СВОИХ НЕ ВЫДАЕМ

на российско-американской встрече арбитражной группы прозвучало предложение о передаче нарушителей "линии шеварднадзе" американской стороне
С 25 октября по 1 ноября 2002 года в г. Анкоридж (штат Аляска, США) состоялась Российско-Американская рабочая встреча арбитражной группы.
Для участия в ней по приглашению командования 17-го района Береговой охраны США приехала делегация Северо-Восточного регионального управления ФПС, в состав которой вошли начальник группы дознания и производства по делам об административных правонарушениях на море СВРУ полковник юстиции А.В.Монахов, старший юрисконсульт группы дознания и производства по делам об административных правонарушениях капитан юстиции Э.В.Алексеев, старший госинспектор Камчатской государственной морской инспекции И.А.Масякин.
О работе и итогах арбитражной группы корреспондент "НКП" беседует с руководителем делегации Алексеем Владимировичем МОНАХОВЫМ.
- Насколько я знаю, такая встреча за годы сотрудничества с американским БОХР проводилась впервые. Какая перед ее участниками ставилась задача?
А.В.Монахов: - Да, юридические аспекты совместной деятельности в области охраны морских биоресурсов и охраны окружающей среды подробно и углубленно обсуждались впервые за все это время.
25 октября делегацию СВРУ в г. Анкоридж встретили специальный помощник прокурора штата Аляска от 17-го района БОХР США лейтенант командир Элайза Холленд и переводчик Светлана Поттон. В этот же день состоялась первая встреча, на которой российской делегации были представлены начальник юридической службы 17-го района БОХР США руководитель американской делегации капитан 2 ранга Майк Тусли и младший офицер 1-го класса юридического отдела 17-го района БОХР США Джон Зобрак, которые из-за погодных условий в Джуно не смогли прибыть своевременно, с ними мы обсудили график проведения предстоящей встречи.
В соответствии с планом в первые два дня выступала американская делегация, затем российская, далее шел обмен мнениями и подведение итогов.
По предложению американской стороны были рассмотрены вопросы: "Создание вебсайта о международных правилах рыболовства", "Юридические основания для российско-американского сотрудничества в охране морских биологических ресурсов", "Юрисдикция и полномочия американской национальной морской службы по рыболовству, и чем они отличаются от юрисдикции и полномочий американской береговой охраны", а также - на конкретных примерах - действия должностных лиц различных структур США по пресечению правонарушений в сфере охраны мор-ских биоресурсов, по привлечению нарушителей к ответственности. Во встрече принимали участие переводчики, обслуживающие визит, все члены делегации СВРУ и БОХР США, а также госпожа Мичелл Курук - главный прокурор генерального представительства NOAA Вашингтон (Совет национальной администрации по океанологическим и атмосферным исследованиям, организация совмещающая в себе функции Российских Минприроды, Госкомрыболовства; госпожа Курук - заместитель главы ведомства, начальник правового отдела), должностные лица прокуратуры и других связанных с охранной биоресурсов ведомств.
В ходе визита были встречи с Прокурором штата Аляска и его заместителями, судьями штата. Вел встречу капитан 2 ранга Майк Тусли.
С российской стороны для обсуждения были предложены доклады о законодательстве РФ в сфере охраны морских биологических ресурсов, полномочиях и правах должностных лиц федеральной пограничной службы РФ в этой сфере, порядке привлечения нарушителей природоохранного законодательства к различным видам ответственности, о рассмотрении конкретных дел - в отношении правонарушителей капитанов судов "Влада", "Дип Си Харвестер", "Арка-33", а также о мерах Российской Федерации по регулированию рыболовства в Северной части Тихого океана и правах, обязанностях инспекторского состава морских государственных инспекций.
- Что стало итогом обсуждения всех этих вопросов?
А.В.Монахов: - В ходе визита были выработаны предложения по тематике дальнейшей работы юристов Федеральной пограничной службы РФ и БОХР США. Американская сторона планирует дальнейшую встречу по проблемам охраны биоресурсов весной будущего года на Камчатке, где предполагается провести углубленную дискуссию по процессу сбора доказательств и о взаимном содействии российских и американ-ских юристов при привлечении к ответственности нарушителей. Кроме того, мы намерены разработать неофициальный российско-американский протокол (алгоритм) действий органов дознания по охране морских биоресурсов. А также расширить состав участников подобных встреч, включив в их число должностных лиц прокуратуры США и России, и образовать рабочую группу юристов на постоянной стабильной основе для оперативного решения правовых вопросов.
