100 млн. рублей;
- хозрасчетные потребители Минобороны России (44-х ГПЭС). Долг указанных потребителей составляет 304 млн. рублей;
- администрация Камчатской области, долг которой составил 178 млн. рублей по обязательствам, принятым в соответствии с подписанным "Соглашением о взаимодействии по стабилизации поставок энергии и обеспечению устойчивого энергоснабжения потребителей Камчатской области в 2001 году, а также нормализации расчетов в 2001-2003 годах". В свою очередь, ОАО "Камчатскэнерго" имеет кредиторскую задолженность:
- перед ОАО "НК Роснефть" в размере 921,6 млн. рублей, в том числе просроченная задолженность по Соглашению на реструктуризацию задолженности по состоянию на 01.08.2002 г. составляет 185 млн. рублей;
- суммарный долг перед подрядными организациями - 28, 0 млн. рублей;
- задолженность перед ино-странными поставщиками за поставленное в 1996-1998 г.г. топливо - общий долг 252,2 млн. долларов США, в том числе 153,7 млн. долларов процентные платежи. Данная задолженность представляет серьезную проблему в регионе. ОАО "Камчатскэнерго" не имеет собственных источников для ее погашения, кредиторская задолженность более чем в три раза превышает дебиторскую, непокрытые убытки прошлых лет составляют 6901,2 млн. рублей. В сложившейся ситуации без помощи РАО "ЕЭС России" решение данной проблемы не представляется возможным.
На финансирование текущих поставок топлива в III квартале текущего года ОАО "Камчатск-энерго" необходимо 644,0 млн. руб., в том числе:
- на поставки мазута - 498,4 млн. руб.;
- на поставки дизельного топлива - 140,9 млн. руб.
Источниками финансирования являются:
1. Кредитная линия, оформленная под гарантии РАО "ЕЭС России" в АК "Московский муниципальный банк - Банк Москвы" - в объеме 180 млн. руб., из которых в июле получено и использовано на оплату поставок 79 млн. руб.; в августе предполагается использовать 51 млн. руб.; в сентябре - 50 млн. руб.
2. Кредитные ресурсы банков Камчатской области в объеме 84 млн. руб., из которых получено и использовано на оплату поставок в июле -15,0 млн. руб, в августе предполагается использовать 45,0 млн. руб., в сентябре - 24,0 млн. руб.
3. Субвенция на компенсацию тарифов на электроэнергию из федерального бюджета в объеме 228,528 млн. руб., из которых на оплату топлива в июле было использовано 64,4 млн. руб.
4. Субвенция на компенсацию разницы в тарифах из регионального бюджета в объеме 58,78 млн. руб. (предназначена для обеспечения поставок дизельного топлива в Камчатской области).
5. Выручка от реализации электроэнергии по собственным потребителям в сумме 100 млн. руб. Кроме того, выручка от реализации электроэнергии в сумме 130,0 млн. руб в августе-сентябре будет направлена на погашение кредитов, полученных под гарантии РАО "ЕЭС России". Указанных источников финансирования достаточно для обеспечения поставок III квартала.
Проведенные расчеты показывают:
Тарифы на электроэнергию для ОАО "Камчатскэнерго" позволяют обеспечить текущие поставки мазута и дизельного топлива в IV квартале 2002 г. и I квартале 2003 г, стоимость которых составляет около 1225,1 млн. руб.
Однако остается нерешенным вопрос погашения долгов за импортные поставки топлива и погашения задолженности за поставки мазута ОАО "НК Роснефть". Общая сумма этих долгов составляет более 8,7 млрд. рублей. Иски этих кредиторов могут полностью подорвать финансовое положение ОАО "Камчатскэнерго".
Развитие энергетики
области за счет собственной ресурсной базы
В предстоящий отопительный сезон для снижения расхода дорогого топлива необходимо обеспечить устойчивую работу Толмачевских ГЭС мощностью 20 МВт, Верхне-Мутновской ГеоЭС мощностью 12 Мвт и устойчивую работу вновь вводимой Мутнов-ской ГеоЭС мощностью 50 Мвт.
Из перспективных работ важнейшей является осуществление проекта газификации Камчатской области. На 1.08.2002 года объем капитальных вложений по объекту составил 92,2 млн. долларов США.
В настоящее время из-за отсутствия финансирования, работы на строительстве объекта практически остановлены, что ставит на грань разрыва Соглашение о кредите с Чешским Торговым Банком о предоставлении кредита в объеме 52,2 млн. долларов США.
Поручения Президента Российской Федерации (№ Пр-1731 от 29.08.2000 и № Пр-Зб8 от 21.02.2001), данные Правительству Российской Федерации в части принятия мер по исправлению критической ситуации, не реализованы в полном объеме.
Не исполняется Распоряжение Правительства РФ № 1525-р от 17.11.2001 о вхождении в состав акционеров ОАО "Камчатгаз-пром" (заказчика строительства) ОАО "НК "Роснефть" с долей участия в уставном капитале в объеме 51 %.
Выделяемых средств из федерального бюджета в рамках ФЦП "Энергоэффективная экономика" крайне недостаточно для обеспечения программы строительства. Решение, принятое в текущем году на совещании в Правительстве РФ, об увеличении ассигнований по проекту до настоящего времени не реализовано.
Коммунальная энергетика
1. План ремонтных работ по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства Камчатской области выполнен по жилищному фонду на 50 %. Однако крайне неудовлетворительно идет подготовка источников и сетей теплоснабжения. Так, котельных отремонтировано всего 7%. Наибольшее отставание имеют ремонтные работы в г.Петропавловске-Камчатском, Соболевском и Елизовском районных муниципальных образованиях.
