]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
В России
Главная → В России
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

«Булгарию» погубили четыре небольшие пробоины?

14:13 10.08.2011
, Леонид Рудницкий
«Булгарию» погубили четыре небольшие пробоины?
«Булгарию» погубили четыре небольшие пробоины?

В СМИ опубликован акт внеочередного освидетельствования затонувшего ровно месяц назад судна

Булгария затонула ровно месяц назад, утащив за собой на дно 122 человека. Теперь, когда подняты и тела, и судно, можно спокойно разобраться в причинах катастрофы. И тут к прежним версиям случившегося добавилась еще одна, которой никто не ожидал, и которая почему-то не вошла в объявленные Следственным комитетом причины аварии.

Согласно официальной версии, к трагедии привели непригодное техническое состояние судна (в частности, неисправность двигателя и систем радиооповещения), недостаток средств спасения, а также перегрузка. Но газета «Московский комсомолец» раздобыла акт внеочередного освидетельствования «Булгарии», проведенного в доке ремонтной базы флота им. Куйбышева. В документе говорится, что в обшивке судна обнаружены четыре пробоины, полученные во время эксплуатации судна. Именно они, считает газета, и стали причиной того, что судно за считаные минуты пошло ко дну.

Похоже ли это на правду? Ведь суммарная площадь пробоин – всего лишь 50-55 кв. см (т. е. 10 на 5 см), а судно – вон какое большое. Пожалуй, да, если представить себе, что повреждения получены при выходе в рейс, а далее вода медленно наполняла дизель-электроход, пока он не потерял плавучесть. Когда это случилось, дело довершил необдуманный маневр с разворотом судна против ветра, ставший последней каплей в злоключениях многострадальной «Булгарии».

Анонимный источник, передавший газете документы, высказал свою точку зрения и на то, как повреждения сказались на плавучести судна, и почему следствие решило замолчать этот факт. По его словам, версию о пробоине специалисты начали выдвигать уже спустя несколько часов после трагедии. Но подтвердить ее стало возможно лишь после подъема, поскольку «Булгария» лежала на правом борту, и пробоины были недоступны для осмотра водолазами.

26 июля поднятую «Булгарию» завели в док Куйбышевского затона. Широкой публике было объявлено: повреждений обшивки, кроме тех, что получены во время подъема, не обнаружено. Но в акте внеочередного освидетельствования судна, проведенного Средне-Волжским филиалом Российского речного регистра (РРР) от 5 августа 2011 года, говорится сразу о четырех пробоинах. Причем, согласно выводам специалистов, ни одно из повреждений не могло быть получено в результате подъема судна.

Вот как это выглядит в документе: «С 51 по 86 шпангоуты имеется гофрировка скулового пояса с разрывами: на 80 шп. размером 10 на 10 мм, 83 шп. размером 50 на 80 мм, 85 шп. размером 10 на 20 мм, 86 шп. размером 10 на 10 мм. По характеру повреждений можно сделать вывод, что они получены при движении судна на задний ход. Места повреждений расположены в районе топливного танка основного запаса топлива. Эти повреждения являются эксплуатационными, которые привели к затоплению танка и получению судном дополнительного кренящего момента на правый борт...».

«Эксперты указывают, что повреждения получены при движении судна задним ходом. А такой маневр дизель-электроход мог совершить, скорее всего, только в Болгарах. По некоторым данным, неподалеку от причала есть подводные препятствия. Видимо, в момент маневрирования теплоход уперся в препятствие, что и вызвало гофрировку, а затем и пробоины», – говорит источник.

Далее все случилось в полном соответствии с поговоркой «Вода дырочку найдет»: «Сквозь эти отверстия (а если суммировать показатели, то площадь получается существенной – порядка 50-55 кв. см) вода начала поступать в топливную цистерну, а уже оттуда вытекать в площадь машинного отделения и распределяться под сланями.

Таким образом, судно шло не только с креном, но и с увеличенной осадкой. В этом случае достаточно было маневра отворота влево и воздействия шквалистого ветра, чтобы судно стремительно легло на правый борт».

Таким образом, судно с пробоинами устремилось вперед к своей гибели, которая стала теперь лишь вопросом времени. Но почему же никто не заметил, что «Булгария» медленно наполняется водой?

По идее, если бы на речном флоте царил такой же порядок, как раньше, в процессе движения команда должна была замерять уровень воды в танках, уровень подсланевых вод. Это положено делать каждые четыре часа: вахтенный начальник, заступив на смену, посылает моториста в машинное отделение, чтобы тот осуществил замеры и удостоверился, нет ли поступления воды.

