Возьмите наши денежки

Возьмите наши денежки
Однажды, путешествуя по США, в одном из магазинов увидел большую очередь. «Ага! – подумал я, – и у них есть дефицит, и им чего-то не хватает».
Но, оказалось, что в эту очередь выстроились американцы, которые после рождественских праздников сдают подарки, чемто не пришедшиеся им по вкусу. А взамен получают их стоимость. И магазину это выгодно, так как, вполне возможно, те же самые деньги будут тут же потрачены покупателями на другую нужную им вещь.
Так что у американцев совсем другие очереди… А какие очереди были у нас! Люди старшего поколения помнят, как стояли за колбасой, за венгерскими помидорами в пятилитровых банках, за нейлоновыми рубашками, за финскими сапогами… А за водкой!? Да мало ли за чем мы стояли в очередях. Что «выбросили», за тем и стояли.
Все очереди делились на категории: «живая» (это когда нужно было, не выходя из очереди, стоять до получения вожделенного товара), «полуживая» (если можно было составить список и отмечаться в нем через несколько часов).
Были очереди более цивилизованные, когда в магазинах можно было появляться один раз в месяц. Тогда через несколько месяцев к вам домой приходила открытка, в которой сообщалось, что подошла ваша очередь на приобретение ковра размером 2х3 метра.
Еще были очереди, за которыми следили из кабинетов с ковровыми дорожками. Там изучали на тебя характеристики и решали – достоин ли ты прибрести автомобиль или нет…
Сейчас, конечно, ситуация другая. Дефицита практически нет. Хочешь – покупай колбасу за 300 рэ. Хочешь – за 500. Были бы деньги.
Хотел написать, что сейчас и очередей нет, да понял, что это не так. Очереди есть и сейчас. Только они видоизменились.
Вот попробуйте заплатить свои деньги за пользование газом в «Батайский участок по реализации газа потребителям». Вам предстоит выстоять приличную очередь, чтобы добраться до окошечка с надписью «касса». И люди безропотно стоят, так как приучены к дисциплине и знают, что оплату нужно производить в срок.
Особенно хорошо это знают так называемые «льготные категории граждан». Внутриведомственная инструкция гласит: «Абонентам, имеющим льготу, просьба оплачивать за потребленный газ ежемесячно до 20го числа текущего месяца».
Ну, как не уважить такую просьбу? Тем более что если придешь оплачивать 21го числа, то окажется, что твоя льгота «пропала».
Еще одна нескончаемая очередь в Батайске – за оплату телефона. В редакцию обратился наш читатель и рассказал, что десятого апреля оплату в батайском узле электросвязи принимали только в одном окошке (своеобразное решение проблемы «одного окна»).
Не лучше была ситуация и на следующий день. Я попытался выяснить причину большой очереди у сотрудницы, сидящей в окошке под №5.
Это не мои проблемы, – строго заявила она. – Все вопросы – к начальству.
Пришлось идти к начальству. Тем более что имелась и предупредительная надпись, что вход к нему лежит через двор.
Открываю массивную железную калитку и делаю несколько шагов по двору.
Стой! Куда?! – вдруг раздалось мне в спину. Это из будки вышел вахтер строгого вида.
Да мне бы к вашему начальству, – произнес я, приходя в себя от окрика.
– Покажите документы!
– А если у меня нет документов, вы меня не пустите?
– У нас инструкция.
– А можно взглянуть на эту инструкцию?
– Если я каждому буду показывать инструкцию…
Пришлось мне «каждому» вахтеру предъявить редакционное удостоверение. После записи данных обо мне в толстый журнал выяснилось, что из начальства никого нет. И самый большой начальник, имеющийся в наличии, – это диспетчер.
Диспетчер Лидия Григорьевна любезно рассказала, что теперь батайский узел связи переподчинили Азову, и все начальство там. А здесь их можно застать только раз в неделю в приемный день. Она занимается приемом жалоб в основном на работу службы 09. Ведь теперь, чтобы узнать батайский номер телефона, нужно соединяться с Азовом.
Ситуацию с очередью по оплате могла бы прояснить начальник расчетноабонентского отдела Зинаида Петровна, но она сейчас на семинаре в Краснодаре. Возможно, чтото скажет Наталья Ивановна.
Бригадир пункта обслуживания клиентов Наталья Ивановна пояснила мне, что приемом оплаты ее отдел не занимается, а только разносит ее по счетам. И высказала предположение, что очереди возникают в связи с сокращением штата, который, в свою очередь, происходит изза объединения с Азовом.
Ну, объединяться мы любим на различных уровнях. Еще недавно у нас объединили два министерства – здравоохранения и соцразвития, оказавшихся под эгидой Зурабова. Что из этого получилось – читатели знают. Теперь в Государственной Думе поднимают вопрос о разъединении министерств…
Вот так и живем – объединяемся, разъединяемся… А чем еще заниматься?
Разве что в очереди постоять и упросить – возьмите наши денежки.
Так чем отличаются «те» очереди от «этих»? Если в «советских» очередях мы стояли с надеждой на приобретение какогото дефицита и радовались, когда могли выстоять, а уж когда удавалось «достать» – то этот день превращался в «красный день календаря», то сейчас… Пытаемся, как говорится, войти во второй раз в одну и ту же реку, только радости от этого мало: форма (очереди) та же, а ощущения совсем другие: как будто преодолеваешь полосу препятствий, не имея ни малейшего понятия о результате на финише. Так и должно быть?
Алексей Ковтун
Комментарии читателей Оставить комментарий