«В больной стране - больное здравоохранение»

Похоже, президент России Дмитрий Медведев всерьез задумался над выполнением обещаний по развитию детского здравоохранения и медицины, данных в послании Федеральному Собранию. Накануне эту тему обсуждали на совместном заседании члены президиума Госсовета и президентская комиссия по реализации приоритетных нацпроектов и демографической политике.
Открывая заседание, Медведев напомнил, что только на реализацию национального проекта «Здоровье» с 2006 по 2010 гг. выделили из всех бюджетов 786 млрд руб., а в 2011 году на эти цели заложено 618 млрд руб., причем более четверти из этих средств (около 163 млрд руб.) пойдет на развитие детской медицины, а еще 120 млрд выделены на развитие образования. Президент особенно сделал упор на то, что этими деньгами надо распорядиться так, чтобы система здравоохранения «изменилась качественным образом», а для этого необходимы перечень прикладных задач и четкое понимание конечного результата, пишет «Коммерсантъ».
Глава государства выделил задачи, выполнение которых будет способствовать развитию детского здравоохранения. На первом месте, по мнению Медведева, стоит «своевременность профилактических действий в детских садах, школах», для чего необходимо проводить грамотную кадровую политику в отношении медицинских работников и педагогов: повышение квалификации, привлечение молодых специалистов. Для «заманивания» в детсады и школы профессионалов президент предложил увеличить медицинским работникам этих учреждений заработную плату не менее чем на 50%.
Вторым пунктом значится обеспечение детей лекарствами и корректировка национального календаря профилактических прививок. При этом Медведев заявил губернаторам, что со следующего года регистрацию новорожденных решено проводить, руководствуясь критериями ВОЗ. В то же время особое внимание должно уделяться выживанию детей, родившихся с недостаточной массой тела, на что будет потрачено 350 млн руб. из Резервного фонда. Третьей немаловажной задачей президент видит поддержку детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, детей-инвалидов и их родителей; в этом должны принимать участие и некоммерческие организации. Четвертой задачей, по словам Медведева, являются школы, где следует уделить внимание развитию питания по приемлемым ценам.
Не стоит упускать из внимания то, что перед заседанием Госсовета Дмитрий Медведев в сопровождении главы Минздравсоцразвития Татьяны Голиковой и мэра Москвы Сергея Собянина нагрянул в одну из московских клиник для детей – детскую городскую поликлинику № 89 на улице Артамонова в Филях. Незапланированный визит должен был показать главе государства «непричесанную» больницу. В целом Медведев остался доволен визитом и направился на заседание.
Тем временем президент Национальной медицинской палаты, детский хирург Леонид Рошаль на пресс-конференции в «Московском комсомольце» вновь выступил с аргументированной критикой деятельности Минздравсоцразвития и оценил его работу «на троечку». Работа педиатров, тем не менее, по мнению врача, заслуживает «четверки». Похвалы Рошаля дождалась лишь служба вакцинации. Детский врач отметил острую нехватку специалистов в регионах, т. к. большая часть выпускников остается в крупных городах, а в глубинку никто не едет. Существенным недостатком является и отсутствие системы дородового патронажа. При этом закрытие фельдшерско-акушерских пунктов в деревнях нанесло серьезный удар по педиатрии, т. к. женщины вынуждены ехать в краевой центр или рожать дома или на дороге. Кроме того, в стране ощущается нехватка перинатальных центров.
Рошаль выразил возмущение тем, что недостаточно внимания уделяется здоровью детей в детсадах и школах, где только в трети из них есть врачи, поэтому неудивительны случаи гибели детей на уроках физкультуры. В то же время в школах надо вводить программы о вреде курения, алкоголя и наркотиков, занятия по половому воспитанию подрастающего поколения.
Озвучив проблемы в системе здравоохранения, Рошаль вновь вспомнил о глухоте властей, которые не реагируют на его предложения, не дают слова. «Национальная медицинская палата, которую я возглавляю, разработала программу перевода врачей на непрерывное обучение. Но Минздравсоцразвития нас не слышит: оно считает, что мы, представители общественных организаций, какие-то придурки», – цитирует Интерфакс слова детского врача.