Если этого сделано не было, значит, либо команда была необученной, либо дисциплина на «Булгарии» оставляла желать много лучшего. Впрочем, эксперт допускает, что в последние минуты перед трагедией на судне все же поняли, что происходит: даже в официальных отчетах говорится, что капитан вел судно на мель. Так поступают, когда тонут; это – единственный способ спастись. Когда же стало ясно, что до мели не дотянуть, кто-то принял решение сделать левый разворот на ветер, усугубивший ситуацию. Это мог быть даже не капитан, а вахтенный.

В пользу версии с пробоинами говорит и то, что если нет затопления, судно не может так быстро уйти на дно. Все суда конструируются с таким расчетом, чтобы сохранить плавучесть даже в случае, когда затоплены две трети отсеков. Следовательно, к моменту катастрофы воды в «Булгарии» было уже так много, что запаса плавучести практически не осталось.

Но отразилось ли общее техническое состояние судна на катастрофе, или же его потопили четыре пробоины? Может, зря сидит арендатор Инякина? Не зря, считает эксперт: «Были технические проблемы с двигателем, была неукомплектованность спассредствами. Ивашов же (инспектор РРР), по моей информации, выдал неполный пакет документов. Имелись и другие нарушения. Кроме того, Светлана Инякина вышла в навигацию, не имея лицензии на перевозку пассажиров».

Но не только алчные речные предприниматели виноваты в этой катастрофе. Где-то они откровенно нарушили правила, а где-то им создали условия, позволяющие избежать необходимого контроля. «Раньше перед выходом в рейс судовладелец обязан был предъявить судно органам надзора, – рассказывает анонимный эксперт. – Оно детально осматривалось от клотика до киля: проверялась укомплектованность плавсредствами, дипломы командирского и рядового состава, слаженность их действий в борьбе за живучесть судна и в случае ЧП. Потом же эти правила отменил Минтранс. Теперь узнать об эксплуатации судна контролирующие органы могут лишь в том случае, если оно попадет под проверку инспектора. Но поймите: судно может проходить полнавигации, но так и не попасться на глаза инспектору. Сейчас надзорные органы снабжаются очень плохо: по моей информации, за всю навигацию им ни разу не было выделено топлива, катера стоят на берегу. Выход же данного судна в рейс, как стало известно после крушения, сознательно проводился в выходные дни, когда контроль осуществлялся лишь дежурным инспектором на телефоне в отделах, удаленных от речного порта».

Все вроде бы сходится в версии с пробоинами. Но только в сети на форумах любителей речных круизов нам приходилось встречать сообщения, что крен на один борт у «Булгарии» был и в прошлом, 2010 году. Пробоины существовали уже тогда, и воду периодически откачивали? Но почему же их не залатали? Не дошли руки? Или крен вызвали иные причины? Приняв эту версию, также нужно допустить, что топливная цистерна была дырявой и снаружи, для поступления забортной воды, и изнутри, для ее вытекания в машинное отделение. Впрочем, по описанию характера повреждений неработающего двигателя видно, что из него во время работы просто вытекло масло, и двигатель заклинило. Кажется, текло на «Булгарии» все.

Как-то трудно отделаться от мысли, что речные суда теперь эксплуатируются нещадно, а на их мелкие неисправности просто никто не обращает внимания. Если за ночь судно не затонуло у причала – значит, утром пригодно к рейсу…

 

P.S. Когда этот материал был уже готов, появилась официальная реакция на публикацию «МК» со стороны властей. Следственный комитет распространил по этому поводу специальное заявление, текст которого мы приводим полностью:

«Распространенная в СМИ информация со ссылкой на результаты освидетельствования теплохода, проведенного Средне-Волжским филиалом Российского речного регистра о том, что крушение «Булгарии» произошло по причине получения пробоин, не соответствует действительности. Следствие считает, что указание на анонимных экспертов намеренно используется для того, чтобы повлиять на общественное мнение с целью освобождения от уголовной ответственности должностных лиц, в отношении которых уже возбуждено уголовное дело, а также иных лиц, которые в ближайшее время могут быть привлечены к уголовной ответственности. В связи с этим Следственный комитет официально заявляет, что окончательно установить причину затопления судна будет возможно только по результатам судебной комиссионной судоводительской и инженерно-технической экспертизы, которая в настоящий момент проводится. С учетом заключения экспертной комиссии будут приняты соответствующие процессуальные решения».

