«И не забыт умру я. Смерть моя ужасна будет...»

Погиб поэт! – невольник чести –
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Эти известные каждому школьнику, даже современному, строки поэт Михаил Лермонтов написал, как сейчас бы сказали, по горячим следам убийства брата по перу – Александра Пушкина – на Черной речке. Дуэль – дело злое, но привычное в те времена. Тогда еще не принято было подавать иски в суд о защите чести и достоинства. Вопросы чести решались скоро и радикально.
Брошена перчатка – и секундант отсчитывает шагами расстояние от убийцы до жертвы. Их роли определит случай.
Предполагал ли сам Лермонтов, написав вынесенные в начало этой статьи строки из стихотворения «На смерть поэта», что сам спустя 4 с небольшим года из автора превратится в героя? Но гораздо любопытнее не это. Даже далекие от мистики люди поражаются, видя поразительные совпадения в биографиях двух, безусловно, ярчайших гениев русской поэзии, масштаб которых (и это признаем без пафоса) оказался непостижим. Москвичи по рождению, и Пушкин, и Лермонтов стали петербуржцами. Их отцы – военные: Сергей Львович Пушкин был майором в отставке, Юрий Петрович – капитаном. Род Лермонтова, как и род Пушкина, имел в т. ч. иностранные корни. Биографы нашли еще немало удивительных подобных совпадений, среди которых выделим особо хотя бы то, что первые стихотворные публикации у Лермонтова и Пушкина случились в 15-летнем возрасте.
Казалось, что сама судьба надиктовала Лермонтову и тот же уход из жизни – через дуэль. И здесь – те же проклятые параллели. Чуть более чем за год до роковой дуэли с Мартыновым Михаил Лермонтов уже испытал судьбу сначала на шпагах, а затем – и на пистолетах с сыном французского посла Эрнестом де Барантом. С тем самым, что и одолжил через секунданта другу Дантесу пистолет, из которого был убит Пушкин. Но и выбор места поражает – Парголовская дорога, что за той самой Черной речкой. В этом свете даже не видится чем-то особенным то, что гибель и Михаилу Лермонтову, и Александру Пушкину предсказала одна и та же гадалка – мадам Кирхгоф. В конце концов, она была известной особой и гадала всему свету Петербурга, включая императорский дом.
Тогда другу Дантеса было не суждено поквитаться с Лермонтовым. Хотя поэт, по признаниям современников, скверно владел шпагой и, по сути, действительно испытывал судьбу, когда шел на такую дуэль. Однако при поединке его шпага сломалась, и было принято решение продолжить дуэль на пистолетах. Де Барант промахнулся, а Лермонтов благородно отвел оружие и выстрелил в воздух. Поединок закончился рукопожатием. После Лермонтов был подвергнут аресту и суду за недонесение о дуэли.
Погибнуть Михаилу Лермонтову предстояло от рук соотечественника, что вряд ли назовешь более легкой долей. В советские годы распространение имела следующая версия дуэли между Лермонтовым и Мартыновым. Согласно советской историографии, дуэль была подстроена главным начальником Третьего отделения собственной Его Императорского Величества канцелярии – графом Александром Бенкендорфом, который дал поручение жандармам спровоцировать ссору между давними друзьями – Лермонтовым и Мартыновым. А главная же инициатива якобы исходила лично от Николая I, который люто ненавидел поэта. Однако серьезные исследования показали, что как минимум настолько однозначно и просто все развиться никак не могло.
Итак, Михаил Лермонтов и Николай Мартынов – почти ровесники – были крепкими друзьями, они обучались в одной военной школе и были знакомы почти 10 лет. Признавая и уважая превосходство друга в поэтическом таланте, Мартынов прощал ему колкости. Сам он был, по свидетельствам современников, хорош собой, весьма тщеславен, недурно исполнял песни и мечтал о генеральском мундире. Однако немногие знали о еще одной тайной страсти Мартынова – карточной игре. По некоторым сведениям, именно нечестная карточная игра разрушила его карьерные притязания: в феврале того самого 1841 года Мартынов написал рапорт об отставке с воинской службы всего лишь в должности майора. Логично было предположить, что майор, мечтавший стать генералом, написал рапорт не по собственной воле.