Уже сегодня в Госдуме депутаты принимали в первом чтении законопроект «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», который на 200 страницах раскритиковал Рошаль. Нынешнее действующее с 1993 года законодательство в области здравоохранения было признано окончательно устаревшим. Новый закон должен вступить в силу уже со следующего года, а к нему сейчас есть претензии не только со стороны общества и граждан, но даже сами депутаты из профильных комитетов видят его недостатки.
Спешку при принятии такого сложного и ответственного документа можно объяснить лишь грядущими выборами в Госдуму и на пост президента. Поэтому власти таким образом, судя во всему, пытаются показать свою заботу о гражданах, в особенности детях, которые и составляют будущее России. Однако не усугубит ли принятый в сыром виде законопроект и без того сложную в здравоохранении ситуацию? Неужели в предвыборной гонке ставки растут, и в этот раз на кон ставится самое дорогое – здоровье России? Будут ли качественно оказываться медицинские услуги после того, как население поставит крестик в нужной графе? Или сегодняшние обещания и намерения не сулят видимых улучшений в области медицины и здоровья?
Депутат Госдумы, член фракции КПРФ Олег Куликов озвучил KM.RU свое видение проблем в здравоохранении:
– Состояние здравоохранения в нашей стране достаточно тяжелое: в больной стране – больное здравоохранение. Основная его беда в том, что оно финансируется по остаточному принципу, подушевые расходы на человека – примерно в 4-5, а то и в 6 раз меньше, чем в Западной Европе. В целом состояние материально-технической базы, больниц и поликлиник достаточно тяжелое: примерно в 10% нет горячего водоснабжения, в 15% нет канализации, 30% требуют ремонта.
Отмечается очень высокая смертность в связи с тем, что граждане не доверяют системе здравоохранения, считают, что она не справляется со своими обязанностями, поэтому они предпочитают лечиться на дому. Поздно диагностируются многие заболевания, особенно инфаркты и инсульты. У нас смертность от этих заболеваний в среднем в 4-5 раз выше, чем в Европе. То же самое – по травмам, а от рака в России умирают на 20-30 лет раньше, чем в Европе. При нормальном развитии здравоохранения мы должны в год не сокращаться (в прошлом году население сократилось на 240 000 человек), а увеличиваться. У нас – самая высокая смертность в Европе, а продолжительность жизни – 68 лет для мужчин и 74 года для женщин.
Если брать состояние здоровья, то это – не только состояние медицинской помощи, но и в целом большой спектр общегосударственных забот: безопасность, экология, жилье, работа, качество продуктов питания. У нас государство полностью сняло с себя ответственность за качество продуктов питания и напитков. В результате от отравления продуктами питания и алкоголем в год умирает более 20 000 человек, при этом производители товаров экономят 700 млрд руб.
У нас – поздняя диагностика многих заболеваний, т. к. отсутствует полноценная диспансеризация, которая должна быть трех видов: первичная, вторичная и профилактика обострений хронических болезней. Из-за того, что у нас – поздняя диагностика, мы существеннее, чем за рубежом, теряем раковых больных, примерно на 50%. В связи с этим мы поздно выявляем острую сердечную недостаточность и вообще больных, подверженных сердечно-сосудистым заболеваниям (это – также бич нашей медицины). Поэтому у нас – высокая потребность в высокотехнологичных операциях, а это значит, что заболевание запущенное. При такой системе лечения нам никаких денег не хватит для таких больных.
У нас вроде бы иногда принимаются неплохие законы, но это – декларация, не подкрепленная финансированием. Закон «Об охране здоровья граждан РФ» как бы перекладывает обязанности по охране здоровья с государства на региональный и муниципальный уровни, медучреждения, само население. Прописаны некоторые права граждан, но они декларативны, т. к. тогда должно быть прописано, кто отвечает за реализацию этих прав, и если он не реализует, то какую ответственность он несет. А если нет ответственности, то не будет защиты прав граждан по охране здоровья.
Детское здравоохранение – индикатор здравоохранения в нашей стране. Если мама – хронически больная (а у нас таких – около 90%), то и дети будут рождаться с хроническими заболеваниями. Надо в целом поднимать уровень педиатрической помощи, школьной медицины, развивать санаторно-курортное лечение, лекарственное обеспечение. У нас же только в стационаре лекарства бесплатные, а все остальные в поликлинике – за деньги. Надо, чтобы лекарства из списка жизненно необходимых средств всем больным выделялись государством бесплатно.
