«Июль - самый неформальный месяц для российского рынка труда»

Стали известны последние данные Росстата по безработице за июль 2011 года. Оказалось, что по сравнению с предыдущим месяцем количество безработных, рассчитанное с применением критериев МОТ (т. е. это те, кто не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю), увеличилось на 400 000 – с 4,6 млн до 5 млн человек, т. е. уровень безработицы – 6,5%. Всего численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет составила 76,6 млн человек, а это 54% от общей численности населения страны; из них 71,6 млн человек классифицировались как занятые экономической деятельностью.
Если сравнить эти данные с июнем 2011 года, то численность занятого населения увеличилась на 199 000 человек, или 0,3%, а число безработных – на 401 000 человек, или на 8,7%. «Рост численности безработных в июле 2011 г. по сравнению с июнем 2011 г. вызван выходом на рынок труда выпускников учебных заведений», – объясняют эти данные в Росстате. Это подтверждается статистикой: в июле доля безработных 15-19 лет увеличилось на 2,2 пункта по сравнению с предыдущим месяцем и составила 8,6%, доля лиц 20-25 лет также подросла на 1,3 процентных пункта и составила 21,9%. А доля тех, кто не имеет опыта работы, выросла на 4,4 процентных пункта.
При этом в Росстате отмечают, что количество безработных по критериям МОТ в 3,6 раз превышает численность безработных, зарегистрированных в учреждениях службы занятости. Так, на конец июля 2011 года официально в службах состояли на учете в качестве безработных 1,384 млн человек.
Впрочем, население по-прежнему в основном ищет работу самостоятельно, без содействия служб занятости; этим занимаются 64,7% безработных. Мужчины реже встают на учет в службы, чем женщины (33,1 и 38% соответственно). Более половины безработных пытаются трудоустроиться с помощью друзей, родственников и знакомых. По традиции, безработица среди сельских жителей выше безработицы среди городских. В июле 2011 года этот показатель составил 1,6 раза. По сравнению с предыдущим месяцем сократилась застойная безработица – с 35,3 до 30,1%; это – те безработные, которые ищут работу год или более.
По-прежнему самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе (4,1%), самый высокий – в Северо-Кавказском федеральном округе (13,7%). Только в Ингушетии количество безработных составляет 48,7% от экономически активного населения, в Чечне этот показатель составляет 34,3%. Однако не совсем благоприятная ситуация также сложилась в Тыве (16,2%), Калмыкии (13,6%), на Алтае (13,5%), а также в Забайкальском крае (11%).
Директор Института социальной политики ВШЭ Сергей Смирнов прокомментировал в беседе с обозревателем KM.RU последние данные Росстата по безработице.
– В июне 2011 года увеличилось экономически активное население, занятость тоже увеличилось, безработица сократилась, зарегистрированные безработные тоже сократились. В июле у нас экономическая ситуация кардинальным образом не изменилась. По данным Росстата, количество зарегистрированных безработных сократилось, т. е. народ имеет источники доходов, но, скорее всего, просто не говорит об этом. Кстати, в июле прошлого года была точно такая же ситуация: количество зарегистрированных безработных снизилось, а общая численность, по данным Международной организации труда (МОТ), возросла.
Насколько я понимаю, это – чисто технологичные вещи, не связанные с серьезными явлениями на рынке труда. В прошлом году была такая же тенденция: общая численность безработных снижалась до июня включительно, в июле выросла, в августе началось снижение. А вообще я бы очень слабо доверял данным по общей численности, т. к. те, кому надо что-то получать от государства, идут в органы по труду и занятости, там регистрируются и получают всяческие пособия. А те, кто вообще проходят как безработные, – эти данные проходят по базе опросов. Приходят в домохозяйство и спрашивают: «Вы имели доходное занятие в течение двух предыдущих недель?». Отвечают: «Нет, не имел, но ищу». Вот такие ответы и попадают в статистику.
Относить их к полноценным безработным смысла нет, т. к., скорее всего, они имеют какие-то скрытые источники доходов. Те, кто их действительно не имеют, приходят в службу занятости и получают пособие по безработице. А в июле их количество, кстати, снизилось, что, опять же, свидетельствует о сокращении напряженности на рынке труда. Поэтому говорить о том, что происходит что-то «экстра-ультра», не приходится. Как видите, у нас наблюдается какой-то годовой цикл, в июле прошлого года тоже был всплеск общей численности безработных.
– Почему это происходит именно в июле?
– Июль – самый неформальный месяц для российского рынка труда. Это – блестящие климатические условия, строительные работы на дачах, в загородной местности, ремонт квартир в сельских населенных пунктах, т. е. народ в это время как-то расслабляется. Кстати, в августе общая численность безработных должна снизиться, если все пойдет, как в прошлом году. А вот численность зарегистрированных далее будет снижаться несколько месяцев, а потом, к зиме, она, конечно, возрастет, т. к. уходит сезонная, неформальная занятость, сокращается количество рабочих мест. Это – давно проверенные циклы. А вот к МОТовской безработице я всегда относился настороженно.
Комментарии читателей Оставить комментарий