Далее, если судить по разным источникам, дела отставного майора пошли и вовсе по наклонной: он практически тронулся рассудком, стал истово подражать горцам, носить кавказский наряд. Поведение Николая Мартынова изменилось в худшую сторону до такой степени, что Николай I отказался вручать ему орден. Соответствующее решение было принято 2 июля 1841 года – незадолго до того, как состоялась дуэль. Можно лишь предположить, как принял эту новость сам «отказной». Известно лишь, что в течение последних 10 дней жизни Михаил Лермонтов не прекращал общения со старым товарищем. К сожалению, о прямых мотивах, которые сподвигли на дуэль доселе мирного недотрогу Мартынова, который слыл добряком и ранее прощал другу все колкости и насмешки, сведений до настоящего времени так и нет, что стало поводом для немалого количества версий – от экзотических до рациональных.
Но жаль, очень жаль, что не нашлось после смерти Лермонтова того, кто написал бы свои строки «Погиб поэт»...
Режиссер и исполнитель главной роли в художественном фильме «Лермонтов» (1986), знаменитый русский актер, режиссер, президент Международного кинофестиваля славянских и православных народов «Золотой Витязь» Николай Бурляев рассказал KM.RU о значении личности и поэзии Михаила Лермонтова для наших дней:
– Если бы я создавал свой фильм о Лермонтове сейчас, а не 25 лет тому назад, то я бы более ясно высказался, что это было именно политическое убийство. И, быть может, еще в грядущие времена тот факт, что это действительно было самое настоящее убийство, станет неоспорим. На убийство показывает уже тот факт, что пуля попала в тело Лермонтова под углом почти в 40 градусов. Выстрел был снизу. Это лишний раз подтверждает грустную истину, что пророков на Руси убивают... Как убили морально, а потом и из пистолета Пушкина, почти те же люди вытеснили из жизни Лермонтова, убили Есенина и т. д.
И сейчас мы видим то же самое, как продолжают «убивать» наших культурных лидеров: как «убили», затравили Бондарчука, как сейчас они же с жадностью принялись за лидера нашего кино Никиту Михалкова. Т. е. все очень похоже. То, что было раньше, творится и ныне. Но пример жизни и подвига Лермонтова очень важен для нас всех сегодня. Предвидя собственный путь, он прошел путь пророка и подвижника, оставив нам пример.
– Когда Вы относите Михаила Лермонтова к пророкам, что Вы под этим подразумеваете?
– У Лермонтова было множество пророчеств, как относительно себя, так и судьбы России. Он предвидел, что будет убит: он описывал это еще в детстве и отрочестве в своих стихах. То, что пуля попадет в грудь, что это будет на Кавказе... Он писал:
И не забыт умру я. Смерть моя
Ужасна будет; чуждые края
Ей удивятся, а в родной стране
Все проклянут и память обо мне...
Кстати, после его смерти его память и правда, по сути, была проклята: он был забыт, и лишь потом, спустя годы, его имя стало подниматься до должных высот. А вот и еще известное пророчество:
Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь;
Когда детей, когда невинных жен
Низвергнутый не защитит закон;
Когда чума от смрадных, мертвых тел
Начнет бродить среди печальных сел...
– Назовите, на Ваш взгляд, то произведение Лермонтова, которое просто обязано сегодня быть на столе у власть имущих.
– Не только у власть имущих, чиновников... У каждого жителя России должно быть полное собрание сочинений Лермонтова, и очень жаль, что уже очень давно оно не переиздается. Тут нельзя говорить о каком-то одном произведении – надо читать все. Потому что во всем, что он написал, есть тема воли, тема подвижничества, героизма, исповедь в каждом произведении.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Для полного блаженства не помешал бы еше и хороший коньяк.
Аналогия давления на культуру правомерна. Всю историю России с переменным успехом идёт борьба Добра со Злом, Хорошего с Плохим, Светлого с тёмным. Каждый должен выбрать, чему больше быть в Будущем...
Юноша, почитайте учебник по старославянскому языку. Вы узнаете о том, как формировался русский язык. Например чередование согласных "ч" и "к": скакать - кочка или согласные "г" и "ж": бег - бежать. Отсюда и изменение согласной буквы "г" на "ж" в Вашем варианте: Петербург - петербуржец. Это замена согласных называется палатализацией. Учитесь, голуби, учитесь!
И такого города тоже нет.
С таким отправляйтесь в Германию.
Если уж на то пошло, то хотя бы Петроград.
Продолжу немного...
Как только возникает на горизонте слово "свобода", тут же начинают поднимать головы и открывать рты блюстители этой самой "свободы" в мире - американцы США
/Госдепартамент США подтвердил, что в отношении ряда российских чиновников введены визовые санкции в связи с "делом Сергея Магнитского"./
А вот замороженные счета Магнитского, видимо, решено подержать и поиспользовать у себя.
Так что, слова русского поэта и к вам, дарагия.