То, что Медведев обращается к детскому здравоохранению, – это правильно, поскольку дети – самые беззащитные: у них жизнь только начинается, и часто с болезни, причем очень тяжелой. Больные дети – это больные родители. Квалификация всей системы здравоохранения должна определяться тем, как мы помогаем детям, как у нас работают лекарственное обеспечение, педиатрическая помощь, детская скорая помощь и в каком состоянии детские больницы. Охрана здоровья – очень комплексная национальная задача, за нее должен отвечать глава государства или правительство.
Депутат Госдумы, первый заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия» Оксана Дмитриева выразила свою позицию в отношении рассматриваемого в Госдуме законопроекта «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»:
– Законопроект в целом очень похож на нашу сферу здравоохранения: полная каша и отсутствие системы. Как в системе здравоохранения есть отдельные учреждения и специалисты, которые работают профессионально и эффективно оказывают помощь, так и в законопроекте есть разделы, которые составлены грамотно. Но в целом, можно считать, концепции нет.
В законопроекте не указано в принципе, какая модель здравоохранения строится в стране: страховая, государственная с оказанием бесплатной медицинской помощи или коммерческая. Не говоря уже о том, что в представленном проекте есть противоречие Конституции, в которой сказано: «Медицинская помощь в государственных и муниципальных медицинских учреждениях гражданам оказывается бесплатно». А в законопроекте устанавливается норма, согласно которой медицинская услуга гражданам оказывается без платы только в пределах некой «программы государственных гарантий». Что включает в себя эта «программа», а что нет, как она сочетается с законом об ОМС – совершенно непонятно.
Право выбора медицинского учреждения или специалиста в законопроекте декларируется, но вместо четкого механизма обеспечения этого права – норма о том, что порядок определяется органами исполнительной власти. И вопрос, с которым в ходе сегодняшнего обсуждения был вынужден согласиться даже заместитель министра, – недопустимость отказа в оказании медицинской помощи. В законопроекте сказано, что медпомощь оказывается медицинским работником только во время исполнения им трудовых обязанностей, хотя, согласно клятве врача, помощь нуждающемуся оказывается в любое время, вне зависимости от того, когда и где он столкнулся с угрозой жизни человеку.
Такое же противоречие есть и в отношении медицинской организации: учреждение оказывает бесплатную услугу нуждающемуся в случае, если оно участвует в программе госгарантий реализации бесплатной медицинской помощи. Законопроект, на наш взгляд, не подлежит улучшению во втором чтении, т. к. в основе его нет концепции в принципе, поэтому наша фракция будет голосовать против него.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Закон о здравоохранении действительно представляет собой смесь каши с винегретом. Иначе его не назовёшь. И поэтому Оксана Дмитриева и выступает против такого закона. Она выступает и против пенсионной реформы, чтобы не только нынешние, но и будущие пенсионеры жили спокойно. То есть налицо забота как о старшем поколении, так и о людях среднего возраста =. А о молодёжи - разговор особый, но и о ней, судя по выступлениям, Оксана Генриховна, заботится по мере сил. Умница-красавица, буду голосовать за неё.
Ирина, Вы точно лечитесь в спец поликлинике и спец.больнице. Или сотрудник "миниздрава" А скорее всего, и то и другое...
Олег, законы у нас и правда, принимаются неплохие. Давно было пора обратить на это внимание. А по поводу финансирования - деньги выделяются, взять хотя бы заявление Медведева. 163 млрд пойдет на развитие детской медицины. Это лучше, чем ничего. Да и это не однократное выделение средств, мы с вами об этом знаем.
Эсеры голосуют против... Я и не сомневался. Они вообще против всего, что связано с нашим здравоохранением. Не знаю, откуда у них столько ненависти, но их мнение точно необъективно.
Рошалю снова неймется. Законопроект он раскритиковал на 200 страницах! Работать не пробовал? В последнее время только и слышно, что ему все не нравится. То не приглашают его никуда, то законопроект плохой. Рошаль, порядок будет тогда, когда все будут заниматься тем, чем положено. Законопроект нормальный, получше предыдущего. Ищите положительные стороны!