«Внесение поправок навело бы порядок в религиозной жизни»

Волну возмущения и негодования среди представителей религиозных объединений и правозащитников вызвал опубликованный Минюстом еще 5 октября проект поправок к Закону «О свободе совести и о религиозных объединениях». Некоторые увидели в документе ущемление своих конституционных прав и стремление государства взять под контроль деятельность объединений; другие же, напротив, считают, что новая редакция закона поможет лучше противодействовать экстремизму.
Московские евангельские христиане-баптисты направили президенту РФ письмо, в котором выразили возмущение предложенными поправками, пишет «Коммерсантъ». По их мнению, изменения «противоречат Конституции и направлены на усиление контроля за религиозными организациями». В письме указывается на то, что законопроект дает право на свободу совести и вероисповедания только тем гражданам, которые «являются членами зарегистрированных религиозных объединений», иные же будут лишены этого права.
Тем временем Гильдия экспертов по религии и праву провела юридический анализ законопроекта и пришла к выводу, что полноценная религиозная деятельность будет невозможна в рамках религиозной группы, т. к. само понятие религиозной группы в документе не предусмотрено. В итоге всех обяжут регистрироваться, любая иная религиозная деятельность, будь то миссионерство или обучение верующих, будет объявлена незаконной и, вполне возможно, будет караться наложением штрафа или вообще попадет под уголовную ответственность. Но даже зарегистрироваться будет не так просто, т. к. перед этим предстоит пройти процедуру религиоведческой экспертизы. Кроме того, эксперты с усердием будут штудировать религиозную литературу на выявление признаков экстремизма.
Те организации, которые не смогут подтвердить свое вхождение в централизованную религиозную организацию, не смогут в течение 10 лет создавать свои учебные заведения, приглашать иностранных проповедников, заниматься миссионерством в тюрьмах, социальных учреждениях и т. д.
В итоге эксперты Гильдии делают вывод о том, что «данный проект в ряде положений не только противоречит нормам национального и международного права, но и грубо нарушает права граждан и религиозных объединений». Специалисты опасаются, что принятие документа может негативно сказаться на имидже России, спровоцирует религиозную напряженность в обществе, приведет к разладу среди конфессий. Кроме того, поправки к закону необоснованно расширяют полномочия Минюста. «Считаем, что данный проект содержит в себе признаки коррупциогенного потенциала. Положения проекта в случае их принятия позволят исполнительной власти в правоприменительной практике совершенно произвольно интерпретировать его положения», – заключают эксперты.
Представители других конфессий также не одобрили предложенные Минюстом поправки. На этот раз критику поддержали и представители РПЦ, интересы которой государство все-таки стремилось учитывать. «Нас беспокоит изменение правового статуса духовных образовательных учреждений. Минюст предлагает лишить духовные семинарии и академии статуса религиозных организаций и присвоить статус религиозных учреждений, а это лишит их права на получение имущества религиозного назначения. Помимо этого, их деятельность будет регламентироваться не законом о свободе совести, а Законом «О некоммерческих организациях» и Гражданским кодексом, а это, в свою очередь, породит много новых проблем с финансированием и налогообложением», – считает руководитель юридической службы Московского патриархата монахиня Ксения (Чернега).
Однако не все так критично подошли к оценке законопроекта Минюста. Например, первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Европейской части России Дамир Мухетдинов считает, что документ позволит эффективно бороться с экстремизмом. «В целом новая редакция закона должна усилить централизацию религиозных организаций, поставить заслон на пути экстремизма и чуждого влияния, а также усилить самостоятельность и компетентность учреждений профессионального религиозного образования. Все эти проблемы требуют эффективных и неотложных решений», – пишет он.
Председатель Союза православных граждан, главный редактор журнала «Православная беседа» Валентин Лебедев прокомментировал в беседе с обозревателем KM.RU предложенные Минюстом поправки:
– Минюст в последнее время совершенно правильно и справедливо озабочен деятельностью тех, кого мы называем сектантами и деструктивными религиозными организациями, которые, согласно старому закону, совершенно свободно действуют на территории нашего Отечества, будучи официально зарегистрированными. Поправки, которые разработал Минюст, направлены против деятельности этих мелких групп, их и поражают в правах. В законопроекте сказано, что можно создавать религиозные организации численностью не менее 10 человек и давать им право вести образовательную и иную деятельность не менее чем через 10 лет после начала регистрации, что, естественно, не устраивает баптистов-инициативников, которые направили письмо президенту, но ответ так и не получили.
В общем, это – поправки против деструктивной деятельности малых сектантских организаций любого толка. Это могут быть люди, которые заявляют себя людьми «истинно православной церкви», каким-то там «вселенским синодом» (это – условные названия). А на самом деле это – три человека, именуемые в Православии «самосвятами», т. е. людьми, не имеющими ни сана, ни опыта в священнослужении.
Поэтому, конечно, внесение поправок навело бы порядок в религиозной жизни нашего Отечества. Нашим людям, согражданам, которые в силу советских гонений на Православную Церковь и другие традиционные религии до сих пор еще являются неопытными в религиозных делах, свойственны размытое религиозное сознание и неточное религиозное представление. Людей ищущих можно убедить в чем угодно, а это опасно. Людей надо уберечь от духовной опасности.
С другой стороны, создается впечатление, что в министерстве готовили эти поправки разные группы и люди. Существуют поправки, которые не устраивают в т. ч. и РПЦ как главную традиционную религию. Руководитель юридической службы Московского патриархата монахиня Ксения (Чернега) уже сделала по этому поводу заявление. Поправка почему-то превращает учебные духовные заведения (т. е. семинарии и академии) в некоммерческие организации. Это все равно что превратить Московский университет, например, в партию. Как это возможно? Это – не просто какой-то шаг назад, а шаг назад и в сторону в строительстве духовного образования. Кто готовил эти поправки? На что направлена в данном случае законодательная инициатива? Если по первой части все понятно, как и ясно возмущение определенных людей, то сейчас создается впечатление, что поправки готовило другое ведомство. Налицо – отсутствие логики: второе не связано с первым.
Поэтому комплекс поправок должен быть еще раз рассмотрен и доработан. Это понятно каждому человеку, разбирающемуся или действующему на поле нашей религиозной и религиозно-общественной жизни.
Комментарии читателей Оставить комментарий
алексей-паша, чета ты подпутываешь, мусульмане турки резали и в рабство обращали ХРИСТИАН: ассирийцев, ромеев, греков, болгар, румын, венгров, русских, сербов, армян, египтян ... Ужо ваши мулики на пились кровушки, на резвились. Ну да ладно будем знать - под ником Алексей = трепло
Воистину Алюминь, семитушка-антисемитушка.
ACDSee-лжец сдулся, мямлит чего то, аминь
ты себя сам понял себя? Наверно я не прав бы, тебе все же лучше занять, может все же поумнеешь
придется вопрос повторить, для тебя:
"Как "Деяния Апостолов" в вашем воспаленном мозгу попали в "Ветхий Завет"?