Реквием по российскому авиапрому

Каждый раз, садясь в самолет, думаешь: «Господи, пронеси!». В иностранном самолете интенсивность этого пожелания почему-то гораздо меньше, чем в отечественном. Причина проста: если судить по сообщениям СМИ, катастрофы наших самолетов происходят заметно чаще зарубежных (в пропорции, разумеется). Это без статистики, а просто так, по ощущениям, фоном.
Самые опасные моменты, как известно, взлет и посадка. Взлетели – хорошо, можно расслабиться на пару-тройку часов. Сели – еще лучше. Поаплодировали летчикам (появилась сейчас такая традиция, поддерживаемая, правда, самыми впечатлительными пассажирами) – и быстренько обо всем забываем до следующего раза. Ну а между этими крайними точками есть чем себя занять: стюардессы разносят напитки, раздают конфеты и кормят обедом. Пока всего отведаешь, уже и садиться пора. Но это если все благополучно.
Вчера в Ярославле Як-42 с хоккеистами первый опасный этап – взлет – не преодолел. Пропустив по непонятным пока причинам точку отрыва где-то в середине трехкилометровой ВПП, он с натугой взлетел уже за ее пределами с грунта и, не набрав высоту, рухнул в реку на расстоянии 2,5 км от аэропорта. Итог известен: 43 человека погибли, двое выживших находятся в тяжелом состоянии.
Конечно, это – трагедия, конечно, скорбим вместе со всеми и выражаем соболезнования. Но неизбежно встает вопрос: почему они падают? Почему делают это так часто, гораздо чаще, чем раньше (опять же, по ощущениям)? Отчего разбился, в частности, вчера самолет в Ярославле?
Известно, что после взлета Як-42 снес мачту ближнего приводного радиомаяка, расположенную в 450 м от конца полосы, и рухнул на берег Волги. При ударе он развалился на части: хвост оказался на берегу, а горящий фюзеляж с пассажирами и членами экипажа – в воде. Трагедию видели дачники и медсестра из ближайшей больницы, они же и оказывали первую помощь выжившим.
Специалисты считают, что причиной крушения могла стать проблема с силовыми установками, неожиданно возникшая при разгоне воздушного судна. До точки принятия решения о взлете двигатели вполне могли работать в штатном режиме максимальной мощности, а уже потом забарахлить. Летчики полагают, что если бы подобное произошло в начале разгона, опытный пилот сбросил бы тягу и начал торможение.
Но что могло произойти с двигателями? Много чего. К числу возможных «спонтанных» проблем при взлете пилоты относят, например, «помпаж», «заброс» (резкое повышение температуры в двигателях), падение давления масла или топлива, а также попадание в двигатель птиц, которые не раз уже становились причиной авиакатастроф.
Судя по тому, что пилот не успел отреагировать на ситуацию, летчики говорят, что, скорее всего, неисправность проявилась, когда скорость уже превысила 200 км/ч. В этом случае самолет нельзя остановить в пределах полосы: он выкатится на грунт, а там произойти может всякое. Возможны и жертвы, хотя, как помнится по предыдущим описаниям таких ситуаций, в полном составе пассажиры и экипаж все-таки не погибают.
Руководство по летной эксплуатации Як-42 предписывает производить отрыв переднего шасси при скорости 215 км/ч. А для набора высоты самолету требуется скорость 420 км/ч. По версии пилотов, самолет упал потому, что неисправные двигатели уже не смогли ее обеспечить, произошло заваливание на левое крыло. В то же время, считают они, нельзя исключать и версию об ошибке экипажа, который «проспал» точку безопасного отрыва и решил компенсировать это за счет увеличения тяги двигателей и более крутого подъема, которые Як-42 просто не смог преодолеть.
«Такое случается, когда самолет не может набрать необходимую тягу двигателей. Пройдя точку принятия решения, в которой еще можно прекратить разбег, пилот все же решил взлетать. Он, скорее всего, совершил типичную ошибку – «поддернул» лайнер, инстинктивно потянув штурвал на себя. При недостаточной тяге, едва взлетев, самолет тут же свалился на крыло», – приводят «Известия» слова эксперта в области безопасности полетов, заслуженного военного летчика РФ Андрея Гусева.
