«Слабый рубль имеет достаточно много преимуществ»

Были бы нынче живы «Окна РОСТА», от них следовало бы непременно ожидать агитплаката с текстом вроде «Все на спасение рубля». Задор и масштабность, с которыми российские финансовые власти бросились на мировую финансовую амбразуру, стилистически тому соответствуют.
К примеру, Центробанк 5 октября провел самую масштабную, по оценке экспертов, валютную интервенцию, продав $1,15 млрд. Общая же сумма проданной американской валюты с начала сентября составила порядка $9 млрд. Таким образом, как нам объясняют, российские власти решили уберечь рубль от стремительного оттока капиталов за рубеж (см. Справку KM.RU). Особенного же чуда пока не случилось: курс рубля к доллару чуть подкорректировался, но явно ненадолго. Хотя бы потому, что как такового дефолта Греция покуда еще не объявила: все лишь с ужасом его пока ожидают, а уж там... Хотя и в Минфине, и в Центробанке прессу не устают заверять, что финансовая политика строится с оглядкой на самый негативный сценарий. Словом, все схвачено, все под контролем.
Между тем опрошенные «Ведомостями» эксперты, признавая, что государство опасается развития самых пессимистических сценариев, считают, что текущий курс рубля совершенно несправедлив. По оценке экономиста банка BNP Paribas Юлии Цепляевой, существующий курс 32-33 руб. за доллар можно было бы счесть справедливым при цене нефти $70 за баррель. Сейчас же нефть торгуется по цене выше $100.
Нашлось на большой финансовой «кухне» место и оптимистам – например, аналитикам «ВТБ-капитал». По их мнению, у рубля накоплен очень серьезный потенциал для укрепления, и к концу года он может составить 31 руб. за доллар. Им вторит экономист финансовой компании «Открытие» Владимир Тихомиров. Издание приводит его аргумент: российские активы значительно недооценены и непременно станут привлекательными для инвесторов, как только схлынут опасения новой глобальной рецессии.
Однако почему-то больше веришь пессимизму казначея Сбербанка Николая Кащеева. «Надо быть совсем слепым и глухим, чтобы не отдавать себе отчет в том, что после стимулов в триллионы долларов, после прощения всяческих «шалостей» банкам мы все там же. Если только нам не дают еще денег – мы обваливаемся, обнаружив, что бродим по кругу вокруг все той же ямы. Что это, если не предпосылки «Великой депрессии 2.0»?», – вопрошает финансист?
А это, г-н Кащеев, как раз то самое, о чем мы все подумали, но писать это слово все же воздержимся...
О судьбе многострадального курса российского рубля в свете последних событий на внутреннем и внешнем рынках в беседе с обозревателем KM.RU рассказал известный российский ученый-экономист, доктор экономических наук, директор Института социальной политики и социально-экономических программ НИУ ВШЭ Сергей Смирнов:
– Основная задача Центробанка – не столько держать курс, сколько избегать волатильности курса, чтобы минимизировать возможность спекулятивных операций на валютном рынке. Если все прогнозируемо, то спекулятивная составляющая уменьшается, а это лучше и для производителей, и для населения в целом. Тут уместно будет вспомнить плавную девальвацию рубля, которая имела место в период кризиса.
Достаточны ли эти произведенные интервенции, на самом деле сказать сложно. Все зависит от того, какую конечную цель ставит перед собой правительство. Если оно хочет поддержать тем самым отечественного производителя – это одно дело. Однако, на мой взгляд, все же некий спекулятивный момент тут присутствует. Наше население очень падко на те импульсы, что идут от экономики, а если начинается какая-то паника, сброс рублей и приобретение долларов, то потом маятник, как правило, качается в обратную сторону. Достаточно вспомнить, что было в 2008 году, когда очень многие, особенно держатели некрупных капиталов, проиграли на обменных курсах.
