Как преподавать православие и что для этого нужно?
На этот вопрос отвечали на “круглом столе” “Преподавание основ православной культуры в школе”, прошедшем в министерстве образования РО. В 33 пилотных школах Ростовской области факультативный курс "Основы православной культуры" начали преподавать ещё с 2004 года. В течение последних полутора лет к ним присоединились все школы Октябрьского района области и ряд школ Новочеркасска. О своём опыте преподавания педагоги и методисты рассказывали на “круглом столе”. Курс "Основы православной культуры" включает в себя большой объем исторических сведений, но основная его задача - "давать пример образа жизни". Поэтому, как отметила заместитель директора школы №5 г.Таганрога Ангелина Скворцова, необходимо не только готовить отдельных преподавателей, но и в целом работать с педколлективом. О том, что опыт такой работы в таганрогской школе уже есть, говорят результаты двух опросов, проведенных среди старшеклассников и учительского состава. Один из них проводился в самом начале пилотного проекта. В списках жизненных ценностей, составленных респондентами, лидировали "свободная любовь", "успешность", "престижная работа". В другом, проведенном недавно, на первое место вышли "семья", "любовь", "Родина". В первом варианте семья занимала 13-е место, а Родины не было вовсе. Основные трудности реформы - это недостаток кадров, неразработанность методики, отсутствие или недостаток учебных пособий. Кроме того, возникает противоречие с предметами, дающими основы научных знаний. "На уроке православия ребенку рассказывают, что Бог создал землю, а потом он открывает учебник по естествознанию и видит совершенно другую картину", - говорит заместитель директора гимназии № 5 г. Волгодонска Татьяна Тараненко. Вопрос с формой урока каждый педагог решает по-своему. Это может быть инсценировка или выставка, спецкурс или конкурс. Или же - интеграция в другую дисциплину. Чаще всего гуманитарную: литература, история, обществоведение. Но есть и исключения - например, химия. Или ОБЖ, как в Аксайском и Каменском районах области. Не совсем пока ясно, по каким критериям оценивать работу на уроках. Ведь это, по замыслу, личностный рост учащихся. "Забудьте о двойках и тройках! Не скупитесь на четверки и пятерки! Самый опасный метод в преподавании курса - репродуктивный (воспроизводящий). Так можно вырастить резонёра", - убеждала педагогов Ангелина Скворцова. Пилотный проект выходит на другой этап - со следующего учебного года ввести курс "Основы преподавания православной культуры" в качестве факультатива будет иметь возможность каждая школа города и области. По результатам, уже полученным в пилотных школах, планируется вносить изменения в областной закон об образовании, формировать статьи расходов на зарплату преподавателям и приобретение пособий, созывать “круглые столы” и конференции на различных уровнях системы образования. Александра СПИГЛАЗОВА

Комментарии читателей Оставить комментарий