По словам эксперта, недостаток мощности двигателей также возможен и из-за некачественного керосина: сейчас в аэропортах – дефицит топлива. Среди других возможных причин крушения самолета Гусев называет невыпущенные закрылки или их несинхронную работу. «В авиации подобные катастрофы называют «лейтенантской ошибкой», свойственной молодым пилотам. Отрыв от полосы самолета при недостаточной мощности двигателя – самоубийство», – пояснил он. Правда, министр транспорта Игорь Левитин уже заявил, что экипаж самолета был опытным.
Летчик-испытатель Александр Акименков вторит ему: «Есть такое понятие, как продолженный взлет и прерванный взлет. Прерванный – когда самолет успевает затормозить на взлетной полосе. Но у них, видимо, падение тяги произошло, когда уже остановить самолет было невозможно. Тяга могла упасть, потому что произошло нарушение работы топливной системы и, в итоге, снизилась подача топлива в двигатели. Вот летчики и решили уйти продолженным взлетом. Методика такого взлета требует соответствующей подготовки. Рядовых летчиков этой методике не обучают. Поднять самолет они, к сожалению, не смогли».
Версию о слишком долгом разгоне самолета подтверждал и диспетчер аэропорта Туношна Арий Новик, который руководил взлетом судна. «Як-42 начал разбег в 16:00 по московскому времени, – рассказал он СМИ. – И уже буквально через минуту рухнул, оторвавшись метров на 10 от земли». «Он переехал точку отрыва на ВПП, – говорит Новик, – проехал еще несколько десятков метров, выехал на грунт, с которого взлетел, и через долю секунды завалился на левый бок и рухнул».
Источник РИА «Новости» в авиационной отрасли заявил, что причиной катастрофы, помимо отказа техники, могла стать и заправка некачественным топливом. «В качестве приоритетной версии причин сбоя в работе двигателей рассматривается заправка воздушного судна некачественным топливом», – сказал он.
Западные СМИ отреагировали на авиакатастрофу в Ярославле довольно жестко. «Катастрофа Як-42 говорит о плохих показателях безопасности Росавиации, – заявил корреспондент ABC News Норман Хермант. – Это – очередная громкая трагедия в российской авиации, причем она случилась в городе, куда должен был прибыть президент Медведев на международный форум. Поэтому, конечно же, поднимается много вопросов о стареющем авиапарке гражданской авиации в России».
«Эксперты давно обеспокоены состоянием Росавиации после распада СССР. Россия хотела продемонстрировать, что Ярославль – современный и динамичный город. Эта катастрофа нанесла серьезный удар», – пишет CBC news. «Авария Як-42 накладывает тень на видение президента России Дмитрия Медведева о современной России, которое он продвигал в своих выступлениях в преддверии президентских выборов», – комментирует The Telegraph.
«Авиакатастрофа нанесет ощутимый удар по российскому хоккею. Миллиардеры и такие крупные госкомпании, как «Газпром», накачивают деньгами хоккейную лигу, строят арены и увеличивают зарплаты, чтобы удержать игроков и нанять западных звезд. Но эта катастрофа заставит легионеров дважды задуматься, получая предложения из России», – говорится в статье The New York Times.
«В последние годы Россия и другие бывшие советские республики продемонстрировали один из худших показателей авиабезопасности. Эксперты полагают, что одними из причин этого являются изношенность бортов, слабый государственный контроль, плохая подготовка пилотов, сокращение расходов и менталитет», – делает вывод Indipendent.
Одной из главных проблем российской авиации большинство западных экспертов в один голос называют слабый контроль со стороны государства. Как следствие, низкое качество подготовки летчиков и стремление на всем экономить приводит к тому, что аварийные посадки в России случаются с тревожной регулярностью, говорят специалисты.
При этом отмечается, что, к примеру, в США или в Европе системы контроля являются независимыми, что способствует выявлению гораздо большего количества ошибок и недочетов и повышению безопасности полетов. В России же, отмечают западные эксперты, контроль отдан на откуп Ространснадзору, находящемуся в подчинении у министра транспорта Игоря Левитина. В результате после очередной трагедии следуют лишь громкие заявления и частные уголовные дела, а сама система не меняется, пишет портал «Бизнес ФМ».
