]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
В России
Главная → В России
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Вслед за школами ЕГЭ внедрят и в вузах?

15:04 10.11.2011
, Виктор Мартынюк
Вслед за школами ЕГЭ внедрят и в вузах?
Вслед за школами ЕГЭ внедрят и в вузах?

Минобразования и Общественная палата выступили с совместной инициативой об упразднении в вузах традиционных госэкзаменов

Высшей школе не привыкать к разного рода реформам – как к толковым, так и к тем, что «за гранью». И нынешняя совместная инициатива Минобразования и Общественной палаты об упразднении традиционных «госов» для выпускников имела все шансы потонуть в информационном потоке, несмотря на свою незаурядность. Однако стойкая ассоциация предлагаемого новшества с ЕГЭ, споры вокруг которого еще не закончены, придала ему некоторый заведомый оттенок скандальности.

Да, известный адепт «инноваций в образовании», ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов при общении со СМИ моментально делает оговорку: мол, это и близко никакое не ЕГЭ. Однако изложение сути предлагаемого ноу-хау вполне исчерпывающе сообщает нам, что это – суть плоды одного дерева. «Бакалавры будут сдавать комплексный экзамен, базирующийся на шести предметах, которые входят в ядро любой бакалаврской программы по любому направлению», – говорит в интервью изданию «Московские новости» Ярослав Кузьминов.

Конечно, о том, что, собственно, будет из себя представлять экзаменационный материал, судить покуда рано, но достаточно и описания. «Комплексный экзамен» по шести предметам за раз – это что? Шесть вопросов по разным дисциплинам в одном билете и полтора часа комиссии на каждого экзаменующегося? Как-то неинновационно. То ли дело – письменный тест, благо в ряде вузов такого рода комплексные экзамены (правда, вступительные) практиковались еще до пресловутого поголовного ЕГЭ.

Цель новации раскрывается авторами с особенным чувством. Бизнес, мол, сетует, что со студенческой скамьи ему поставляются кадры не так подготовленные, которых приходится доучивать, если не переучивать. Школа ведь у нас, согласно заветам Фурсенко, теперь воспитывает компетентных потребителей. Закладывает навыки, так сказать. А вот вузы, по определению, должны идти дальше: должны обеспечить этому самому потребителю стабильный высокий заработок в хорошей компании, чтобы было на что потреблять. Это, с точки зрения власти, более чем рационально.

Но авторы думают и о высоком – допустимо высоком в условиях рынка, разумеется. Все-таки говорят о необходимости объективной оценки знаний. Знания знаниям рознь, что не секрет. Знание кассиршей-операционистом алгоритма работы, знание парикмахера-стилиста некоего своего минимума, знания финансового аналитика, знания инженера, знания хирурга – все это требует объективной оценки. Вот разве что неувязочка выходит: бизнесу-то фундаментальные знания не только не нужны – он их отвергает как балласт, тормозящий дела. А от балласта надо избавляться. И избавляются.

Компетентному идеальному винтику в бизнес-машине вовсе незачем знать ни римское право, ни историю, ни фундаментальные труды экономистов. «Зачем студентам давать часами Адама Смита с Карлом Марксом? Обучите их актуальным схемам антикризисного управления! К чему эти бесполезные часы на философию, римское право и естествознание? Пусть лучше изучает практику арбитражных судов», – говорит бизнес вузам. Говорит давно и, к счастью, безуспешно. Поскольку не он есть главный заказчик – во всяком случае, в нормальном государстве.

Ведь что удивительно: советская экономика, делаемая фундаментально подготовленными спецами, даже со всеми своими оговорками и со всеми издержками, даже в период пресловутого застоя давала куда лучшие показатели, чем нынешняя, творимая компетентными инноваторами. Чем не тема для нового научного исследования фундаментально подготовленного без всяких ЕГЭ Ярослава Кузьминова?

Очередную инициативу Минобра по «оптимизации» высшего образования в беседе с обозревателем KM.RU прокомментировал президент Всероссийского фонда образования, профессор, академик РАЕН Сергей Комков.

– Сергей Константинович, насколько, на Ваш взгляд, обоснованы приводимые доводы за новую систему аттестации вузовских выпускников? Мол, это позволит им и бизнесу легче адаптироваться друг к другу...

