«Если Церковь умолкнет, кто же тогда будет говорить?»

Церковь не выражает политических идей – она говорит «о воспитании фундаментальных ценностей в жизни народа», сказал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, обратившийся в минувшую субботу к верующим с первосвятительским словом, посвященным миссии Церкви в современном мире. Предстоятель Русской церкви огласил его после Божественной литургии в Успенском соборе Московского Кремля, которую он совершил в день памяти перенесения мощей святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России.
«И если они (фундаментальные ценности) сохранятся, – сказал Патриарх Кирилл, – то всегда будет жива Россия, всегда будет сохраняться духовная сила нашего человека. А это важнее всякой политики».
«Мы сможем назвать наш народ православным тогда, когда значительная часть, если не большинство людей, будет мотивировать свои поступки своими религиозными убеждениями, в т. ч. в профессиональной области, в сфере политики», – сказал предстоятель РПЦ. По его словам, сегодня перед Церковью встает «тяжелейшая задача», когда нужно «перевести православную веру с фольклорного уровня, на котором она нередко остается в сознании наших современников, на уровень мировоззренческий».
Патриарх также посетовал, что в России многие из старшего поколения, не сумев преодолеть атеистическое наследие, так и не пришли к Богу. С другой стороны, сказал предстоятель РПЦ, «мы имеем дело с натиском уже нового безбожия – безбожия плотского, идущего просто от инстинкта, но захватывающего человека».
Глава РПЦ отверг также критику тех, кто сегодня усматривает в высокой церковной активности опасность клерикализации общества. «Было время, – напомнил Патриарх Кирилл, – когда нашу Церковь обвиняли в том, что она всего этого не делает (не является активной в своей миссии. – Прим. KM.RU.). А мы и не могли делать, потому что подвергались гонениям; затем нам надо было восстановить самое необходимое – храмы и монастыри. Сколько же выслушали мы недобрых слов: что мы не делаем самого главного, что мы якобы не идем навстречу людям… А вот сегодня пошли! И пошли мощно, сильно, и народ идет нам навстречу, идет навстречу своей Церкви, которая разделяет с ним каждодневные скорби. И вот теперь звучит другая критика: «Почему так резко пошли? Не является ли это клерикализацией общества? Не представляет ли это опасность для светского государства?».
Вспоминая святителя Филиппа, Патриарх Кирилл рассказал в своей проповеди, произнесенной после чтения Евангелия: «Подвиг святителя Филиппа не был политическим жестом, как его воспринял Иоанн Грозный, который решил, что святитель, отказавшись принародно благословить царя, тем самым поддержал несомненно существовавшую в ту пору оппозицию. Но святитель Филипп не выражал политической позиции. Он не был сторонником тех, кто мечтал о низвержении Иоанна Грозного, и он не благословил царя не потому, что стремился тем самым ослабить его авторитет, а именно как пастырь добрый, душу свою полагающий за овец. Ибо чем был для народа кровавый пример Иоанна Грозного? Если царь, в то время – высший авторитет в народе, позволял себе страшные беззакония, то что же тогда должен был делать народ? Благословить эти поступки царя означало благословить беззаконие, совершить великий соблазн, который, несомненно, погубил бы множество людей. И неизвестно, чем завершилась бы история Иоанна Грозного, если бы тогда митрополит Филипп прилюдно благословил находившиеся в крови руки государя! В какую кровавую пучину могла бы опуститься страна!» – сказал предстоятель Русской Церкви.
«Все то, что произошло в далеком XVI веке, – продолжил Патриарх Кирилл, – является примером и для нас – в первую очередь, конечно, для пастырей. Но деяния Иоанна Грозного несопоставимы с тем, что происходит в современном мире: огромное количество человеческих страданий и несправедливости, голода и болезней; войн, непонятно во имя чего ведущихся; уничтожение огромного количества мирных, ни в чем не повинных людей. Разве это – не соблазн? Разве все это не раскрепощает человеческий инстинкт жестокости и готовность во имя своих интересов идти на все? Несопоставимо со временами Иоанна Грозного и то, что происходит сегодня в духовной жизни человека. Какие огромные силы работают для того, чтобы растлить душу, растлить разум, смешать добро со злом, исключить из человеческого общежития понятие греха! И мы видим, что это удается: достаточно посмотреть наши телевизионные дискуссии, особенно касающиеся вопросов нравственности. Кажется уже удивительным, когда кто-то оценивает ту или иную ситуацию с точки зрения морали, тем более – с христианской точки зрения: такой человек выглядит как белая ворона. И все то, что происходит, вырабатывает некие стандарты жизни, некие стереотипы мысли, которые позволяют людям принимать грех без всяких угрызений совести», – отметил предстоятель Русской Церкви.
«Мы видим, – продолжил патриарх, – что сегодня происходит в нашем обществе, в т. ч. в средствах массовой информации. Перед Церковью стоит выбор, точно такой же, какой стоял перед митрополитом Филиппом: может быть, благословить, чтобы не ссориться с волками; может быть, скромно отвернуться; может быть, сделать вид, что ничего не происходит; может быть, где-то даже и поддержать?»