Темы: Происшествия, Расследования в России, Кораблекрушение «Булгарии»
Источник: KMnews
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 11.08.2011, 07:40
    Гость: Роман

    Для шибко умных объясняю то, что написано в статье.
    Были небольшие пробоины. Через них просачивалась вода, что вызывало увеличение осадки, и снижало плавучесть.
    Центр тяжести и метацентр речных судов ("плоскодонки") при этом не снижается, однако уменьшается величина предельного крена, при котором судно сохраняет остойчивость и метацентрическую высоту (когда кромка борта у судна большой ширины и небольшой осадки входит в воду площадь ватерлинии резко сокращается и метацентрическая высота резко падает).
    Дело усугубило и перегруз судна, а так же крен.
    При совокупности данных обстоятельств даже не обязательно "черпать воду" открытыми иллюминаторами - при крене набранная через пробоину вода начинает перекатываться в сторону крена, сдвигая центр тяжести в сторону крена, тем сильнее чем сильне крен, тем самым его усугубляя. Как только кромка воды достигнет кромки борта - из-за уменьшения метацентрической высоты произойдет опрокидование. Более того, приволнении на крен судна увеличивает и динамическа составляющая - получив движение в сторону крена судно продолжает движение по инерции, пока инерция не будет погашена востанавливающим моментом. На диагремме остойчивости это рисуется как равность площадей статического и динамического крена - при динамическом крене площадь на диагремме остойчивости в два раза больше, чем при статическом.
    PS Статья написана неплохо, и если вы действительно в курсе, что такое метацентрическая высота, то должны были бы и сами разобраться в тексте статьи

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 11.08.2011, 06:14
    Гость: Скорняков

    «Вода дырочку найдёт» - но это судно Ваш ведь инвентарь. Кстати, оно некрасивое совсем и веет дешевизной большой от сооружения такого. А знаете, а Вас совсем не жалко. Мало ли что присниться может ночью. Например, приснилось как-то, что корабль подарили, огромный дорогой. Но тут сразу возникает один вопрос, ведь Вы об этом сразу бы узнали, более того – это с Вами бы решали. И, конечно, Вы бы сразу же корабль, каким бы ни был он, забрали бы себе, а мне кукишку сунули б под нос. Знайте инвентарь свой - затонувшее корыто Ваше – так Вам и надо.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 11.08.2011, 02:53
    Гость: ?

    булгария шла из булгар в казань- какой тут левый поворот?скорее всего при хроническм правом крене(ну не дали денег слить балласт из правых цистерн и не дали денег залить 15 тн солярки в левые цистерны)зацепили в условиях шторма и сгона воды некие еще уцелевшие пеньки по бокам от главного хода ну и...

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 10.08.2011, 23:30
    Гость: продукту образования и высшей школы

    Неудобно с таким образованием делать столько ошибок в трех строчках

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 10.08.2011, 21:44
    Гость: Стоматолог

    Где то читал что перед войной 5 колонна активизирет свои диверсии.Пожары, взрывы складов, ГЭС,падают самолёты.Разгильдяйство?А может ли за сутки само образоваться скажем 20 очагов возгорания в одном регионе?

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (11)
]]>
]]>
Выбор читателей
Нефть, помидоры, торговая мафия: Москва ищет болевые точки Баку в России
© KM.RU, Александра Воздвиженская
Мошенники выманили у россиянки 444 тысячи рублей через мессенджер MAX
Стоп-кадр из видеотрансляции
Медведев перечислил первые результаты саммита на Аляске
Стало известно одно из требований Путина по Украине на встрече с Трампом
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
«Ключевая» опровергла справедливость пословицы «дело труба»
«Угрюм-лужа»? Создается впечатление, что кинематограф, если не почил в бозе, то стремительно к тому приближается
Василий Шумов и «Выездная учеба актива», 15 мая, Кафе «Март»
Операция Пластилин «Грустные песни для уставших людей»
Спектакль «Лубянский гример», 3-5 ноября, Особняк Салтыковых-Чертковых
Reckless Love «Turborider»
Советы по выезду на дорогу во время и после карантина
«В наше время мы видим принципы фабрикации парадигм в исторической науке по политическому заказу правящей прослойки недавно получившего независимость государства»
«Мировой прокуратор разворачивает ситуацию в обратную сторону?»
MOSKWITCH и Moon Far Away «ЮО»
Глеб Самойлов рассказал страшную городскую легенду на концерте с оркестром
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.