Ведь основной принцип экономики, как правильно говорят коллеги-эксперты, – в какой валюте вы собираетесь тратить. Если вы планируете уехать за рубеж, то тогда нужно создавать валютные запасы. Если же вы живете в России и тратите рубли каждый день, то какой смысл вам терять на курсе, на комиссионных, на всем прочем? Вы получили зарплату в рублях и идете на российский рынок. Доля тех, кто у нас сейчас (в отличие от 90-х) получает зарплату в иностранной валюте, минимальная: это сотрудники представительств западных компаний, иностранные работодатели и т. д. Таких – ничтожное меньшинство. Абсолютное, подавляющее большинство наших граждан получает зарплату в российских рублях.
Когда снижается курс рубля, тогда, как в свое время очень точно описало одно издание, тихой сапой на полки начинает возвращаться отечественный производитель. И после кризиса 1998 года в России фактически была создана новая пищевая промышленность, худо-бедно был создан параллельный ВАЗу автопром, вполне доступный для граждан среднего достатка. Т. е. слабый рубль имеет свои преимущества, и их достаточно много; напротив, слишком «дорогой» рубль обеспечивает приток импортных товаров. В принципе, сейчас российской экономике не угрожает дефицит товаров, поскольку, в отличие от ситуации 90-х, у нас есть их взаимозаменяемость – либо импортные, либо отечественные. Таким образом, голода не будет, даже при самом негативном сценарии население особо не пострадает.
На мой взгляд, не стоит особо поддаваться на разного рода панику, читая те или иные выкладки. Нынешнее поколение уже практически забыло о том, как меняли деньги в 1991-м, в 1993-м. И, наверное, уже единицы остались, кто помнит о реформе 1961 года. Нынче работают совсем другие механизмы. Я – не пророк в своем отечестве, равно как и в зарубежном, но очевидно, что сейчас у каждого есть возможность принимать решение персонально – как поступать с накоплениями, пусть даже эта позиция и будет расходиться с позицией большинства. Но я и не вижу, кстати, сейчас той ситуации, что была еще совсем недавно – в 2008 году: не вижу паники, каких-то сумасшедших очередей в банках. И это притом, что, согласно финансовой статистике, денежные накопления у граждан сейчас достаточно внушительные. И то, что паники как таковой не наблюдается, – безусловно, обнадеживающий момент.
– Минфину нужен слабый рубль для латания бюджетных дыр, у Центробанка задача – соблюсти валютный коридор. Удастся ли ведомствам «разрулить» противоречие?
– Валютный коридор можно и подкорректировать при надобности, тут проблемы нет как таковой. И я снова подчеркиваю, что задача Центробанка как структуры, формально независимой от правительства (а Минфин зависим, как мы знаем), – не допустить волатильности курса. Можно им пожертвовать в каких-то пределах, тем более что у нас есть и Фонд национального благосостояния, и Резервный фонд. Как минимум год, даже при самых неблагоприятных условиях, они нам позволят продержаться. В принципе, у Минфина и Центробанка разные задачи, как при Борисе Николаевиче – «система сдержек и противовесов». И слава Богу, что у нас есть относительно независимый Центробанк.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Интересно, у кого есть накопления? Если ипотеку не считать накоплением, то копить в принципе нечего. Цены растут, а доходы нет.
Кто-то наварил прибыль и выводит деньги из России. Очень много денег. Кто-то такой, что государство ради него резервы кинулось продавать.. Не рубли же вывозить за границу :-) Бизнес...
А нам рассказывают басни - курс доллара упал, курс доллара поднялся.. валютные интервенции...
Отверточные телевизоры Mystery, Самсунг, Шнейдер-электрик, не умерла еще российская промышленность. Да!
Хороший пример.
А с рублем не хотите такой рассчет сделать? Да при этом не забудьте про деноминацию рубля в 1000 раз.
Что касается акций, то почему бы вам не предложить уважаемой публике пример из динамики цен акций Apple ? Никакому Газпрому и не снилось.
Зачем доллар спасать? Он, если вам известно, дорожает "КО ВСЕМ ВАЛЮТАМ МИРА".