Партии власти, возможно, придется соображать на троих

Самое увлекательное занятие перед выборами - попытаться представить, как изменится в итоге конфигурация власти. Понятно, что партия власти имеет неограниченный административный ресурс, что оппозиция в большинстве случаев связана с ней определенными договоренностями, что процедура выборов «электрифицирована» до последнего винтика, но все же…
Несмотря на все пропагандистские ухищрения «ЕР» и обещания народу всяческих благостей, за три недели до выборов рейтинг партии власти продолжает снижаться. Теперь, похоже, вся надежда на региональные избиркомы и их умение виртуозно считать голоса. Но даже при всех их стараниях, потенциальное конституционное большинство «Единой России» под большим вопросом.
По этой причине многие высшие чиновники, ответственные за выборы во вверенных им регионах, сидят на чемоданах. Теперь, благодаря откровениям Юрия Лужкова, и не только им, известно, что провальные результаты караются лишением работы.
Главный предвыборный ход Дмитрия Медведева – идея «большого правительства» - оказался не слишком удачным и не нашел отклика в сердцах избирателей. Тем не менее, «большое правительство» останется, судя по информации некоторых источников, ссылающихся на президентскую администрацию, стержнем последних недель парламентской кампании, а накануне голосования будет даже представлен «скелет» этой системы, в которой-де предусмотрено место и для представителей гражданского общества (привет демократической оппозиции). В положительном эффекте сомневаются даже источники, близкие к администрации президента. А раз так, то нет уверенности в собственном будущем.
Уверенность отсутствует до такой степени, что экспертами обсуждается даже отставка главного кремлевского идеолога Владислава Сурков. Слухи об этом ходят давно, но до сих пор не иссякают. Некоторые, впрочем, уверяют, что все обернется его повышением – Сурков поднимется на ступеньку выше и станет главой президентской администрации (в данный момент, напомним, Владислав Сурков – первый заместитель руководителя администрации президента). Но не факт, что после разработанной им идеи «большого правительства» ему вновь доверят роль главного креативщика Кремля.
Если «ЕР» по итогам думской кампании потеряет конституционное большинство (а к тому все идет), ей, скорее всего, придется блокироваться с одной из прошедших в парламент партий и жить в условиях политической нестабильности. Вот здесь и может пригодиться умение Владислава Суркова выстраивать договоренности между различными политическими силами. По этой причине, говорят эксперты, он сейчас не слишком напрягается ради достижения максимального результата на выборах.
Независимые социологические исследования, которые оппозиционные партии заказывают сами для себя, не доверяя тем, что вбрасываются в СМИ, говорят, что рейтинг «ЕР» низок как никогда. Российский журнал The New Times утверждает, что рейтинг «Единой России», согласно данным этих опросов, не превышает 20-22%. Но в целом по стране у «ЕР» ситуация немного лучше. Сами социологи неофициально признают: хоть рейтинг и не дотягивает до 30%, но и ниже 25% не опускается.
В этой ситуации для партии власти выгодны две вещи: чтобы на выборы пришло как можно меньше людей и чтобы в парламент прошло как можно меньше партий.
При минимальной явке избирателей и 26-27-процентной реальной электоральной поддержки «ЕР» после подсчета голосов партии власти могут достаться до 60% мест в Госдуме. Тогда, если в Думу проходят всего три партии, единороссы сохранят за собой большинство в парламенте. Наиболее вероятные кандидаты в эту гипотетическую коалицию, кроме «ЕР», – КПРФ, ЛДПР и СР. Но с КПРФ у единороссов блокироваться не получится по определению, с СР – тоже, поскольку она позиционирует себя как непримиримого противника «ЕР». Остается ЛДПР, которая и может сыграть роль, как когда-то выразился, правда, по другому поводу Дмитрий Рогозин, «спецназа президента».
С ЛДПР, как опять-таки утверждают источники, близкие к администрации президента, у «ЕР» есть соглашение о том, что при реальном рейтинге в 13% «жириновцы» могут «согласиться» на 7-8%.
Что касается «бэкграунда» выборов, то по их итогам хуже всего придется тем региональным руководителям, на чьи места претендуют федеральные чиновники, которым предстоит после выборов оставить свои посты.
В их числе СМИ называют министра транспорта Игоря Левитина. Про него говорят, что свой пост в кабинете Дмитрия Медведева он точно не сохранит. По версии ряда источников, Левитин может занять пост гендиректора аэропорта «Шереметьево» вместо Михаила Василенко.
Некрепко и положение подмосковного губернатора Бориса Громова. Кстати, в его ведомстве находится столько дорожных и других инфраструктурных проектов, что Левитину это место, наверное, вполне бы подошло. Тем более что оно связано с распределением многомиллиардных бюджетов на строительство ЦКАД, организацию скоростных железнодорожных перевозок, платных автодорог-дублеров и т. д.
А на место губернатора Ленинградской области Валерия Сердюкова эксперты и СМИ прочат нынешнего главу президентской администрации Сергея Нарышкина. Петербург уже «занят», а серьезных мест в федеральном руководстве для Нарышкина никак не находится.
Волна перестановок может накрыть и саратовского губернатора Павла Ипатова. Такой сценарий вероятен, если, например, Владимир Путин, вновь став президентом, решит не назначать Вячеслава Володина на пост главы президентской администрации. Тогда Володин может вернуться в родную Саратовскую область и реализовать свою прежнюю мечту стать ее губернатором. А Ипатову, в случае отставки, прямой путь, не исключено, лежит назад, в атомную энергетику (он пересел в губернаторское кресло из кабинета директора Балаковской АЭС).
Эксперты отмечают, что этих губернаторов сместят, если сместят, не за провалы в работе (коих в ряде случаев более чем достаточно), а потому что «так надо». Но известна и группа тех, которые, по мнению аналитиков, практически наверняка «не справятся» с выборами. Среди них Никита Белых из Кировской области. Ему уже сейчас приходится отвечать на вопросы о скором увольнении.
Следующим идет архангельский губернатор Илья Михальчук. Он также, по мнению экспертов, почти неизбежно провалит выборы: по некоторым данным рейтинг «Единой России» в регионе крайне низок и составляет чуть ли не 13%.
К потенциальным отставникам-губернаторам причисляют и главу Карелии Андрея Нелидова. По мнению экспертов, он не слишком популярен в регионе и вдобавок не может справиться с социальными проблемами. На руку ему играет только то, что на своем посту он пробыл еще мало. Так что, не исключено, могут и оставить, сделав внушение. Так же могут поступить и с Анатолием Бровко из Волгоградской области.
В любом случае, партии власти после этих выборов придется жить в новой политической реальности и вспомнить о блокировании с другими политическими силами. А там, глядишь, и до совсем нового президента через шесть лет черед дойдет.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Антошенька, очень интересуюсь следующим: какой из партий вы дадите понять своим голосованием, что довольны ее деятельностью?
Так оно и так профессиональное.
"То что у ЕР не будет конституционного большинства,я думаю понятно и логично."
и
"догадываюсь сколько будет % депутатов в думе, где то 67% из них 20 процентов будет народный фронт"
*
Поскольку "народный", именно в кавычках, фронт будет ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
в составе ЕДРа, то согласно Вашему прогнозу у ЕР будет ИМЕННО
конституционное большинство.
*
Но это вряд-ли. Опросы в 25-30% популярности ЕДРа тоже завышены.
Именно так.Один вопрос: нам-то зачем всё это?
Ну, со своей предвыборной компанией совсем уже. Идёт обед, а «Справедливая Россия» через радио надрывается вовсю. Успокойтесь, остыньте, не надо распаляться так. И так, знаю, что главные везде и что везде начальники. У меня ничего вашего нету, дома у меня, вещи все мои, и что Я имею – это только лишь моё. Даже пыль дома у меня моя – не ваша. Вообще, у вас нет никаких оснований – ни у кого, выдвигать себя. Никого из вас не избиру. А то, что вы только лучшее берёте – Я и так об этом знаю, учили долго. Убирайтесь все. Мне начальников не надо. Сам над вами быть хочу. Может быть, лучше вас на Колыму? Без вас так дышится легко.