Летчик-испытатель, герой России Магомед Толбоев согласен с такой оценкой. «Катастрофы – страшные, а причины – очень простые. Это полностью морально устаревший авиационный парк России, который достался по наследству от Советского союза. А беспощадная эксплуатация самолетов не обеспечивает должного технического контроля». «У нас нет госконтроля и надзора за авиакомпаниями и эксплуатацией авиационной техники. Сейчас тоже причину найдут – это не так сложно сделать. Но самолет не падает просто так. Ни один самолет не может просто так взять и упасть», – считает Толбоев.
И здесь вспоминаются временами появляющиеся в прессе истории о том, что авиакомпании при ремонте лайнеров часто предпочитают устанавливать на них несертифицированные («левые») запчасти, потому что они намного дешевле, чем детали и узлы с документами. Ясно, что уровень безопасности от этого снижается.
Президент России Дмитрий Медведев, посетив место трагедии и возложив цветы, заявил, что количество авиакомпаний в России следует сократить в целях увеличения безопасности полетов, а воздушные суда нужно больше закупать за рубежом, несмотря на политику поддержки отечественного авиапрома, поскольку интересы пассажиров – превыше всего.
Президент потребовал от Минтранса и профильных ведомств навести порядок с подготовкой летного состава в авиакомпаниях и избавиться от тех, кто не умеет работать, сообщает Интерфакс. «Нужно посмотреть в каждой авиакомпании на квалификацию экипажа. Там масса чудес происходит. Чего только не рассказывают», – сказал Медведев. «Надо «почистить» тех, кто не готов работать», – потребовал президент.
Также нужно задуматься об обновлении гражданского авиапарка. В этой связи, говорят эксперты, авиакомпания «ЯК-Сервис», владевшая упавшим судном, может быть ликвидирована. Скорее всего, власти создадут условия, при которых мелким компаниям придется слиться с крупными, а крупным – покупать больше новых самолетов, причем иностранных. «Ценность человеческой жизни выше, чем всё, в т. ч. поддержка национального производителя. Если не можем производить достойный транспорт – надо закупать за границей. Для этого нужны большие деньги», – цитируют «Известия» сегодняшние заявления Дмитрия Медведева. Так что реквием по погибшим хоккеистам «Локомотива» может стать похоронной музыкой и для всего российского авиапрома.
А может, Дмитрий Анатольевич, дешевле будет министра транспорта уволить?
Комментарии читателей Оставить комментарий
Катастрофы с "Пахтакором" и командованием ПрикВО - из-за ошибок диспетчеров, а мы говорим здесь о технике.
Иранские ВВС во время ирано-иракской войны почти не летали из-за отсутствия запчастей (парк самолетов, естественно не-иранского производства). Коллапс в Домодедово этой зимой объясняли еще и осутствием импортных реагентов. И т.д. Сопоставляйте.
Еще можно честно народу сказать:"Простите! Мы воссоздадим свой авиапром, все авиакомпании сольем в одну."
Сколько ребят уйдут с менеджеров на заводы и аэропорты. Оживет экономика, ведь авиапром - это многоуровневая комплектация!
Не любит власть свой народ!
Последняя яркая капля была в ЯРОСЛАВЛЕ. Причем никто толком не разобрался в трагедии. Вся правдивая инфо просто вовремя стирается... Не знаю точно, но говорили, что ЯК-42 взлетал вообще с не основной полосы. Я конечно не буду смотреть со спутника была ли там еще полоса, но если борт заставили взлетать с боковым ветром, то это все объясняет. И тяжелый подъем, и хлопки двигателя в последние секунды. Они связаны с тем, что в камере сгорания ТРВД был перебор топлива, не хватило воздуха для создания реактивной тяги. Самолет захлебнулся топливом. Также местный житель, вонный летчик утверждал что та полоса 2.4 км, а основная 3 км.
Насчет общего в гражданской авиации, к которой я имею участие. Я не согласен что нужно покупать самолеты за бугром,нужно просто производить модернизацию своих моделей... И начинать с региональной авиации. Я ГОВОРЮ О АН-24, АН-12, ИЛ-18,АН-28. Да это винтокрылые машины, но они проще и гораздо экономичнее реактивных. В условиях Севера(почти всей России) создать авиапарк новых самолетов
В Перми свидетели говорили, что самолет из облаков выпал уже горящим, тут свидетели говорят о горящем самолет и хлопках, после чего он стал разваливаться в воздухе, но официальная точка зрения показания свидетелей не учитывает.
Есть несерьезные катастрофы?