– Ни насколько не обоснованы. Потому что бизнес имеет одну задачу – зарабатывание денег, а система высшего профессионального образования имеет задачу подготовить высококвалифицированного профессионала, специалиста. Тем более что бизнес в России пока что находится в стадии самого дикого своего развития. У нас просто еще нет нормального бизнеса в стране как такового. Так что если сейчас мы будем через коленку ломать систему высшего профессионального образования, подстраивая ее под наш отечественный нынешний бизнес, то однажды мы проснемся утром и поймем, что у нас больше нет ни высшей профессиональной школы, ни бизнеса.

– А что Вы можете сказать по поводу самой идеи о необходимости максимально изолировать итоговую аттестацию от вузов, сделать ее полностью независимой?

– Принимать итоговые экзамены должны только сами вузы, и они же должны персонально отвечать за качество подготовки ими специалистов. Вообще нигде в мире никаких государственных дипломов не существует: существуют дипломы конкретных вузов, которые отвечают за специалиста своей репутацией. И даже финансово отвечает: если специалист подготовлен определенным учебным заведением некачественно, то ему могут предъявить финансовые претензии через суд.

А у нас пытаются предложить систему, когда вуз готовит специалиста, потом какая-то независимая комиссия его аттестует, бизнес так или иначе участвует... А в результате получим ситуацию, когда в реальности никто ни за что в итоге не будет отвечать. Это как по Райкину – «Кто пришивал пуговицы?». Так что я не верю ни в какие независимые комиссии, потому что они все равно будут зависимы от кого-то, но в данном случае вуз тогда сможет в случае чего спокойно заявить: «К нам – никаких претензий! Проверяла нашего студента независимая комиссия».

К тому же новая аттестация будет проводиться в тестовой форме. Работодателю скажут: «Идите к разработчикам этих тестов, идите к независимой комиссии. Мы готовили специалиста по одним критериям, экзамен у него принимали по другим критериям»... Так что, повторюсь, сам вуз должен отвечать за все от начала и до конца, и за выданный специалисту диплом он должен нести персональную ответственность.

– Также неоднократно звучали предложения о введении сертификации выпускников...

– Есть специфические профессии, и к ним в первую очередь относится профессия врача, когда должна быть двух-трехступенчатая система их аттестации. Выдача диплома о профессиональной теоретической подготовке, далее – ординатура, после которой выпускника все равно нельзя сразу допускать к работе с пациентами: он должен некоторое время поработать ассистентом, набраться практического опыта и уже после этого пройти процедуру получения лицензии на ведение врачебной деятельности.

Это – общемировая практика. Например, для того, чтобы получить лицензию врача в Таиланде, нужно сперва отучиться и проработать ассистентом в общей сложности 14 лет, и только после этого человек получает право заниматься самостоятельной врачебной практикой. Возможно, аналогичную систему стоило бы ввести и в отношении педагогических работников, когда право называться учителем наступает не по факту окончания педвуза, а после получения определенных педагогических навыков в школе. Такая система существует в Европе.

Темы: Законотворческая деятельность в России, Высшее образование в России, Образование в России, Реформа образования в России
Источник: KMnews
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 11.11.2011, 20:49
    Гость: СеВолк

    Продолж.
    ".ГУ-ВШЭ открыто позиционирует себя как либеральный вуз, от его представителей приходится слышать о том, что гуманитарный образовательный цикл должен способствовать выработке либерального мировоззрения. А ведь как наши «либералы» кляли коммунистов за идеологизированность образования. Ну да простим болезным - сами ведь из коммунистов вышли, но не только поэтому слово «либералы» применительно к РФ я беру в кавычки. Главное в том, что постсоветский «либерализм» - это всего лишь идейное прикрытие грабежа, бандитизма и криминального мошенничества, кстати, в том числе и в высшей школе, причём в вузах весьма именитых и престижных. Но, по-видимому, именно «либерализм» позволял жулью уходить от ответственности, меняя один вуз на другой.

    Вернёмся, однако, к нашим догадкам по поводу причин выбора беркмановцев. Что может быть кроме идеологии и ценностей? Не знаю. Впрочем, значение этих факторов вообще не стоит переоценивать, прав Иммануил Валлерстайн: «ценности становятся весьма эластичными, когда речь заходит о власти и прибыли». Гораздо более важны причины выбора не конкретного вуза стервятниками блогосферы, а сферы проникновения - образования. Появление в Москве Этлингаи Кº, фарсово напоминающее появление Воланда и его компании, указывает, во-первых, направление следующей после Ирана и арабских стран «деятельности» наёмников информационной войны; во-вторых, locusstandiи fieldofemploymentэтой «деятельности»..."