2. Не выполняется задание по накоплению запасов топлива в коммунальном хозяйстве. По состоянию на 15.08.2002 г. завезено 38% угля от необходимого количества. Средствами Северного завоза финансируется 50 тыс. тонн угля для районов Камчатской области, которые относятся к ограниченным срокам завоза грузов. Для оплаты 80 тыс. тонн угля для других районов области источник финансовых средств в настоящее время не определен. Дефицит средств на закупку угля составляет 130 млн. рублей.
Потребность в топочном мазуте для нужд предприятий жилищно-коммунального хозяйства на 2002 год составляет 60,0 тыс. тонн. До сих пор закладка мазута не начата, это связано с тем, что источников в размере 312 млн. рублей нет. Кроме этого необходимо вернуть топочный мазут, заимствованный из Госрезерва в объеме 74,3 тыс. тонн, а также рассчитаться за поставки прошедшего отопительного сезона на сумму 67,5 млн. руб.
Таким образом, дефицит средств на обеспечение поставок топлива предприятиям ЖКХ составляет 895,86 млн. рублей.
Неудовлетворительное положение с финансированием предзимних работ связанно с тем, что предельная стоимость предоставления жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м. общей площади жилья в месяц по установленным, экономически обоснованным тарифам по итогам первого квартала 2002 года составила 79,8 рубля. Ожидаемая предельная стоимость на 2002 год по прогнозу администрации Камчатской области составит 93,7 рубля, что на 41,4 рубля или 79% выше установленного федерального стандарта (52,3 руб. на 2002 г.).
Фактический уровень платежей граждан в Камчатской области с учетом реализации мер по социальной защите населения обеспечивает лишь 24% затрат на производство ЖКУ.
Общие потери из-за несоответствия фактической стоимости 1 кв. м. ЖКУ и несоблюдения федеральных стандартов составляют 173,4 млн. рублей в месяц.
В этих условиях администрация Камчатской области принимала следующие меры по выходу из энергетического кризиса, сложившегося за последние годы:
В областном бюджете на 2002 год, при объеме собственных доходов 1763,9 млн. рублей (без учета целевых) на выплату повышенной, в соответствии с Постановлением Правительства РФ заработной платы, работникам бюджетной сферы предусмотрено 848,1 млн. рублей. Кроме того, в целях предотвращения энергетического кризиса обязательным к исполнению является оплата текущего потребления тепло-электроэнергии и водопотребления бюджетных учреждений и организаций. Объем средств на эти цели, в соответствии с Законом Камчатской области "Об областном бюджете на 2002 год", составляет 121,7 млн. рублей. Объем финансовой помощи муниципальным образованиям на завоз топлива без учета средств из федерального бюджета, а также на покрытие убытков ЖКХ, выплату субсидий населению - 679,4 млн. рублей и другие обязательства на сумму 162,6 млн. рублей.
Для обеспечения данных выплат были секвестрованы расходы учреждений областного бюджета на 132,0 млн. рублей. Продолжение практики секвестрования расходов областного бюджета приведет к кризису социальной сферы Камчатской области.
Таким образом, объем расходов, производимых даже по перечисленным укрупненным показателям, составляет 1811,8 млн. рублей, что уже говорит о недостаточности доходов областного бюджета.
В рамках перечисленных параметров можно констатировать, что средств в бюджете области на погашение реструктурированной задолженности перед ОАО "НК Роснефть" и задолженности ЖКХ на общую сумму 2200 млн. рублей в согласованные на 2 года сроки не реальны.
В таких условиях видится, что погашение указанной задолженности должно производиться в более длительные сроки, (10 лет), которые приняты для долгов в федеральный бюджет.
Хронически многолетняя кризисная ситуация в топливно-энергетическом комплексе Камчат-ской области, по мнению комиссии, вызвана следующими основными факторами:
1. Начиная с 1996 года, произошло снижение помощи Камчатской области из федерального бюджета. Область была выведена из разряда дотационных. Объем дотаций для завоза грузов на Северные территории уменьшился с 780 млн. руб. до 245 млн руб. В 1996-99 гг. в бюджет области поступало в средним лишь 60% средств, заложенных в федеральном бюджете. Рост цен в период с 1998 по 2002 гг. на транспортные услуги и топливо вырос более чем в 7 раз. В результате рост кредиторской задолженности областного бюджета поставщикам топлива и производителям услуг вырос с 1320 млн. руб. до 3626 млн. руб, а долги по импортным поставкам, в результате дефолта 1998 года, топлива выросли до 7400 млн. руб.
2. При дотациониости и дефицитности областного и муниципальных бюджетов фактически отсутствуют реальные источники погашения долгов жилищно-коммунального хозяйств ближайшие годы, сумма которых составляет 2462 млн. руб. Это серьезно осложняет все отношения со всеми поставщиками топливно-энергетических ресурсов, в то же время из общей суммы консолидированного бюджета области (6707,9 млн. рублей) расходы на покрытие убытков ЖКХ составляют лишь 1440 млн. рублей, что свидетельствует об отсутствии должного приоритета финансирования работ по подготовке области к работе в зимний период 2002-2003 г.
Расчеты, проведенные администрацией Камчатской области, показывают, что прогнозный дефицит в 2002 году составит 1900 млн. рублей, в том числе 1200 млрд. рублей на жилищно-коммунальное хозяйство.
Комментарии читателей Оставить комментарий