“Нужная” и “ненужная” история

К сожалению, именно такое своеобразное деление истории и существовало в СССР. К “нужной” истории причислялись события недавнего прошлого: великий Октябрь, вторая мировая война и далее, к съездам КПСС. А вот как бы “ненужной”, второплановой историей, стало практически все остальное. Так было и в Кузбассе. Тем более что памятников старины вроде дворянских усадеб и древних храмов у нас в области все-таки не так много.
Потом, когда рухнул Союз, одними из первых задохнулись от недостатка финансирования, в первую очередь, учреждения культуры. Музеи - в особенности. Не было средств на реставрацию экспонатов, пополнение фонда... Казалось, вся история перестала быть “нужной”. В последние годы ситуация чуть изменилась. Специалисты утверждают, что в России вообще наблюдается подъем музейного дела. Но говорить о том, что профессия музееведа становится прибыльной и престижной, еще очень рано. “Камерные” музеи при различных предприятиях и школах - дело хорошее, но абсолютно неприбыльное, и, говоря сухим языком, “экономически необоснованное”. Пожалуй, единственной уникальной особенностью Кузбасса в этом смысле является музей под открытым небом “Томская писаница”. Сюда и гостей привезти нестыдно, и на выходных отдохнуть можно замечательно. А главная заслуга в том, что появился такой музей, принадлежит академику РАЕН Анатолию Мартынову. “Музеи под открытым небом, - рассказал МК Анатолий Иванович, - наиболее новое направление в развитии музейного дела. Ведь до недавнего времени музеи в большинстве своем были однообразными, “застывшими”. А музей должен быть живым, активным, нужно предлагать людям новые формы”. У “Томской писаницы” это пока получается. И это не только праздники, которые проводятся здесь, но и новые комплексы, которые возникают на территории музея-заповедника. Видимо, благодаря этому, даже зимой, когда активность посетителей невелика, здесь побывало 10 тысяч человек. Есть посетители и сейчас. И все-таки даже у этого самого успешного и достойного музея существуют свои проблемы. Естественно, денежного порядка. Например, уже который год академик Мартынов говорит о необходимости строительства маленькой гостиницы, хотя бы на 30 человек. Это, несомненно, было бы мощным стимулом для развития туристического дела в Кузбассе. Но воз и ныне там. Проектный институт в Томске уже начал разрабатывать проект строительства гостиницы, но у ученых нет 30 тысяч рублей, чтобы закрыть долг... Между тем, это - вопрос федерального уровня. Понятно, что платежеспособных иностранцев в Кузбасс не привлечешь просто так. Конечно, приезжают фанаты и исследователи, но обычным туристам нужно еще и отдохнуть, с комфортом разместиться, сходить в кафе. Было бы глупо предполагать, что со строительством гостиницы решаться все проблемы разом. Скептик скажет: “Ну, куда там, ради одной только “Томской писаницы” не поедут люди в Кузбасс”. Но ведь рядом есть Томск, Новосибирск, Новокузнецк с его Кузнецкой крепостью. И наш заповедник вполне бы мог стать частью весьма востребованной туристической программы по Сибирскому округу! Здесь уже можно говорить и о выгоде, и о рентабельности.
Кстати, в Кузбассе есть еще много уголков, которые тоже можно было бы разумно использовать. Например, знаменитое село Шестаково, где и курганы, и динозавры, и мамонты. “Казалось бы, вот оно, на поверхности лежит! - рассказывает Анатолий Иванович. - Ну, хотя бы доску какую-нибудь с информацией можно было бы там поставить. Но нет даже этого!” Или другое. По территории Кузбасса, как известно, проходил Сибирский тракт. И переправа была в районе села Проскоково. При разумном подходе здесь тоже можно устроить исторический комплекс... Одном словом, если приглядеться как следует, то в Кузбассе исторически ценных уголков хватает. Есть и идеи неплохие. Но любая идея “загнивает на корню”, наталкиваясь на экономические препятствия. Ведь “раскрутка” таких проектов - дело дорогостоящее и долгое. Ждать сразу баснословной прибыли и вала иностранцев весьма самонадеянно. А у нас, к сожалению, привыкли именно к этому.
... Сейчас более-менее успешно выживают музеи в окрестностях Питера, “Золотое кольцо”. За Уралом - тишь да гладь. Например, музей под открытым небом “Ангарская деревня” в Братске уже и забыл о “хороших временах”, когда приходилось проводить по 80 экскурсий в день! Да еще и иностранцев! Сейчас - меньше в десять раз. Выхода в этом случае два: либо пристальное внимание и поддержка власти, либо надежда на богатого мецената, который обратит внимание и вложит деньги в культуру Сибири. Это обязательно окупится. Потому что нет у нас “ненужной” истории.
Комментарии читателей Оставить комментарий