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 11.11.2011, 20:21
    Гость: СеВолк

    Цитата
    *
    "..13 и 17 мая 2010 г., как сообщил сайт Санкт-Петербургского филиала Государственного Университета - Высшей Школы Экономики (далее - ГУ-ВШЭ), в этом заведении прошли две встречи представителей этого заведения иБеркмановского центра. Одна - в Москве, другая - в петербургском филиале. На встречах «вышки» и «беркманишки» были представлены проекты по блогосфере («MappingtheRussianblogosphere»)и СМИ («Mediacloud»). В октябре 2010 г. в Институте мира при «Рэндкорпорейшн», обслуживающей армию и разведслужбы США, состоялась презентация «Mappingthe Russianblogosphere» - проекта, обсуждавшегося пятью месяцами ранее в Москве. Как сказал бы о такой скорости незабвенный Твардовский, «хорошо работать можешь, очень хорошо, старик».

    Кто-то задумается, почему именно на ГУ-ВШЭпал выбор беркмановцев в развитии их деятельности в РФ? Можно лишь высказать догадки. Беркмановский центр выставляет себя борцом за права человека (в Интернете), выступает с либеральных позиций.."

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 11.11.2011, 13:06
    Гость: СеВолк дополнение

    Цитата об образовании...
    *
    "...Вернёмся в конец 2010 - начало 2011 г., когда шла дискуссия о ФГОСе и о новом федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Оба документа подверглись критике: юристами - за несоответствие признакам кодифицированного акта, за отсутствие госгарантии права на обязательное образование; педагогами и родителями - за многие и многие сущностные недочёты, рушащие образование. Похвалы ФГОС удостоился только у ректора ГУ-ВШЭ Ярослава Ивановича Кузьминова, ссылавшегося на авторитет Александра ОгановичаЧубарьяна и Александра Григорьевича Асмолова (выступление на телеканале «Россия-24»)...."
    *
    Надо полагать "ректор лучшего выза" должен был бы что-то
    смыслить в образовании и законах? Почему он поддерживает
    разрушение и уничтожение образования? Чему учите?

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 11.11.2011, 12:42
    Гость: СеВолк

    "...ректор лучшего российского вуза-ГУ-Высшая школа экономики. Вуз действительно очень продвинутый и отвечающий самым высоким мировым требованиям...."
    *
    Отвечающий самым высоким требованиям ДЛЯ продвижения разрухи
    и развала во всех областях. Этот ВУЗ - заповедник Гайдаров,
    Ясиных, Юргенсов, Гонтмахеров и прочих ИНСОРовцев - лучший?
    Лучший для кого? Для врагов русских? Так и пишите.
    *
    Творчество ИНСОРовцев - зачастую просто либеральный бред
    и их садо-мазофантазии на тему "как им угробить Россию".
    И! Этот ВУЗ - финансируется ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ГОСУДАРСТВОМ и при
    этом его "отцы-основатели" ратуют за рынок. Сами то хавчик за
    счет государства имеют.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 11.11.2011, 12:08
    Гость: Любовь

    Для Константина Л. Вы восхваляете западное образование и западные технологии и не учитываете совсем, что все эти "западные технологии" созданы уехавшими из страны выпускниками советских вузов. Советское образование учило учиться самому при необходимости. После грянувшей перестройки, многие вынуждены были менять специальность и многие вполне успешно. То же, что твориться с образованием сейчас - это полный развал успешной советской системы образования

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (27)
]]>
]]>
Выбор читателей
Штрафы за VPN и поиск экстремистских материалов: разбор закона и мнения экспертов
Фотобанк Росконгресса/Сергей Михайличенко
Захарова: РФ имеет право применять оружие против помогающих Украине стран
Зачем генерал Донахью пригрозил «снести с лица земли» Калининград
Мединский: Путин разбирается в истории лучше многих специалистов
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
Дождливый гражданин «Непобедим» (OST «Лето. Нулевые»)
Наконечный «После меня» (ЕР)
«Варяги» Фюрера
Нереида «Прах» (интернет-сингл)
Алексей Круглов и Игорь Гольденберг «Sweet Dream. Музыка П. Чайковского»
Пилот «Тыгыдым»
Дельфин встретил весну со скрипкой
«Взвинченное, бурлящее, протестующее человечество, погружённое в выборную процедуру, готово к взрыву, восстанию, гражданской войне»
Аберрация «Обе белые» (интернет-сингл)
«Хрен редьки не слаще»: облегчит ли педагогам жизнь новая схема начисления зарплат
Redlight King «In Our Blood»
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.