1 сентября – праздник со слезами на глазах

В России – День знаний, начало нового учебного года. За парты сегодня сядут почти 13,1 млн школьников и более 7 млн студентов, в общей сложности более 20 млн человек из 140-миллионного населения России. Кроме того, сегодня на работу в школы и вузы придут преподаватели, да и родители учащихся явно не останутся в стороне от Дня знаний. Так что это – поистине всенародный праздник.
Но праздник ли это? 45% граждан России не удовлетворены существующей системой образования. При этом она нравится лишь 2% жителей страны. Таковы данные соцопроса, проведенного с 19 по 23 августа Левада-центром. Удручающие, надо признать, результаты.
И динамика роста недовольства отечественной системой образования не дает никаких поводов для оптимизма. По данным социологов, 37% участников опроса считают, что качество образования в стране за последний год лишь ухудшилось. В списке наиболее серьезных проблем российской образовательной системы лидируют: рост дополнительных денежных затрат на обучение (46%), отсутствие у учеников интереса к учебе (34%), рост наркомании и преступности в школе (32%), несоразмерность растущих дополнительных затрат и качества обучения (30%), необоснованность введения ЕГЭ (27% опрошенных).
Власти, однако, предпочитают не замечать все эти признаки деградации некогда лучшей в мире системы образования и браво рапортуют о «достижениях».
Все российские школы, которые откроются 1 сентября, готовы к учебному процессу, доложил вчера Дмитрию Медведеву министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. Он, правда, признал, что на Чукотке «некоторые школы» начнут работать лишь с 1 октября. Но те школы, которые откроют свои двери 1 сентября, «все откроются в нормальном состоянии», заявил министр, отвечая на вопрос Медведева, который созвал в своей черноморской резиденции заседание Комиссии при президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике.
Чуть более откровенен, впрочем, был заместитель министра образования РФ Максим Дулинов, который признался вчера журналистам, что, согласно официальным данным, порядка 20 российских школ к 1 сентября не приняты, т. к. в них не были завершены необходимые ремонтные работы.
Ни Фурсенко, однако, ни его зам, естественно, ни словом не обмолвились о том, что в этом учебном году не возобновят работу более 1000 (!) российских школ (данные главного санитарного врача России Геннадия Онищенко, озвученные им в середине августа с. г.): они закрыты навсегда по ходу проводимой в стране «реформы» системы образования. А в этом списке – около 900 школ в сельской местности, в основном в Татарстане, Пензенской области и Башкирии. Ну и, разумеется, никто из чиновников Минобрнауки не напомнил, что с середины 90-х в России закрыто свыше 20 000 (!!!) школ, в большинстве своем сельских. Если «укрупнение» школ пойдет и дальше такими темпами, то ведомству Фурсенко скоро не о чем будет отчитываться: к настоящему моменту в России, по данным Минобрнауки, осталось около 47 000 школ.
Но не в количестве лишь дело (хотя умирание сельской школы означает де-факто и умирание деревни). С этого года, рапортуют «реформаторы» системы образования, зарплата школьных преподавателей будет рассчитываться по новому принципу – нормативно-подушевого финансирования.
Вот как прокомментировал это новшество сайту «Столетие.ру» глава Всероссийского фонда образования, профессор Сергей Комков:
– Механизм этот весьма порочен. Принцип нормативно-подушевого финансирования предполагает, что выделяемые на определенного человека деньги станут переходить за ним из одного учебного заведения в другое. Им кажется, что это прогрессивно. Понятно, что школы будут бороться за то, чтобы получить к себе как можно больше учеников, но эта система имеет и оборотную сторону: ведь чем больше количество учеников в классе, тем ниже качество образования. Нормально, когда класс состоит из 15-20 человек. При 40 класс практически необучаем.
Экстраполируем эту систему на практику (по крайней мере, на практику ближайших нескольких лет). Помимо того, что учителям станет выгодно, чтобы в классе было как можно больше детей (и качество образования от этого не выиграет), им станет выгодно вести как можно больше часов в неделю. И тут – простор для коррупции внутри одной отдельно взятой школы. Одного поставить с двухчасовыми «окнами», растянуть занятия на все 5 или 6 учебных дней недели, и каждый день – с утра до вечера. Другому расписание составить плотно, с библиотечными днями. Учителям станет выгодно придумывать бессмысленные внеклассные мероприятия. А родителям останется только наблюдать за битвами учителей. Биологи против математиков – чей предмет сложнее? Преподаватели иностранного языка – против физкультуры. А школы в целом станут объединяться, чтобы увеличить сумму подушевого финансирования. Репетиторы и «тренеры» на ЕГЭ будут становиться все дороже.
Кроме того, для определения величины гарантированной оплаты труда вводится условная единица – «стоимость одного ученико-часа». Данная стоимость рассчитывается каждым образовательным учреждением самостоятельно. Ученико-час, койко-место, трудодень, школьная душа...