Кроме указанных выше предложений, на мой взгляд, вызывает интерес создание так называемой международной системы мониторинга, контроля и надзора за рыболовством, которая предусматривает и обмен информацией между странами, и должна, по мнению американской стороны, исключить нарушения правил рыболовства.
В этой системе уже участвуют ряд стран и организаций. Кстати, к сотрудничеству в ней приглашаются не только страны, но и заинтересованные министерства и ведомства. Госпожа Курук передала информацию о международной системе мониторинга и предложения о вступлении в нее атташе по рыболовству в Вашингтоне еще более полугода назад, но до настоящего времени ни положительного, ни отрицательного ответа от комитета не получила - чем очень удивлена. Нам, участникам встречи, тоже предоставили материалы по данной системе. Информацию по международной сети мониторинга мы передали своему руководству.
- Что в организации и практике деятельности американских коллег вам особенно понравилось?
А.В.Монахов: - На мой взгляд, очень интересен опыт совместной работы Прокуратуры США и заинтересованных ведомств США в области охраны морских биоресурсов и охраны природной среды.
Представители БОХР и других ведомств, входя в число сотрудников этих ведомств и будучи на довольствии в них, назначаются помощниками прокуроров штатов. Фактически они являются специальными помощниками по линии ответственности, и, имея специальный опыт и знания в конкретной сфере деятельности, расследуют соответствующие дела в составе Прокуратуры. При этом эти помощники обладают всеми процессуальными правами прокуроров, участвуют в судах, предъявляют обвинения.
Американское законодательство позволяет привлекать к различным видам ответственности на территории США нарушителей, которые допустили какие-либо нарушения законодательства иностранных государств. Для привлечения к ответственности иногда достаточно только информации, что, где и когда было нарушено. Американская сторона выступила с предложениями о передаче ей подобной информации о нарушителях, когда по какой-то причине мы не можем привлечь их к ответственности или когда санкции США жестче, чем россий-ские.
- Затрагивалась на этих переговорах тема "линии Шеварднадзе"?
А.В.Монахов: - В ходе встречи была слабая попытка со стороны американских представителей БОХР США обсудить практику привлечения к ответственности нарушителей линии разграничения в Беринговом море - так называемой "линии Шеварднадзе". В частности, и о передаче нашей страной российских нарушителей этой линии американ-ской стороне для разбирательства и привлечения к ответственности. Мне пришлось объяснить им, что таких нарушителей мы привлекаем к ответственности сами и не выдаем другой стороне, а вопрос об обсуждении прохождения и признания этой линии не в нашей компетенции, а как минимум в компетенции МИДа. В дальнейшем к этой тематике, естественно, никто из участников встречи уже не возвращался.
- Что из практики россий-ских пограничников американцы хотели бы использовать у себя? И что, на ваш взгляд, было бы полезным перенять нам у них?
А.В.Монахов: - Американцы отмечают, что у нас достаточно широки полномочия региональных управлений в выборе мер пресечения правонарушений. Например, преследуя браконьерское судно, пограничники могут применять оружие - сначала предупредительную стрельбу, а затем и на поражение. Такие решения в компетенции командира корабля и начальника регионального управления - в зависимости от обстоятельств. Более того, когда, кем и как, в каких случаях применять оружие, у нас четко регламентировано законодательством. В США эти вопросы решаются гораздо сложнее и дольше. Но зато у них, на мой взгляд, очень рационально организована комплек-сная работа по нарушениям. Сотрудники БОХР задерживают нарушителя, конвоируют его в порт и передают береговым властям. Все дальнейшее разбирательство, включая судебное, проводится уже без их непосредственного участия. Кроме того, БОХР наделен широкими правами и полномочиями, и его задача - пресекать не только нарушителей правил рыболовства, но и все остальные противозаконные деяния - например, контрабанду, перевозку наркотиков, а также контролировать состояние и комплектацию судов.
- То есть и вам, и американцам есть чему поучиться друг у друга.
А.В.Монахов: - Да, конечно. Первая встреча юристов это показала. Думаю, дальнейшее сотрудничество в арбитражной группе - а мы его планируем - со временем принесет и практические результаты.
Беседовала
Елена ФЕДОРЧЕНКО
Комментарии читателей Оставить комментарий