«Возможно, митрополит Филипп остался бы на кафедре, продолжал быть митрополитом Московским, носить священные ризы. Но каково было бы его место в тогдашней жизни Руси и в истории нашей Церкви? Так и сегодня, – отметил Патриарх Кирилл, – перед каждым пастырем стоит та же дилемма: благословлять или не дать благословения, промолчать или сказать правду. Но если Церковь умолкнет, кто же тогда будет говорить?»
И действительно – кто?
Комментарии читателей Оставить комментарий
"Церковь не выражает политических идей – она говорит «о воспитании фундаментальных ценностей в жизни народа» - КАКОГО НАРОДА? Если Библия насквозь еврейская, причем тут мы? Если Церковь взвалила на себя тяжелую ношу укрепления морали и нравственности, то это напрасно:
христианская мораль-не от бога, и не от его пророков. Христианство взяло общечеловеческую мораль, созданную ещё до христианства. И мы кое чем из той морали пользуемся до сих пор, только этого не замечаем. А если и замечаем, то думаем, что она – христианская. Этим и дурят попы народ, мол, у нас – мораль. Религия учит людей нищенству, вот в ней и зло держится!Слеп и глух народ той земли, где вместо песен молитвы поют, где от Бога не благость, а страх исходит.И письменность на Руси возникла не с христианством, а намного раньше, на несколько веков.Церковь носится со своими Кириллом и Мефодием, а они лишь обкорнали нашу письменность.
а они мне милион, вот он светочь - ИНГЕНЕГ и из наших
остапа понесло
КАКОлическая - это я правильно прочитал?
Соотечественники, события на которые ссылается в своей проповеди "святейший" - дела давно минувших дней, и знаем мы о них, по учебникам написанным Карамзиными и Ключевскими - придворными историками, которые трудились на благо Романовых, что бы доказать потомкам легитимность их власти. Каким на самом деле был Филипп? Сейчас говорить сложно… Это вопрос из серии – найдется ли библиотека Царя Ивана, или нет? Одно бесспорно: что бы доказать правомерность своего прихода к власти, Романовым надо было скомпрометировать Рюриковичей. Конечно же в таком контексте – Иван Васильевич, должен быть извергом, тираном и пр… И тут уже не важно, каким был Филипп… Вообще с историей у нас все очень тяжело. Вот к примеру, кто из пикирующихся здесь знает отличие старообрядцев от староверов? Уверяю вас, господа оппоненты, для многих современных русских эти два понятия неотличимы. Понятия сии - этими историками доведены до конгруэнтности. Так же, как и затерто в современной истории: от какого Сотворения мира отсчитывала свой календарь Русь до 1700 от Р.Х. года? И почему это славянское сотворение мира древнее ветхозаветного сотворения? - простите, от темы ухожу. Возвращаюсь.
РПЦ (никонианская)– как организация, 300 лет занималась той же деятельностью, доказывая соотечественникам, что Календарь – не Дар Коляды, что до Крещения, на территории России люди дикие жили, как звери и птицы, и что власть Романовская над ними от Бога, в чем, увы не преуспела… В 1917-ом году, «Кагановичи» (Каган – правитель Хазарского Каганата) воспользовавшись расколом в русском народе, руками старообрядцев (православных не принявших Никоновскую реформу, которая не только унифицировала канон, но и благословила узурпаторов - Романовых) – эту власть свергли… Те же старообрядцы (не путать со староверами – суть разное) были в последствии обмануты, все теми же «Кагановичами», и опять гонимы (образование Рыбинского водохранилища на месте старинного русского города Молога – старообрядческой столицы). Русь осталась без веры, истории, правителя…
К чему это я все? Да к тому, что суть и предназначение РПЦ не поменялась. Но история всегда отделяла личности в этой организации, от нее самой. Вот выступил Кирилл, образованный человек, все знает и понимает, за что, кстати, с него спрос больше, а не понятно, благословил он эти «находящиеся в крови руки» или нет? Вот когда он стоит в одном ряду в Кремле: с гомосеками, казнокрадами и убийцами – он свою душу, куда и за кого кладет??? *читайте основной пост, я по тексту*
Тем не менее, знаете, Владимир Михайлович Гундяев, то, что вы нам рассказываете про Филиппа, мы и в учебниках читали, и в кино уже посмотрели. Пример хороший! Вот если вы в себе смелость найдете так же поступить, то за вами, как один, весь русский народ поднимется. Не делясь на старообрядцев и никонианцев. И староверы примкнут. Поскольку сил уже терпеть не осталось! Вот так бы и Русь спаслась, и Церковь бы объединилась и вы бы заслуженно звались - Ваше Святейшество Патриарх Всея Руси - Кирилл! А может и еще как… Бог подскажет…