А вот мнение на сей счет главного редактора «Практического журнала для учителя и администрации школы», академика АПСН Сергея Котова:
– Нелепость этой истории состоит еще и в том, что ни о какой конкуренции среди сельских и поселковых школ речь идти в принципе не может. Ну какая там конкуренция, когда на селе школа от школы – в 40-70 км? О какой борьбе за ученика может идти речь? Кто с кем будет соревноваться в таких условиях? Либеральная схема конкуренции как двигателя качества привнесена в систему образования механистически, и ничем, кроме как бедой, для нее не обернется.
А данное школьной администрации право устанавливать зарплату учителя «в зависимости от качества его труда» – благодатная почва для создания в педагогических коллективах атмосферы подозрительности в отношении друг друга, возникновения конфликтных ситуаций и значительного волюнтаризма со стороны дирекции.
В ряде регионов России, отмечает издание, эта система оплаты труда введена еще несколько лет назад. Каковы итоги? Об этом точнее и ярче всего могут рассказать только сами учителя. Они и говорят об этом постоянно на различных форумах и блогах.
Хасан: В Северной Осетии во многих школах заработная плата уменьшилась на 30-40%, и ни о каких 17 000 руб. (такой объявили в Минобрнауке «среднюю зарплату» по отрасли. – Прим. KM.RU), которые обещали, и речи нет. Учителя на грани, не знают, что делать.
Мила: Я, учитель высшей категории, работаю в общеобразовательной школе города Омска. При нагрузке в 30 часов моя заработная плата составляет 8000 руб. Новая система оплаты труда – только у администрации школы, а у простых учителей оплата труда осталась старая. Финансовые средства на школу выделяются на каждого ученика, а заработную плату начисляют по часовой нагрузке. Но если раньше, когда существовала единая тарифная сетка, нам доплачивали за классное руководство, за проверку тетрадей, за заведование кабинетами, был премиальный фонд за подготовку призеров олимпиад, то сейчас все это упразднено. Вот и получается: система оплаты новая, а получаем еще меньше, чем при старой. Как говорится, наше правительство хотело как лучше, а получилось как всегда. Спасибо за заботу о нас!
Нина: Я работаю в Тверской области. С введением НСОТ наша зарплата выросла приблизительно на 15%, однако потом снизилась на 30! Ставка – 5200 у всех, независимо от квалификации и педагогического стажа. Смешные 100 руб. на методическую литературу обложили подоходным налогом. Никаких стимулирующих надбавок не видели! Правда, мы и без них всю душу в работу вкладываем. А вот начальство простимулировалось по полной программе. У них зарплата стала огромной, и они с энтузиазмом «проводят в жизнь линию партии» по внедрению НСОТ.
Наталья: Работаю в школе 14 лет. С января 2009 года нам добавили зарплату, в среднем у учителя начальных классов в сдвоенном классе, с недельной нагрузкой в 28 часов она составляла 12 000 руб. Но через полгода моя зарплата упала более чем на 50% и составляет 5200 руб. (правда, при нагрузке в 21 час). Что будет дальше, не знаю, но предполагаю, что лучше не станет.
Полина: Вы говорите, что московские учителя жируют. Неправда все это. При Лужкове еще было пару лет 20 000 – 25 000, и то у тех, у кого стаж – около 20 лет. А я, молодая, еле «тянула» на 15 000. А сейчас Собянин пришел, всем все урезал, теперь моя зарплата – 10 000 «грязными», а квартплата – 8000! И как мне жить целый месяц в Москве на 2000?
Марина: Я проработала в школе 18 лет, и по новой системе моя зарплата составляет 8700 руб. за 22 часа в неделю. Директор и завуч получают прилично – «нарисовали» себе зарплату! Вот так и складывается «средняя температура по больнице», о которой говорят начальники. Мол, учителя теперь поручают 17 000. А я никогда таких денег не получала, даже отпускных.
Радиолюбитель: Как уже надоело вранье наших руководителей! Фурсенко заявил, что можно в школах за счет экономии средств на ремонт поднять зарплату на 30%. О каком повышении можно говорить, если в нашей школе этих денег нет уже 20 лет? Просим родителей по 150 руб. на ремонт школы и по 150 – на ремонт класса. Хватает только на покраску полов да парт. Да и эти деньги сдает лишь половина. Многие родители не работают, чем-то там торгуют, и посмеиваются над учителями, которые за 5000-6000 готовы на все. Педстаж – 24,5 года, держусь-тяну до «выслуги». Мужиков в школах не осталось.
Наталия: Работаю в сельской школе. Аванс – 1588 руб., зарплата – 2024 руб. Смех сквозь слезы. Хоть одного чиновника посадить на такую зарплату! Пусть месяц проживет. А нам деваться некуда, работы на селе нет, вот и работаем за гроши. Люди, как же обидно, что у меня такая нищая жизнь!
Ульяна: Учителя унизили, обобрали. Выборы прошли – и забыли про учителей. Кому мы нужны? Ни-ко-му. За классное руководство и то не платят. Всего зарплата при 24 часах и одном ребенке на домашнем обучении смешная – 7000 руб. Омские учителя скоро голодать будут, даже выжить уже невозможно. Беспредел. Начнет ли государство об учителях заботиться?
Да для отечественных учителей 1 сентября – это поистине праздник со слезами на глазах. Кажется, уже столько в последние десятилетия наворотили с реформами в образовании, отмечает издание, что учителя, казалось бы, должны были опустить руки и перестать «сеять разумное и вечное». А они все работают! Эти замечательные люди, как всегда, придут 1 сентября в класс и скажут: «Здравствуйте, дети!». И начнется новый учебный год.
Ну а что же наша власть?
Вчера президент РФ Дмитрий Медведев выступил с новой инициативой: он собирается предложить российским бизнесменам из списка Forbes, чье состояние превышает $1 млрд, проводить в школах уроки на тему «История жизненного успеха».
«Есть идея: я позову представителей наших крупных предпринимательских кругов (в основном людей, чье состояние начинается, скажем, от миллиарда долларов) и скажу, чтобы все начали преподавать в школах», – заявил он на вышеупомянутом заседании президентской комиссии по реализации приоритетных нацпроектов и демографической политики.
Так вот чему собирается учить наших детей высшее руководство страны! Не фундаментальным знаниям, которые всегда (и всем!) давала отечественная школа, а «истории успеха». Это какой же такой «успех» имеет в виду в качестве примера для подражания наш президент? Уж не «успех» ли г-на Прохорова, возглавившего сейчас с подачи кремлевской администрации партию «Правое дело»? Да, этот господин действительно может преподать всем урок, как за бесценок (причем за государственные же деньги) можно приобрести такой гигант индустрии, как, например, «Норильский никель». «Берите пример с меня, – наверное, скажет этот господин, – расхватывайте и приватизируйте то, что создано трудом многих поколений!». И будет «успех»!
Комментарии читателей Оставить комментарий
САМИ СЕБЕ ЖАЛУЕМСЯ,А ТОЛКУ С ТОГО?ПРАВИТЕЛЬСТВУ НА НАС ПЛЕВАТЬ,ОНИ В НАШЕЙ ШКУРЕ НЕ БЫЛИ.НА НАШУ ЗАРПЛАТУ НЕ ЖИЛИ.ИМ НАС НЕ ПОНЯТЬ.И НА САЙТЫ ЭТИ ОНИ НЕ ЗАХОДЯТ.ЗАЧЕМ ИМ ЛИШНИЕ ПРОБЛЕМЫ.ЗАТО ТРЕБОВАНИЙ....ЗАДУШИЛИ БУМАГАМИ ОДНИМИ,С ДЕТЬМИ РАБОТАТЬ НЕКОГДА,ТОЛЬКО БУМАГИ ПИШЕМ
Августовские педсоветы в разных школах Воронежа (как говорится отвечаю за слова): директора объявили, что с новой системой оплаты учителя будут получать меньше, несмотря на громогласные заявления, что фонд заработной платы поднимается на 30%. Гениально! Слава Богу, что я вышел из учительского профсоюза, толку от этих дармоедов никакого!!! Интересно, а что думает власть о подрастающем поколении, которых обучают люди эту власть ненавидящих?!
Разговор с двумя выпускницами Тверского госуниверситета (одна историк, другая социолог). Идем по коридору. -Ой какая интересная фамилия на табличке; -Да это сынишка Вернера фон Брауна. Хором - а это кто такой? (об отце).
Сегодня день знаний. А у меня огромная радость - я уволился из школы. Больше не буду выполнять многочисленных идиотских указаний расплодившихся на ниве образования чиновников. Наши государственные структуры и прежде всего Министерство образования и науки всеми силами старается угробить образование. Все правильно. Дураками управлять легче. А свои дети у них учатся за границей, скорее всего в Англии. Что же сделало государство для образования за последние годы? 1. Самоустранилось от финансирования учебных заведний, переложив эту функцию на регионы. 2. Ввело ЕГЭ, теперь обучение в старших классах больше похоже на натаскивание для сдачи ЕГЭ. 3. Создало в областях и районах Центры оценки качества образования - в итоге учителям детей учить некогда, надо отчитываться. 4. Близится к завершению переход на свободное программное обеспечение. В школе и ВУЗе дети будут изучать программы, работающие под ОС Linux, а в жизни им придется работать под ОС Windows. 5. Закрыты тысячи сельских школ. 6. Львиная доля и без того мизерных выделявшихся на образование средств не доходит до учебных заведений. Она расходуется на содержание большей частью ненужных бюрократических и квазинаучных структур. Еще долго можно продолжать перечисление. но все равно никто не услышит.
Страной управляют либо непрофессионалы (что МАЛОВЕРОЯТНО), либо люди - выполняющие конкретный вражеский заказ (что скорее всего). Разрушить образование, здравоохранение, уменьшить число русского населения в России - у НИХ это выходит замечательно. Для себя у них Куршавели, а для нас резиновые дубинки и 282-я статья УК РФ («русская» - возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства).